25 марта МиГи не летали. Ближе к вечеру 26 марта с Батайницы взлетели майор Солободан Перич на МиГ-29 б/н 18113 и капитан 1-го класса Зоран Радославлевич на МиГ-29 б/н 18114. Целью был бомбардировщик «Мираж 4000», обнаруженный над Вальево. На обоих МиГах отказали РЛС. В районе Углевика, Республика Сербская, оба МиГа сбил капитан Джеффри Хванг (Jeffrey Claw Hwang) из 493-й эскадрильи ВВС США. В том бою Хванг пилотировал F-15C с/н 86-0156. F-15C с/н 86-0156 в 2023 г. передали в музей ВВС США.
АВАКС Хвангу помогал примерно так же, как в бою 24 марта он помог Майклу Шо. Цели Хванг и его ведомый обнаружили бортовыми РЛС. Постфактум было установлено, что пару МиГов подняли на перехват НЛО. В воздушном пространстве Югославии тогда не находилось ни одного самолета НАТО. Патруль F-15C, сбивший МиГи, утюжил небо Боснии.
МиГ б/н 18113 был сбит первым. Второй ракетой, от одного AMRAAMa Перич уклонился резким маневром. Перич благополучно катапультировался удачно приземлился. Сербские и мусульманские села в том районе перемешаны. Перич приземлился обок сербского. Местыне приняли его за пилота НАТО:
- Ребята, я – серб!
- А!!! Гад, он еще и сербский выучил.
Так сам Перич рассказывал. Если серьезно, то ему крупно повезло.
Самолет Радославлевича AMRAAM поразил в район кабины, летчик погиб в самолете. Игра судьбы. Обломки его МиГа рухнули на землю недалеко от обломков МиГа Перича, но – у околицы мусульманской общины. Очень быстро на место падения прибыли воины НАТО. На фото сбитого югославского МиГа, которое гуляет по интернетам и СМИ, запечатлен самолет Радославлевича. О судьбе летчика, успей он катапультироваться, остается только гадать.
В тот же был потерян еще один МиГ-29: из б/н 18110 катапультировался майор Слободан Тешанович. Утром 25 марта Тешанович перегонял самолет из Батайницы в Голубовицы. При заходе на посадку произошло сваливание, летчик катапультировался. Существует версия об отказе техники, но более вероятна – ошибка летчика. Тешанович в предыдущие три ночи почти не спал, а на маршруте дважды срабатывал приемник предупреждения о радиолокационном облучении. Оба захвата летчик сорвал, а вот при заходе на посадку расслабился, утратив контроль за скоростью и углом атаки.
За первые двое суток операции НАТО югославские ВВС и ПВО потеряли шесть в воздухе МиГ-29, один истребитель получил тяжелые повреждения (де факто уничтожен) при бомбардировке Батайницы, один летчик погиб. По уму на действиях истребительной авиации следовало поставить точку, получилась запятая. Следующие боевые вылеты состоялись в ночь с 5 на 6 апреля.
Между 26 марта и 5 апреля МиГ-29 поднимался в небо единожды. Война не отменила обычные терки между летным и техническим составами, неизбежное следствие отказов техники в полете. Техники заявили, что МиГ б/н 18105, на котором летал Кулачин, вполне исправен. Истребитель облетал лично генерал Великович. Полет выполнялся из аэропорта сурчин и длился всего несколько минут. Великович убедился в правоте летчика, а не техников.
Генерал-полковник Любиша Великович, один из первых югославских летчиков МиГ-29, погиб 1 июня 1999 г. при инспектировании позиций ЗРК под Панчевом. Генерала убило осколками противорадиолокационной УР HARM.
С Батайницы 5 апреля летал майор Боро Зорая, из Поникве – 6 апреля майор Абдул Эмити.
