Аркадий Райкин был выдающимся артистом и мастером мгновенного перевоплощения на сцене. Он исполнял монологи, фельетоны и скетчи, а также удивлял зрителей своим талантом конферансье. Райкин навсегда вошел в историю советской эстрады и юмора. Его миниатюры и спектакли были пронизаны сатирой и отличались остротой по сравнению с другими артистами того времени, оставаясь при этом интеллигентными и корректными.
Аркадий Исаакович родился в 1911 году в Риге, тогдашней Лифляндской губернии. Его отец работал в Рижском порту и занимался торговлей строительным лесом, а мать, была акушеркой. Аркадий был старшим ребенком в семье; его родители оформили брак за год до его рождения. После него в семье родились две сестры — Белла и Софья, а в 1927 году появился брат Максим, который позже стал известным актером Максимом Максимовым.
В пять лет Аркадия Райкина увезли из Риги, когда город стал прифронтовым. Он сохранил в памяти атмосферу дома №16 по улице Мельничной (сегодня — Дзирнаву).
Семья переехала в Рыбинск, где отец нашел новое место работы. Именно в Рыбинске прошло детство Аркадия, и именно здесь он впервые вышел на любительскую сцену в девятилетнем возрасте. Дома его увлечения не поддерживали, и отец был против карьеры артиста. Однако, смирившись с тем, что делает его сын, родители решили, что для еврейского мальчика будет благороднее заняться музыкой, и купили ему скрипку. Тем не менее, скрипачом и музыкантом он так и не стал.
С Рыбинска семья переехала в Петроград в 1922 году. В северной столице Аркадий полюбил посещать Академический театр драмы. Чтобы купить билеты, он тайно продавал учебники и тетради, за что часто получал взбучку от отца. Райкин учился в одной из старейших и лучших школ города, ныне известной как школа №206. Уже в школе у него проявился творческий характер. Его привлекала не только сцена, но и живопись. На уроках изобразительного искусства он удивлял учителей своей техникой и глубиной мыслей в работах. В результате долгое время он не мог определиться с выбором профессии: стать актером или живописцем.
Стоит отметить, что в детстве будущий сатирик серьезно заболел. В 13 лет он простыл на катке и заработал опасную ангину, которая привела к осложнениям на сердце. Врачи считали, что мальчик не выживет, но он смог победить болезнь, хотя ревматизм и ревмокардит надолго приковали его к постели. Эта болезнь оставила заметный отпечаток на его жизни: он сильно изменился, стал много читать и научился сосредоточенно мыслить. В будущем он работал даже неподвижно, когда трудоспособным был лишь его мозг, изобретая целые спектакли, монологи и диалоги, когда мысли полностью заменяли физические движения. В 13 лет ему пришлось заново учиться ходить.
Когда весной боль в суставах ушла, Райкин встал с постели и оказался гораздо выше своей матери, но все еще не мог ходить. Отец сажал его на плечи, как маленького, и спускал во двор с шестого этажа. Во дворе к нему сбегались дети, смотрели на него и удивлялись, как он пытается ходить на своих длинных, неловких ногах. Болезнь, которую он победил, отняла у него почти год жизни, оставив не только неприятные воспоминания, но и пороки сердца.
В 1929 году, в 18 лет, Аркадий устроился лаборантом на Охтинский химический завод, а в следующем году поступил на режиссерско-актерский факультет Ленинградского техникума сценических искусств, выбрав актерскую профессию. Документы в техникум он подал вопреки желанию родителей, что вызвало в семье настоящий скандал и заставило Аркадия порвать с родными, даже уйти из дома. Учебу в техникуме он совмещал с работой и дополнительно брал частные уроки у артиста Михаила Савоярова, который очень высоко ценил его талант. Окончив техникум в 1935 году, Аркадий попал по распределению в Театр рабочей молодежи (ТРАМ), который вскоре стал Театром Ленинского комсомола.
В 1935 году Аркадий Райкин женился на актрисе Руфь Марковне Иоффе, которую он ласково называл Рома.
Вскоре в их семье родилась дочь Екатерина, ставшая впоследствии женой трех известных актеров — Михаила Державина, Юрия Яковлева и Владимира Коваля. Их сын Константин Райкин пошел по стопам отца и сам стал легендарным артистом, в настоящее время он руководит московским театром «Сатирикон», основанным его отцом.
Однако летом 1937 года Аркадия вновь настигла болезнь — вторая тяжелая атака ревматизма с осложнениями на сердце. В больнице врачи снова предрекали ему самый худший исход и не верили, что он сможет выжить. Но Аркадий снова победил болезнь, хотя выписался из больницы уже абсолютно седым человеком в 26 лет.
