Найти в Дзене
Наука наизнанку

Лунный мотоцикл астронавтов. Почему отказались от его использования на Луне

Астронавты программы Аполлон – смелые и отчаянные парни. Не каждый человек согласится на полет к Луне и обратно, рискуя своей жизнью. Но даже на поверхности Луны астронавты вели себя, как настоящие ковбои герои. Они не боялись падений, не учитывали риск повреждения скафандра (запасных не было). Передвигались и падали не соблюдая даже элементарную технику безопасности. Это обсуждали в статье: Там же можно посмотреть и остальные безрассудные падения, как-будто у астронавтов есть вторая жизнь. Вероятно, они настолько спешили все посмотреть и исследовать, что забыли про инстинкт самосохранения. Можно даже сказать, что они что-то приняли для смелости, но если так, то в NASA об этом никогда не признаются. Для того, чтобы астронавты как можно больше осмотрели окрестностей в зоне прилунения, NASA придумали транспортное средство для астронавтов – Ровер. Точнее сказать, сконструировали этот лунный электромобиль не в самом агенства, а в компании Boeing. Полное название этого электромобиля: Lunar

Астронавты программы Аполлон – смелые и отчаянные парни. Не каждый человек согласится на полет к Луне и обратно, рискуя своей жизнью. Но даже на поверхности Луны астронавты вели себя, как настоящие ковбои герои. Они не боялись падений, не учитывали риск повреждения скафандра (запасных не было). Передвигались и падали не соблюдая даже элементарную технику безопасности.

Это обсуждали в статье:

Там же можно посмотреть и остальные безрассудные падения, как-будто у астронавтов есть вторая жизнь. Вероятно, они настолько спешили все посмотреть и исследовать, что забыли про инстинкт самосохранения. Можно даже сказать, что они что-то приняли для смелости, но если так, то в NASA об этом никогда не признаются.

Для того, чтобы астронавты как можно больше осмотрели окрестностей в зоне прилунения, NASA придумали транспортное средство для астронавтов – Ровер. Точнее сказать, сконструировали этот лунный электромобиль не в самом агенства, а в компании Boeing.

Полное название этого электромобиля: Lunar Roving Vehicle (LRV). Их отправляли на Луну для передвижения астронавтов трижды: с 1971 по 1972 год во время миссий Apollo 15, 16 и 17. А перед этим каждая команда астронавтов училась управлять им на полигоне на Земле.

-3

Только колеса на лунном варианте были металлические. Как видно, LRV – достаточно большой и массивный (вес 209 кг на Земле и 35 кг на Луне). Зачем он нужен был на Луне, когда можно было бы вместо него взять дополнительное научное оборудование? Американцы любят все эффектное. Покататься по Луне, сняв видео процесса, произвести впечатление на зрителя и потомков – может быть расчет был и на это.

Но бесстрашные американские астронавты умудрялись и на Ровере подвергнуть рискам свою жизнь и программу Аполлон в целом. Местами они передвигались на Ровере так, что это можно назвать дрифтом.

-4

Попадется большой камень на пути или небольшой кратер и Ровер перевернется. При этом мог пострадать астронавт. Иногда они передвигались и вдвоем. Следы их дрифта на фотографиях.

-5

Мало кто знает, что NASA хотели подвергнуть астронавтов еще большему риску. Изначально специалисты предлагали передвигаться им по Луне на электромотоцикле. Был даже сконструирован опытный образец и его испытывали в условиях низкой гравитации на пикирующем самолете.

-6

В идею был заложен электродвигатель мощностью 0,6 лошадиных сил, подключенный к батарее на 30 ампер-часов. Это позволяло 40-килограммовому байку развивать скорость до 11 км/час.

Трудной задачей перед инженерами являлся вопрос охлаждения щеточного электродвигателя в безвоздушном пространстве. Они решили использовать раму велосипеда в качестве охлаждающего радиатора.

В качестве защиты от перегрева батареи, была предложена другая идея: вокруг нее был проложен слой парафина, который работал как предохранитель для предотвращения перегрева. Когда парафин плавится при перегреве, он расширяется, увеличивается давление в азотной среде корпуса батареи, срабатывает клапан, размыкаются контакты, велосипед останавливался до тех пор, пока не остынет батарея и не снизится давление внутри батареи.

Так себе идея остаться без средства передвижения за сотни метров от посадочного модуля и ждать, когда охладится батарея. К тому же, когда перешли к вопросу обсуждения безопасности передвижения на таком байке, то стало понятным, что безопасность не отвечает никаким критериям. В любой момент могло произойти подобное:

-8

Двухколесный транспорт – крайне неудачная идея для рыхлого лунного грунта. Попробуйте по песку проехать петляя на велосипеде. Чуть ли не на каждом метре движения будет риск заноса и падения. Удивительно, что в NASA сначала сделали и испытали байк, а лишь потом подумали над безопасностью. Это был бы точно перебор.

По другой информации, проект лунного мотоцикла был начат из-за опасений, что лунный вездеход Ровер не будет готов вовремя.

-9

На эту тему лунного велосипеда для астронавтов крайне мало информации. Более менее подробно проект описывался в майском выпуске 1972 года издания от Американской мотоциклетной ассоциации (AMA).