Майор Зорая взлетел на исходе суток 5 апреля – около 23 ч – с заданием перехватить в районе Крушевца самолеты противника, находившиеся на высоте 6000 м, посадку выполнять в Нише. Над Крушевцом на МиГе сработал приемник СПО-15. Зорая сорвал захват резким маневрированием с набором высоты 8000 м. Связь с наземным КП отсутствовала, поэтому майору пришлось воевать методом свободной охоты. Бортовая РЛС засекла на высоте 6000 м три воздушные цели. Зорая переключил прицел в режим «захват», удаление составляло 35 км. СПО МиГа запищал, когда расстояние сократилось до 30 км. Летчику пришлось маневрировать, теперь со снижением до 4000 м; об атаке, естественно, речи уже не было. О посадке майор не помышлял. Новая цель – удаление 40 км. Борая преследовал цель на околозвуковой скорости почти три минуты, до самого стыка границ Югославии, Македонии и Болгарии, где цель … разделилось на три. Все F-16 боевые вылеты выполняли с подвешенными под фюзеляжем контейнерами РЭБ AN-ALQ-131, в состав оборудования которых входили буксируемые ложные цели. Зорая, возможно, гонял именно F-16, а летчик F-16 очень вовремя выпустил ложные цели. В 23.41 майор Боро Зорая выполнил посадку на аэродроме Ладжевци (Кралево), где базировались истребители-бомбардировщики J-22. Это был самый длительный боевой вылет МиГ-29 за всю компанию.
Майор Эмити взлетел в 3.41 с неосвещенной ВПП Батайницы. Массу реальных и ложных целей РЛС МиГа обнаружила еще на взлете. РЛС работала, радиосвязь – нет. Эмити действовал самостоятельно. Одну цель взял в захват, но его самолет тоже оказался в захвате чужой РЛС – о чудо, приемник предупреждения об облучении, СПО-15, был исправен. Эмити резким маневром чужой захват сорвал, а свой утратил. Летчик взял курс на юг, где некогда наблюдалась цели, на перехват которых и подняли дежурный истребитель. В этот момент ожила рация: Назад, курс – к северу. Больше ни одной цели летчик не обнаружил. Через 17 минут после взлета майор Эмити выполнил посадку в Батайнице.
8 апреля летал и убегал от AMRAAMов Драган Миленкович. Дальше МиГи взяли паузу. Было отчего: самолетный парк ополовинен, отказы в каждом полете…
22 апреля авиация НАТО поразила на земле одноместный б/н 18103, 27 апреля - спарку б/н 18302, тоже в Батайнице. 27 апреля в этот день на Батайнице разместили шесть «самолетов» М-18 – деревянные макеты МиГ-29 (М – макета). Пять М-18 свою задачу выполнили - приняли удар на себя. В последующий период на земле был уничтожен только один МиГ-29, б/н 18104 в Нише.
Команда поднять на перехват один МиГ поступила на Батайницу с КП ПВО 4 мая в 12.05. Боевое дежурство нес майор Владиславлевич. На его МиГа, как выяснилось при запуске, в отказе находилось половина бортовой электроники. Полчаса ушло на подготовку к полету другого МиГа. За эти полчаса многое изменилось. На стоянку прибыл командир 204-го полка подполковник Миленко Павлович. Он и занял место в кабине МиГ-29 б/н 18109. В 12.37 Павлович ушел в свой последний полет.
Павловичу приписывают фразу, брошенную им Владиславлевичу:
- Majku ти dečiju, nećete vi da ginete, ja ću;
…ты не погибнешь, я за тебя.
Может говорил те слова командир 204-го полка, может – нет. Фраза полностью соответствуют сербскому менталитету. В русской традиции настоящий герой возвращается со щитом, в сербской – на щите. Милош Обилич убил на Косовом поле турецкого султана, Гаврила Принцип дал повод для начала I мировой войны. Оба пошли на смерть осознанно, оба не считали себя самоубийцами. Малоизвестный факт: первые тараны (не таран!) во II мировой войне выполнили в апреле 1941 г. летчики ВВС Королевства Югославия. Список сербов, не моргнув глазом отдавших жизни за правое, по их мнению, дело, очень длинный. Подполковник Павлович занял в нем достойное место.
Еще одна легенда: перед полетом Павлович сказал, что катапультироваться он не станет.
На Павловича давили сверху, особенно после полета майора Зорая. Майор держал цель в захвате, но хотел быть наверняка. Не успел, оппонент выпустил ложные цели и сорвал захват. Верхние люди пытали Павловича:
- Почему твой парень не стрелял?
Агрессию НАТО Павлович не остановил и остановить не мог, а вот жизни своих парней сохранил. Гибель Павловича поставила точку в действиях истребительной авиации ВВС и ПВО Союзной Республики Югославия. После 4 мая на боевые задания, самоубийственные по факту, МиГи не летали.
