Найти в Дзене
Воздух Писателя

Смерть бога и ещё 3 вечных сюжета

Оглавление

Концепция принадлежит писателю Борхесу, я просто расскажу, в чём суть и как это использовать писателю.

Можно ли уместить все истории человечества всего в четырёх сюжетах? Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес считал, что да. Он предложил четыре архетипа, которые будто бы объясняют, почему нас захватывают истории о подвигах и страданиях. Разберём, какие сюжеты и какие смыслы они передают, а заодно посмотрим на примеры великих произведений.

Согласно Борхесу, литература может и должна сводиться к простым, вечным сюжетам. В его интерпретации, они помогают авторам искать не оригинальность, а истину, и раскрывать суть человеческого опыта.

Сюжет 1: История об осаждённом городе

Суть: В этом сюжете город окружён врагами. Здесь раскрывается напряжение между защитниками и нападающими. В центре внимания — выдержка и вера осаждённых, стоящих на грани поражения.

Примеры:

  • «Илиада» Гомера: Троянская война — архетипичная осада, где сталкиваются человеческие амбиции, предательство и трагедии. Греки и троянцы олицетворяют упорство, самопожертвование и мощь.
  • «Война и мир» Льва Толстого: В осаде Москвы французской армией отражаются не только военные баталии, но и личные драмы, которые передают всю силу и трагизм исторических перемен.

Почему это важно? Осада символизирует неустойчивость жизни и необходимость выбора между долгом и страхом. Это история о границах человеческой стойкости и о пределе человеческих возможностей.

Сюжет 2: История о возвращении

Описание: Главный герой покидает дом в поисках приключений или вынужденно. История строится вокруг его возвращения и столкновения с изменившимся миром или самим собой.

Примеры:

  • «Одиссея» Гомера: Одиссей возвращается домой через множество опасностей, чтобы вновь обрести покой и порядок. Ему предстоит победить как внешних врагов, так и свои внутренние слабости.
  • «Тихий Дон» Михаила Шолохова: Григорий Мелехов возвращается на Дон, но меняется не только окружающий мир, но и он сам, потерявший иллюзии и привязки.

Почему это важно? Сюжет о возвращении раскрывает, как время и опыт меняют нас, и помогает понять, что дом — это не только место, но и ощущение себя в этом мире.

Сюжет 3: История о поиске

Описание: Герой отправляется в путь ради поиска чего-то ценного — физического или духовного. Поиск требует от него отказаться от старых убеждений и пережить трансформацию.

Примеры:

  • Аргонавты: Поход за Золотым руном — это не только поиски символического богатства, но и испытание командного духа и дружбы.
  • «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского: Раскольников отправляется в поиски оправдания своих деяний и в итоге обретает раскаяние.

Почему это важно? Поиски символизируют желание понять жизнь и найти место в мире. Через испытания герой приобретает новые знания и убеждения, позволяющие ему прийти к ответам.

Сюжет 4: История о самопожертвовании бога

Описание: Герой жертвует собой ради человечества или идеи. Это не обязательно фактическая смерт, но и символическая смерть ради высших целей, представляющая собой акт самопожертвования.

Примеры:

  • «Божественная комедия» Данте: Путешествие Данте отражает путь человека к свету и истине через смерть и искупление.
  • «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова: История Иешуа Га-Ноцри, который умирает ради своих убеждений, становится параллелью к вечному конфликту между добром и злом.

Почему это важно? Этот сюжет подчёркивает высшие идеалы, которые дают смысл жизни, и утверждает, что человек может превзойти себя ради других.

Как использовать писателю

Если вы определите, какой архетип использует ваша история, это даст вам больше возможностей для создания метафор и символов. Например, если ваша книга — это "осаждённый город", подумайте, как показать этот конфликт и изнутри, и снаружи. Такая структура не только упрощает создание сюжета, но и добавляет глубины, так как напоминает читателю древние истории, которые бессознательно знакомы каждому.

Я лично использую эти четыре сюжета на этапе подготовки: пытаюсь сразу понять, к какому из четырёх архетипов относится всё, что я напридумывал. Сразу становится, что ещё можно добавить, чтобы сделать историю более объёмной.

А как вы делаете свои истории более рельефными?