Спустя некоторое время на Невском проспекте он встретил Сергея Образцова, который удивился, увидев его полностью седую голову, и посоветовал покрасить волосы, чтобы не выглядеть стариком в столь молодом возрасте. Райкин последовал совету, но в итоге стал «рабом» парикмахеров на долгие годы. Во время многочисленных гастролей ему приходилось красить волосы в различных городах СССР. Поскольку качественных красителей в стране не было, в руках случайных парикмахеров волосы Райкина часто приобретали странные оттенки — от рыжего до зеленого или даже фиолетового. Несмотря на все трудности, болезнь и состояние здоровья никогда не мешали ему в актерской деятельности.
В 1938 году Аркадий Райкин дебютировал в кино, снявшись сразу в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный». Однако его роли в этих картинах остались практически незамеченными. Начало его кинематографической карьеры трудно было назвать успешным, поэтому он вернулся к театральной деятельности. На эстраде Райкин выступал еще в студенческие годы, в основном на концертах для детей.
В ноябре 1939 года Аркадий получил настоящее признание, став лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады с номерами «Чаплин» и «Мишка». Его танцевально-мимические номера покорили как зрителей, так и членов жюри. После этого успеха его пригласили работать в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где за три года он прошел путь от актера массовки до художественного руководителя театра.
Во время войны режиссер Слуцкий пригласил Райкина сняться в фильме-концерте «Концерт фронту», съемки которого проходили в ноябре 1942 года в Москве. В этом фильме свои фронтовые выступления также представили Клавдия Шульженко, Леонид Утесов и Лидия Русланова.
После завершения Великой Отечественной войны Аркадий Райкин продолжил работать в Театре миниатюр и снялся в нескольких кинокартинах. В 1948 году Ленинградский театр миниатюр, которым он руководил, официально выделился из состава Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Он также пытался наладить отношения с кинематографом. Фильмы «Мы с вами где-то встречались» (1954), «Когда песня не кончается» (1964) и многосерийный телесериал «Люди и манекены» (1974), созданный в сотрудничестве с режиссером Виктором Храмовым, стали вершиной его карьеры в кино, хотя она все же была менее успешной, чем его театральная деятельность.
Отношения Аркадия Райкина с советской властью всегда были своеобразными. Его очень любили высокопоставленные чиновники, однако средние руководители часто его ненавидели и конфликтовали с ним. Практически все его миниатюры отличались остротой, что особенно выделяло его среди других советских артистов эстрады того времени. Тем не менее, советские критики отмечали, что миниатюры Райкина всегда были корректными и интеллигентными. Каждое его появление на сцене и экране в СССР воспринималось как праздник. Наверное, именно поэтому для многих граждан Советского Союза Аркадий Райкин стал частью их души и эпохи, которая, к сожалению, ушла безвозвратно.
Аркадий Райкин никогда не стремился к наградам или званиям, которые пришли к нему в основном уже в конце жизни. Звание народного артиста СССР он получил в 58 лет, когда на самом деле давно уже был настоящим народным артистом.
Его выдвигали на Ленинскую премию дважды. Впервые это произошло в середине 1960-х годов за спектакль «Волшебники живут рядом», но выдвижение не получило поддержки соответствующих «инстанций», несмотря на многочисленные письма зрителей. Лишь в последние годы своей жизни Райкин получил Ленинскую премию (в 1980 году) и в 1981 году — звание Героя Социалистического Труда.
Всю свою жизнь Аркадий Райкин много гастролировал по стране и миру, в 1965 году он даже выступал в Лондоне. Многие годы он жил между двумя главными городами СССР — Москвой и Ленинградом. Когда его отношения с партийным руководством Санкт-Петербурга окончательно испортились, он обратился к Леониду Брежневу с просьбой разрешить переезд театра в столицу. Получив разрешение, в 1981 году Аркадий Райкин вместе с театром переехал в Москву.
В последние годы своей жизни, выходя на сцену, Райкин совершал настоящий подвиг. Ему было трудно начать говорить — все мышцы были скованы, поэтому он заранее приходил в театр, чтобы размять их. Лицо, когда-то живое и выразительное, превратилось в маску, а глаза потеряли блеск. Это замечали даже зрители, которые писали письма, в которых выражали свою любовь и рекомендовали ему больше не выходить на сцену, заботясь о здоровье. Однако его родные скрывали эти письма от него. Как вспоминала его дочь, если бы он увидел эти письма, то, вероятно, сразу же и умер бы, ведь на сцене он всегда возрождался.
Аркадий Райкин ушел из жизни поздно вечером 17 декабря 1987 года в возрасте 76 лет, скончавшись от последствий ревмокардита. Его похоронили 20 декабря в Москве на Новодевичьем кладбище. После его смерти руководство театром «Сатирикон» взял на себя его сын Константин Аркадьевич Райкин. Вскоре после смерти Аркадия театру было присвоено имя его гениального многолетнего руководителя.
Читайте также статьи:
Владимир Кашпур. 40 лет был верен единственной жене. Как жил актер?
Александр Галич. Настоящая фамилия. Непростая жизнь. Загадочный уход. Как жил артист?