Мамки и папки, бабушки и дедушки, давно уже отучившиеся в школе, бывает, не могут вспомнить, что такое форма слова. Особенно в отличие от однокоренных слов. Действительно, с логической точки зрения не понятно, почему форма слова – это нечто противоположное однокоренному слову. Разве это не разновидность однокоренных слов? Ведь корень там и там не меняется?
Посмотрим, что нам говорит учебник.
И далее – еще одно правило, в котором упоминается о форме:
То есть, получается, что если одно и то же слово с разными окончаниями, то это и есть две разных формы слова. = В разных формах слова - разные окончания.
Не знаю, как вам, а мне такое объяснение отнюдь не показалось исчерпывающим. Поэтому я обратилась к справочникам и выяснила вот что:
Для выражения мысли слово должно меняться, то есть приобретать иную форму. При этом само слово остаётся прежним: мальчик — мальчика— мальчику.
То есть, понимаете, в чем дело? Трава-травы-траву – это формы одного и того же слова. Это слово, измененное по падежам. Но «трава» и «травка» – разные слова; они не формы одного и того же слова, они – однокоренные слова. Травка – это не абы какая трава, а трава маленькая или молоденькая-хорошенькая (ну, или еще в каком-нибудь другом смысле). И еще в "травке" присутствует, кроме окончания, суффикс К, вот он-то и изменяет слово.
Давайте подытожим.
Форма слова – это одно и то же слово, измененное по падежам или по числу (единственное-множественное) – если только это слово существительное.
В случае с другими частями речи новая форма слова образуется также при изменении по родам (добрый-доброе-добрая), по степени сравнения (добрый-добрейший), она может быть полной или краткой (добрый – добр), а в случае с глаголами добавляются изменение по временам, деепричастие и причастие. Но это все теория не для первого знакомства, и ребенку эта информация будет лишней.
Ребенку 2го класса важно запомнить одно:
Формы слов – это разновидности одного и того же слова, только с разными окончаниями.
#учеба; #дети; #начальная_школа; #словарные_слова; #русский_язык