Найти в Дзене
Синефил Тарковского

«Чистый лист» (2024) - прекрасное русское кино

«Чистый лист» – симпатичная драма взросления, снятая дебютанткой в большом кино Полиной Кондратьевой, недавно закончившей ВГИК. Премьера состоялась на кинофестивале «Короче» – там она получила главную премию полнометражной программы и много положительных отзывов. И неслучайно. Без сомнения, это один из лучших российских фильмов года. Запомните это название и, как только он выйдет в прокат, бегите на него со всех ног. И родных прихватите. Главная героиня – студентка колледжа, немного замкнутая, с колким характером и проблемами в семье. Мать умерла, отец не понимает, как и все остальные окружающие её люди. Но в ней живёт мечта – вырваться из болотца родного города и отправиться покорять Москву своей музыкой. По описанию сюжет – банальнее некуда. И, пожалуй, да, сюжетная канва действительно проста. Но вот реализация её далеко не столь примитивна. Кино молодое, бунтарское, прямолинейное. Говорит оно о многом – тут и проблемы взросления, и безысходность жизни в провинциальных городах (хотя

«Чистый лист» – симпатичная драма взросления, снятая дебютанткой в большом кино Полиной Кондратьевой, недавно закончившей ВГИК. Премьера состоялась на кинофестивале «Короче» – там она получила главную премию полнометражной программы и много положительных отзывов. И неслучайно. Без сомнения, это один из лучших российских фильмов года. Запомните это название и, как только он выйдет в прокат, бегите на него со всех ног. И родных прихватите.

Главная героиня – студентка колледжа, немного замкнутая, с колким характером и проблемами в семье. Мать умерла, отец не понимает, как и все остальные окружающие её люди. Но в ней живёт мечта – вырваться из болотца родного города и отправиться покорять Москву своей музыкой. По описанию сюжет – банальнее некуда. И, пожалуй, да, сюжетная канва действительно проста. Но вот реализация её далеко не столь примитивна.

Кино молодое, бунтарское, прямолинейное. Говорит оно о многом – тут и проблемы взросления, и безысходность жизни в провинциальных городах (хотя Ярославль, в котором всё это снималось, показан приятно), и взаимоотношения поколений с сепарацией, и семейные травмы, и воспитание ребёнка с ДЦП, который здесь один из сюжетообразующих персонажей. Ответственность, конечно же. И говорит оно так просто и бесхитростно, что сердце радуется. Искренность окупает и простоту киноязыка, и простоту посылов. Да, пусть они очевидные, но ведь именно из-за своей очевидности часто они ускользают от внимания, превращаются в пустые лозунги вроде «следуй за мечтой». Банально, но ведь это не отменяет того факта, что за мечтой-таки следовать нужно. Фильм берёт эти идеи и показывает их зрителю, как ребёнок, нашедший в речке красиво обточенные цветные камушки. И камушки эти в руках ребёнка – самые важные на свете. Все вокруг главной героини знают, как жить правильно, и только она сама ничего не знает, и пишет свои тихие песни под гитару. Вот и Полина Кондратьева – снимает не так, как было бы правильно, а так, как хочется, ничего не усложняя, не уходя в социальщину. История о людях остаётся историей о людях.

-2

Темы, что тут поднимаются – а тут их много, провоцируют на излишества и спекуляции, и требуется сильное режиссёрское чувство вкуса, чтоб справиться с соблазнами и не уйти в пошлую назидательность. У Кондратьевой это получилось, хоть местами чувствовалось, что ещё пара шажков – и фильм, как канатоходец, сорвётся и полетит в пучину слезодавильности. Но этого не случается. Во многом это заслуга сценаристки Марии Гончаровой, которая, по всей видимости, ещё моложе режиссёра и совсем недавно закончила ВГИК. Диалоги выписаны филигранно, серьёзность скрашивает чудный разговорный юмор, и все основные персонажи вышли жизнеспособными.

Но главная удача фильма, то, без чего всё это бы не состоялось – актёрский дуэт Полины Цыгановой и Елена Лядова. Лядова, понятное дело, актриса опытная, но Цыганова её тут переигрывает. Невероятно живой персонаж, похожа чем-то на героя Дарьи Савельевой из «Каникул» с прошлогоднего фестиваля «Маяк» – даже интонации голоса схожи. Тоже бурчит себе, ощетинившись, под нос, шутит, дабы отгородиться от больного мира вокруг, и верит. Но «Каникулы» скорее драма не-взросления, «Чистый лист» более классичен в этом отношении.

-3

«Чистый лист» из тех фильмов, что вдохновляют жить. И заполнять свой чистый лист чем-то нежным и верным. Это дорогого стоит. Неопытность режиссёра и её почти подростковая прыткость – скорее преимущество, чем недостаток. В меру серьёзное, в меру оптимистичное высказывание. Простое, но честное.

Моя оценка - 7.2/10
КиноПоиск - оценки нет
IMDB - оценки нет