МиГ Павловича упал в окрестностях Вальева. Падение сняли на видео местные журналисты. Ролик прокрутили по центральному ТВ: сбит самолет НАТО. Увы… Павлович погиб в 50 км от села, где жили его родители. На месте гибели Павловича установлен памятник – прошитая осколками AMRAAMa плоскость стабилизатора МиГ-29 б/н 18109. В июне 2019 г. авиабаза Батайница получила новое наименование: авиабаза «Миленко Павлович».
Ни одного самолета противника сербские МиГи не сбили, что не чудо. Чудом бы стал сбитый самолет НАТО. В прицеп к причинам неудачной работы сербских истребителей, озвученным подполковником ВВС США Гежи, напрашивается анекдот из 90-х, про милиционера:
- Ты за зарплатой когда придешь?
- Зарплата?! Я думал, пистолет дали, а там крутись как знаешь.
В воздухе сербские летчики могли рассчитывать только на себя. Наземный КП, а при выполнении перехватов в стиле ВВС СССР и СФРЮ наведение с наземного КП считалась обязательным, время от времени себя обозначал и не более того. Справедливости ради, американцы сбивали МиГи скорее вопреки, чем благодаря работе экипажей АВАКСов; голландский случай – особый. Зато «пистолеты» у американцев находились в отличном (почти отличном) техническом состоянии, а вот сербские… Не могу утверждать на 100%, но, как мне представляется, самые необходимые для боя системы (РЛС, СПО, навигация, связь) работали только в полетах Аризанова и Борая, и то – не все время.
Аризанов в своих интервью никогда не говорил, кого он преследовал, лишь отмечал, что захват был неустойчивым, то пропадал, то возобновлялся. Дистанцию до цели он сократил примерно до 10 - 15 км. На такой дальности РЛС МиГа вполне способна обнаружить малозаметный самолет. Сербский интернет пестрит предположениями на тему F-117. Это – вряд ли. F-117 ходили много ниже, чем 8000 м и в совсем другом районе. Одиночной высотной целью над Косово мог быть только В-2. Не более, чем досужие рассуждения, однако логика в них присутствует.
Конкретика по боевому применению В-2 в 1999 г. начала появляться совсем недавно. Информации «в деталях» по-прежнему мало, она отрывочна, а самой достоверной, как ни удивительно, пока остаются данные, представленные в НАТО министерством обороны Республики Сербия в 2005 г. Достоянием гласности выдержки из доклада полковника Славена Вуича стал весной 2024 г. (https://theaviationgeekclub.com/during-operation-allied-force-serbian-air-defence-was-able-to-monitor-b-2-stealth-bombers-but-it-couldnt-shoot-one-down-still-some-personnel-believe-they-managed-to-bring-down-one-spirit/):
- Мы зарегистрировали 14 боевых вылетов В-2, все полеты выполнялись парами. Пролеты В-2 над Югославией фиксировались 24 марта, 17, 18, 19 и 22 апреля. Боевой вылет 15 мая не состоялся по причине плохих погодных условий. В-2 наносили удары только по объектам, расположенным на севере Сербии, выше 44 параллели.
Вуич раскрыл каким образом сербская ПВО обнаруживала В-2:
- В-2, как любой другой самолет, ставил в известность о своем присутствии руководителя полетов гражданских воздушных судов. Сигнал оповещения экипажи В-2 подавали при входе в зону ответственности того или иного РП. То были весьма специфические сигналы, на В-2 стоит очень мощная радиостанция. Специалист с многолетним опытом мониторинга воздушного движения без труда отличал В-2 от других самолетов, как только тот передавал сообщение в центр управления, находящийся в Бриндизи. Дальше В-2 шел курсом на север [огибая Сербию], в наше воздушное пространство он входил с севера.
На том же англоязычном ресурсе, где обсуждались победы летчиков НАТО над МиГами, один из пользователей сделал попытку проложить маршрут В-2 над севером Сербии. Самолет шел почти с севера на юг. От Белграда такой курс неизбежно приводит в район Приштины, где майор Аризанов пытался атаковать высотную цель и где капитан Родригез их группы обеспечения В-2 сбил его МиГ.
А теперь информация со стороны США.
