Александр Галич — знаменитый поэт, прозаик, драматург и сценарист, известный также как автор и исполнитель собственных песен. Он активно участвовал в общественной жизни, состоя в Народно-трудовом союзе российских солидаристов и являясь членом-корреспондентом Комитета прав человека в СССР, где выступал за защиту прав граждан.
Для многих образованных русских людей имя Александра Галича стало синонимом таланта и смелости. Его песни, насыщенные социальной критикой и антипартийными настроениями, принесли ему широкую популярность, но в то же время обернулись серьезными последствиями. В один «прекрасный» день его неожиданно исключили из всех Союзов, что стало для него настоящим ударом. Галич понимал, что его творчество — это игра с огнем, но продолжал писать яркие и театральные произведения, которые отражали его взгляды на жизнь и общество. Он стал голосом целого поколения, стремящегося к свободе и правде, оставив неизгладимый след в российской культуре.
Александр Галич, чья настоящая фамилия Гинзбург, родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (ныне известном как Днепр). Он сам придумал себе псевдоним, составив его из первых букв своей фамилии (Г), имени (Ал) и отчества (ич).
Отец Арон Гинзбург работал экономистом, а мать Фейга (Фаина) Векслер была сотрудницей консерватории и обладала артистической натурой. Она привила любовь к музыке и театру своим детям, включая старшего Александра и младшего Валерия, который также стал известным как кинооператор, снявший такие фильмы, как «Когда деревья были большими», «Солдат Иван Бровкин» и «Живет такой парень».
В 1920 году семья Гинзбургов переехала в Севастополь, а через три года — в Москву. Здесь Александр пошел в столичную школу №24 (сейчас это школа №1227), и уже в раннем возрасте проявил склонность к писательству. В тринадцать лет он опубликовал свой первый стих «Мир в рупоре» в газете «Пионерская правда», подписав его настоящей фамилией.
Александр всегда мечтал о творческой карьере, но долго определялся с направлением. После окончания девятого класса он стал студентом двух учебных заведений: Оперно-драматической студии Станиславского и Литературного института, однако во втором проучился недолго. Его любовь к театру перевесила интерес к литературе, хотя он не оставил стихосложение. В 1938 году, после смерти Станиславского, Гинзбург решил покинуть Оперно-драматическую студию.
В 1939 году он поступил в Театр-студию к Алексею Арбузову и Валентину Плучеку. Спустя всего год Александр дебютировал как драматург, написав сценарий для постановки «Город на заре» вместе с другими студентами. Эта работа стала его первым шагом на пути к успешной карьере, и он также написал песни, которые звучали в спектакле, а также сыграл одного из персонажей.
Таким образом, Александр Галич начал свой творческий путь, совмещая писательское и актерское мастерство. Его дальнейшая карьера была наполнена значительными достижениями как в литературе, так и в театре, и он стал одним из самых известных и влиятельных деятелей русской культуры, оставив после себя богатое наследие в виде произведений, которые продолжают вдохновлять новые поколения.
Когда началась Вторая мировая война, Александр Гинзбург не был призван в армию, так как медики признали его непригодным по состоянию здоровья. Вместо этого он присоединился к геологоразведочной партии и уехал в Грозный, где поступил в труппу местного драмтеатра и служил там несколько лет. Позже, когда его бывший преподаватель Алексей Арбузов создал театральную труппу в Ташкенте, Галич с радостью присоединился к ней, так как там собрались его сослуживцы.
Музыка всегда была важной частью жизни Галича, но в конце 50-х годов он начал уделять ей значительно больше времени. Александр стал писать свои собственные песни и исполнять их под аккомпанемент гитары. Он ориентировался на традиционные романсы и вскоре стал одним из ведущих авторов в этом жанре. С появлением первых магнитофонов, песни начали записываться на бобины, что дало возможность слушать любимые произведения многократно и обмениваться записями с друзьями. Популярность Галича росла с каждым днем.
Когда он начал записывать сборники своих произведений, в них не вошли его первые песни. Некоторые из них, написанные с 1959 по 1962 год, были запрещены советскими властями за несоответствие «общепринятой советской морали». Обиженный такой несправедливостью, Галич продолжал писать песни, которые становились все более глубокими и острыми, выражая протест против власти и политики государства.
Ситуация не могла продолжаться долго, и вскоре Гинзбург столкнулся с жесткими мерами со стороны правительства. Ему запретили организовывать концерты, записывать альбомы и публиковать свои стихотворения. Однако он не собирался снижать темпы — ему была важнее свобода самовыражения, чем комфортная жизнь.
Несмотря на запреты, Гинзбург продолжал тайно выступать в квартирах. Люди, приходившие на его концерты, записывали его песни на кассеты и распространяли их среди друзей и знакомых. Эти «квартирники» становились важной частью культурной жизни, несмотря на репрессии со стороны властей. Они позволяли Галича оставаться на слуху и поддерживать его популярность, даже когда официальные каналы игнорировали его творчество.
Александр Галич стал символом протеста и гражданской позиции, его песни отражали дух времени и желание людей жить в свободной стране. С каждым новым произведением он всё больше углублялся в темы социальной справедливости, личной свободы и политической ответственности, что делало его творчество особенно актуальным для многих.
Таким образом, несмотря на давление и ограничения, Галич продолжал оставаться верен своим принципам и своей музыке, что сделало его одним из самых значимых и влиятельных авторов своего времени. Его наследие продолжает вдохновлять новые поколения, а песни, записанные в те трудные годы, до сих пор находят отклик в сердцах слушателей.
