Найти в Дзене
ОколоТеатр

Новые Чеховы – узнайте о них раньше всех

Оглавление

Что происходит с современным театром и режиссурой понять несложно - тысячи спектаклей по всей стране выходят ежегодно, и чтобы посмотреть их нужно всего лишь купить билет. Выходят журналы, книги, проходят встречи, лаборатории и фестивали. Но что же происходит сейчас с самым важным в театре – драматургией? Есть ли сейчас новые Чеховы и кто им помогает?

Есть в театре такая профессия - заведующий литературной частью. И когда-то должностные обязанности завлита были таковы - читать приходящие в театр пьесы, дорабатывать их с драматургами и общаться с новыми авторами, направлять их.

В своё время успех «Современника» был бы немыслим без участия Ляли Котовой, знаменитого завлита. В 60–70-е годы Центральный детский театр пережил свой взлёт во многом благодаря Николаю Путинцеву, который много лет занимал должность завлита. Благодаря его усилиям, первые шаги в драматургии сделали такие известные авторы, как Сергей Михалков, Виктор Розов, Александр Хмелик и Георгий Полонский. Через его руки прошли и многие режиссёры, включая Анатолия Эфроса, Олега Ефремова и Петра Фоменко.

Сейчас же завлит занимается чем угодно, но не поиском новых пьес - написанием поздравлений коллегам, сценариями для празднования дня города, характеристиками артистов для отдела кадров, а часто - даже работой с прессой. Профессия пришла в упадок в 90-х и до сих пор там и лежит.

2000-е годы подарили России новую волну драматургов и целую
драматургическую концепцию, которую так и назвали «Новая драма».
Родился Театр DOC., фестиваль «Любимовка», вышел на сцену Сигарев,
Дурненков*, Вырыпаев* (*признаны иноагентами) и многое другое, что казалось незыблемым и вечным на нашей сцене, но в России нужно жить долго, а история имеет свойство сметать всё на своем пути. Кого-то смело в Прибалтику, а кого-то в Израиль. Из 2024 года Ки**лл Серебр***иков уже не выглядит гением режиссуры, а журнал «Театр» чем-то хоть как-нибудь модным, даже с натяжкой – он остался в 2017. Вот и живем мы с Чеховым, Островским, Тургеневым и всеми остальными - классическими, безопасными и любимыми. И все бы ничего, но Россия всегда была центром мировой драматургии и литературы, почему же сейчас мы так редко в театрах встречаем пьесы молодых авторов? Неужели их не существует?
Существуют!

Каждый год проходят десятки конкурсов молодой драматургии - Ремарка,
Цех драматургов, Авторская сцена, Фестиваль будущего театра, Виртуальный театр, лаборатории в Переделкино, Время драмы, Школьная пьеса и многое-многие другие. Весьма небольшое количество театральных менеджеров-энтузиастов пытаются дать возможность молодежи показать свои идеи и мастерство, найти бриллиант среди графоманства и ту самую пьесу.

Так где же искать эти новые пьесы? Где их почитать, чтобы понять, что вообще происходит с современной драматургией? На какие фестивали съездить и какие лаборатории посетить?

Программа поддержки театров малых городов России

Данный проект направлен на децентрализацию театральной жизни и развитие театра в городах с населением менее 50-100 тысяч человек. Федеральная программа по поддержке театров малых городов России включает в себя Фестиваль театров малых городов России, показ спектакля-победителя на сцене Государственного театра наций и выездные творческие лаборатории по современной драматургии.

Именно в последних происходят новые драматургические открытия. Если вы живете в одном из городов, которые попадают под эту федеральную программу - смело становитесь зрителем и слушателем.

Цех драматургов

Проект существует уже несколько лет и за это время провел огромное количество открытых читок, конкурсов пьес и творческих встреч. Проходит все в Москве, на сцене Электротеатра Станиславский, но драматурги подают заявки со всей страны. И бонус - на сайте Цеха драматургов собрано более 70 пьес, которые за последние годы жури определили как стоящие внимания. Из Цеха драматургов родился еще и проект «Виртуальный театр», который проходит при поддержке ПФКИ и ГИТИСа, где прямо сейчас выходят пьесы в новых форматах – оригинального режиссерского видеоконтента, при этом главным всё же остается слово. Первые выпуски – пьесы «Лошади в космосе» и «Моя бабушка курит трубку» уже можно посмотреть в официальном сообществе ВК.

-2

Ремарка

«Ремарка» — это международный конкурс пьес, написанных на русском языке. Авторы присылают свои произведения для оценки профессиональному жюри. Лучшие пьесы проходят в финал, где их читают и обсуждают эксперты и профессиональные актёры. Финал конкурса проходит в разных регионах. В прошлом сезоне на конкурс прислали более 800 пьес из 12 стран мира! В этом году даты финального фестиваля еще неопределенны, поэтому есть шанс запланировать своё драматургическое путешествие

Авторская сцена

Конкурс существует с 1988 года и курируется Союзом театральных деятелей РФ. Для авторов нет ограничений ни тематических, ни стилистических. Качество текста – вот что в первую очередь интересует организаторов фестиваля. Каждый год у программы новый художественный руководитель, поэтому есть хороший шанс видеть разный взгляд на драматургию из года в год

Время драмы

Здесь нет вообще никаких ограничений для авторов, а поэтому читатель может найти и открыть для себя самые разные форматы драматургических произведений. Заявки принимаются в течение всего года, а все присланные пьесы публикуются в электронной библиотеке конкурса, которая доступна абсолютно всем. В этой же структуре находится журнал «Современная драматургия»

Что можем сказать?

Кто ищет - тот всегда найдёт.
А кто не ищет - будет смотреть и ставить бесконечную Чайку :)