По состоянию на апрель 1999 г. 509-я бомбардировочное авиакрыло, единственное в ВВС США, располагало 19 бомбардировщиками В-2. 13 самолетов проходило модернизацию до уровня блок 30, боеготовыми числилось шесть самолетов. За время операции «Allied Force» в общей сложности было выполнено 49 боевых вылетов, последний 20-21 мая. Все полеты производились с аэродрома постоянного базирования Уайтмен, шт. Миссури; средняя продолжительность боевого вылета составляла около 30 ч. Бомбардировщики ходили на высотах порядка 40 000 футов, выше гражданских эшелонов. Поддерживать все шесть самолетов в боеготовом состоянии не удавалось. Один боевой вылет был отменен из отказа техники, один – из-за сложных метеоусловий в районе цели. Временной промежуток между боевыми вылетами одного В-2 составлял от четырех до семи суток, в течении которых тщательно проверялось и при необходимости подновлялось радиопоглощающее покрытие, выполнялись другие регламентные и ремонтные работы. Боевые вылеты В-2 обеспечивали истребители сопровождения и самолеты подавления ПВО (24 апреля это была четверка F-16 из группы «Only US», таким образом становится понятен состав группы: четыре F-16C блок 50, два F-117 и два В-2). На В-2 стояла мощная аппаратура РЭБ, тем не менее в группу обеспечения выделялся специализированный самолет РЭБ ЕА-6В.
Дальше немного фактов, домыслы и конспирология на тему потери одного В-2.
Один В-2, очень похоже, в боевом вылете 20 мая 1999 г. получил серьезные повреждения от близкого разрыва двух ракет ЗРК С-125 «Нева» из 1-го дивизиона 250-й зенитно-ракетной бригады ВВС и ВО Югославии, командир подполковник Джордже Аничич. Не исключается даже, что самолет («Spirit of Missouri») был сбит и упал в 00.23 21 мая 1999 г. на территории Хорватии. Потерю В-2 американцы не допускают в принципе, а вот повреждение: не подтверждают, но теперь и не опровергают. Дата 20 мая в докладе полковника Вуича отсутствует, как отсутствует и полный текст доклада.
В 2017 г. президент Сербии посетил расположение 250-й зенитно-ракетной бригады. СМИ опубликовали занятный снимок. Вучич покидает мобильный КП, автоприцеп. На задней стенке прицепы изображены, сверху вниз, силуэты F-117 (достоверно сбит 27 марта 1999 г.), F-16 (достоверно сбит 1 мая 1999 г.) и В-2. Снимок после публикации в белградском «Блице» 17 апреля 2017 г. широкого распространения не получил, почему-то. Туман войны. Ракеты, якобы поразившие В-2, имели собственные имена: «Таня» и «Ивана», Россия и Сербия. И еще: одна из бомб, сброшенная с В-2 AV-8 88-0329 «Spirit of Missouri» около полуночи 20 мая 1999 г, поразила здание посольства КНР в Белграде.
В-2 AV-8 88-0329 «Spirit of Missouri» поставлен ВВС США в декабре 1993 г. Это первый В-2, переданный 509-м авиакрылу. В 1995 г. машина демонстрировалась в Ле-Бурже. «Дух Миссури» составил компанию Джону Траволте в боевике «Сломанная стрела». Модернизацию до уровня блок 30 самолет прошел в 1997 г., а значит участие в операции «Allied Force» принимал однозначно. Официально «Дух Миссури» состоит на вооружении 509-го авиакрыла до сих пор. Потерю F-16 ВВС США признали немедленно, F-117 – через трое суток. ЭПР В-2 больше, чем у F-117. F-117 был сбит ракетой ЗРК С-125 «Нева». Думайте сами, решайте сами, ибо доказательств нет и не будет еще 33 года.
Возместить потерю, если она была, американцы не могли. Последний В-2, AV-21 93-1088 «Spirit of Louisiana» был передан ВВС США осенью 1997 г. Сборочные стапеля разобрали в 2000 г., а за год В-2 не соберешь. ВВС США признали потерю единственного В-2: 23 февраля 2008 г. при взлете с авиабазы Андерсен на Гуаме разбился AV-12 89-0127 «Spirit of Kansas».
Атаку майора Аризанова с В-2 не связывают. А зря, охоту на духов открыл все-таки Аризанов (мое частное мнение).