Однако это были только «цветочки», а настоящие «ягодки» ожидали Галича впереди. В 1968 году он стал участником публичного концерта на Новосибирском фестивале авторской песни. Среди прочих произведений он исполнил композицию «Памяти Бориса Пастернака». Спустя месяц после выступления местная новосибирская газета опубликовала статью, в которой Галич подвергся резкому осуждению со стороны общественности. Вскоре ему начали угрожать, а исполнение собственных песен стало под запретом. Это положило начало откровенным репрессиям в его адрес.
Несмотря на давление со стороны властей, Галич не поддавался страху. В 1969 году он выпустил свой первый сборник «Песни», который вышел в «антисоветском» иностранном издательстве «Посев». Это стало последней каплей для властей. В канун 1971 года его исключили из Союза писателей СССР. Через год аналогичная участь постигла его и в Литературном фонде и Союзе кинематографистов, где Галич был также лишен членства.
Эти события стали знаковыми в его жизни и карьере, подчеркивая его стойкость и решимость продолжать творческую деятельность, невзирая на угрозы и репрессии. Галич стал символом борьбы за свободу слова, его песни продолжали вдохновлять и поддерживать людей, даже когда их исполнение становилось все более опасным.
В начале своей карьеры Александр Галич сосредоточился на написании театральных пьес. С 1946 по 1959 год он создал шесть пьес, среди которых наибольшую известность приобрели «Пути, которые мы выбираем», «Улица мальчиков» и «Много ли человеку надо». В 1958 году он написал пьесу «Матросская тишина», премьера которой должна была состояться в только что открывшемся театре «Современник». Однако спектакль был поставлен уже после смерти автора, в 1988 году.
Свой путь в кинематографе Галич начал в 1954 году, став автором сценариев к таким фильмам, как «Государственный преступник», «На семи ветрах», «Бегущая по волнам» и «Третья молодость». В 1964 году на экраны вышел фильм «Государственный преступник», за который Александр Галич получил грамоту от КГБ СССР.
Личная жизнь
Александр Галич встретил свою будущую супругу, актрису Валентину Архангельскую, в Ташкенте. Она была младшей сестрой композитора и дирижера Ростислава Архангельского. Их роман длился до возвращения в Москву в 1942 году, где они официально оформили свои отношения. Уже через год после свадьбы в их семье родилась дочка Александра (Алена), которая впоследствии стала Заслуженной артисткой РФ и родила сына Павла Галича, который также стал актером театра и кино.
Тем не менее, личную жизнь Галича нельзя назвать счастливой. Его отношения с Валентиной были сложными, и они столкнулись с множеством испытаний, что отразилось на их семейной жизни.
Когда Саше исполнилось всего два года, её матери предложили работу в драматическом театре Иркутска. Женщина, не раздумывая, отправилась на новое место жительства, и расстояние между городами стало огромным. Встречи между супругами становились всё реже, пока не прекратились совсем, что привело к разводе.
Александр недолго оставался в статусе холостяка. В 1947 году он встретил Ангелину Шекрот, с которой прожил до конца своих дней. Ангелина искренне любила Галича и старалась создать в их доме уют, не обращая внимания на его многочисленные романы на стороне, чтобы у него был стимул возвращаться домой.
В 1967 году появились слухи о том, что поэт стал отцом внебрачного ребенка. На тот момент у него был роман с сотрудницей киностудии имени Горького, Софьей Михновой-Войтенко. Мальчику дали имя Гриша, и он получил фамилию матери.
С годами напряжение вокруг Галича нарастало. Государственные органы ущемляли его права, не позволяя развивать карьеру. Власть делала всё возможное, чтобы поэт эмигрировал. В 1974 году Галич покинул страну и больше не вернулся в СССР.
Существует две версии о том, как Александр Галич покинул Советский Союз. Некоторые источники утверждают, что он воспользовался израильской визой, тогда как другие уверены, что поэт замаскировал свою эмиграцию под участие в норвежском семинаре. Спустя четыре месяца после его отъезда все его творческое наследие было подвергнуто запрету: все стихи, книги, музыкальные композиции и пьесы были изъяты из продажи. Более того, Галич был лишен гражданства СССР.
После эмиграции Александр переехал в Норвегию, где вышла его первая виниловая пластинка «Крик шепотом», состоящая из двенадцати композиций. Обложка пластинки украшена фотографией Галича с гитарой. Позже он переехал в Мюнхен, а затем в Париж, где провел последние годы своей жизни.
С переездом в Париж Галич и его жена начали обустраивать свою жизнь, однако это счастье было недолгим. Вскоре с поэтом произошел несчастный случай, который стал роковым.
Однажды, когда его жена ушла за покупками, Александр решил заняться подключением телевизионной антенны. Как именно он перепутал гнезда и воткнул антенну в гнездо под напряжением, остаётся загадкой. В результате он получил удар электрического тока, что стало причиной его смерти 15 декабря 1977 года.
Когда жена вернулась, поэт еще был жив. Его можно было спасти, если бы медики прибыли быстрее. Однако помощь не была оказана вовремя, и Галич скончался. После этого инцидента начали появляться слухи о том, что это не был случайный несчастный случай. Тем не менее, эти домыслы не были подтверждены. Парижские знакомые поэта — Владимир Максимов и Василий Бетаки, которые прибыли на место происшествия, подтвердили, что Галич действительно стал жертвой несчастного случая.
Читайте также статьи:
Арарат Кещян. Путь к успеху. Кто жена и дети актера?
Павлу Майкову-49. Обрел счастье с женой лучшего друга. Как живет актер?
Жанне Болотовой-83. Полвека была счастлива в браке с известным режиссером. Почему пропала с экранов?