Ильо Аризанов после полета 24 марта 1999 г. попал в госпиталь. Ему была сделана операция, после которой он уже не летал. Подполковник в отставке Аризанов скончался в Белграде осенью 2011 г. в возрасте всего 52 лет. Дочь Аризанова закончила Военную академию. Поручик Наташа Аризанов-Стойнович служит техником на авиабазе «Миленко Павлович» (2023 г.). Наташа поступила в академию в 2014 г., через два года после смерти отца:
- Передо мной не стояло проблемы выбора. Только Военная академия. Подавала на летчика, не прошла врачебную комиссию. Отучилась на специалиста по авиационному вооружению.
- Отец никогда дома не говорил о своем боевом вылете. Домой с работы он приносил только анекдоты. Мама, сестра Ивана [тезка ракеты ЗРК С-125!]и я узнали о том полете лишь, посмотрев фильм «Нико није рекао нећу».
Наташе 24 марта 1999 г. не исполнилось и четырех лет…
Американцы, что не говори, крутые профессионалы, они спустя и два десятка лет выглядят круто. Как герои: Шо, Гежи, Хван.
Сербы. Аризанов, Николич, Эмити – обычные люди. С такими я толкался в белградских автобусах, общался на белградских рынках, сиживал в белградских кафанах. Миленкович? Герой, он в летной форме был. Потом, разве не герой, человек, ведущий автомобиль на скорости порядка сотни км/ч по встречной полосе центральной улицы Белграда? Глубокой ночью.
Оборотной стороной геройства одних часто выступает преступная халатность других. Товарищ Милошевич, перекрасившийся в господина, все время договаривался с западными партнерами. Проблему Косова в 90-е гг. реально можно было решить военным путем. Иное дело, насколько такое решение гуманно, оправдано, правомерно и т.д. В Косово действовала не столько армия, сколько специальная полиция (утяжеленный ОМОН) и по принципу три шага вперед, два назад. Милошевич договаривался, а следовало воевать и к войне готовиться. Еще вариант: расслабиться и получить удовольствие.
В России не любят извиняться перед иностранцами. Исключение, как мне представляется, одно – Сербия. В инете полно русскоязычных комментариев под, например, роликом пронзительной песни «Югославия» Лены Катиной (той самой, из «Тату») на тему «простите нас, сербы»
За что? За то что ни один МиГ-29 не находился в боеготовом состоянии? За отказ Югославии от уже согласованной поставки ЗРК С-300, сербские расчеты которых прошли обучение в России? За неготовность верхов воевать до, как говорят сербы, «даске» (доски)? В югославском генштабе имелись планы нанесения авиационных ударов по авиабазам НАТО в Боснии и Албании. Планы, реально выполнимые даже в условиях полного господства в небе авиации противника. А еще был спецназ, один из лучших если не в мире, то в Европе.
Стратегия Милошевича вроде как сработала. К концу июня 1999 г. командование НАТО оказалось в тупике. Удары по Югославии во избежание больших жертв среди мирного населения наносились высокоточными боеприпасами. Запасы таких боеприпасов стремительно уменьшались, а промышленность не успевала их возобновлять. Альтернатив применению высокоточного оружия имелось две. Первая: бомбардировки с больших высот с неминуемым резким ростом числа жертв среди мирного населения и потерей лица западными демократиями. Второй: нанесение ударов обычными бомбами с малых высот, что означало вступление в игру малокалиберной зенитной артиллерии и повторение, пусть в меньших масштабах, Вьетнама. Третий потенциально возможный альтернативный вариант – наземную операцию – опробовали в Косово. Наступление отрядов УЧК при поддержке авиации НАТО уперлось в стойкость бойцов югославской армии. Оставалось одно – договорняк. Своего рода парламентером от Запада выступил В.С. Черномырдин. Говорят, наш златоуст выкрутил Милошевичу руки…
Простите нас, сербы. За дела кудесника устной речи.
Милошевич договорился, а уже в 2001 г. попал в Гаагу, под трибунал. Слободан Милошевич скончался в 2006 г. якобы от сердечного приступа. Умер (или был убит) как патриот, даже как герой. Патриотизм, который на деле, а не на словах следовало проявить раньше. Хороший урок для политиков одной большой страны.
Часть 1: https://dzen.ru/a/Zx3z0Ul7jV-tclL4