С 1 по 16 стихи 11 главы 1 послания Коринфянам представляют собой одно из достаточно трудных для толкования мест Писания. Павел пишет:
«Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братья, что вы всё моё помните и держитесь преподанного так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена — слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Поэтому жена и должна иметь на голове своей знак власти над ней — для ангелов. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, — в Господе; ибо как жена от мужа, так и муж через жену; всё же — от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головой? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для неё это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11:1-16).
Хотя некоторые детали в этом отрывке трудны для понимания — например, что Павел имеет в виду, говоря, что женщине следует покрывать голову «для ангелов», — главную мысль понять можно: женщины, когда молились или пророчествовали, должны были покрывать голову, а мужчины, напротив, молиться и пророчествовать должны были с непокрытой головой (11:4, 5). Поэтому смысл отрывка постичь нетрудно; вопрос в том, как сегодня христианам применять его. В частности, христиане имеют разную точку зрения на то, учит ли этот отрывок тому, что женщинам следует покрывать голову в знак покорности мужчинам, когда они приходят на богослужения. Некоторые абсолютно убеждены в том, что в собрании женщина должна иметь какой-нибудь головной убор. Другие отрицают, что сегодня женщина во время поклонения обязана покрывать голову.
Кто прав? Следует ли нам напрямую применять указания Павла относительно головных покрывал для женщин I века, к христианкам, живущим в XXI веке? Этот вопрос мы должны изучить в расширенном контексте, рассмотрев его в свете взаимоотношения Христа и культуры. Для этого мы поставим три общих вопроса и ответим на них.
ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?
Чтобы понять взаимоотношение Христа и культуры, нам нужно знать, что слово «культура» означает образ жизни, включая все, что типично для данного народа: как люди мыслят, в каких отношениях находятся друг к другу, что производят.
Например, культура горожан резко отличается от культуры сельских жителей. У людей в разных уголках мира разные социальные отношения; структура и ценность семьи и местной общины от места к месту разнятся. Люди в Африке, России, Китае и Америке по-разному думают; у них разное мировоззрение и система ценностей. Сказанное можно отнести практически ко всем культурам во все времена: каждая культура отличается от всех других.
КАКОВО ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ХРИСТА И КУЛЬТУРЫ?
Как Христос соотносится с тысячами ныне существующих культур — со всеми этими разнообразными образами жизни разных народов во всем мире?
Во-первых, блага жертвы Христа доступны людям каждой культуры. Говоря, что Христос умер за всех (Рим. 5:18; 2 Кор. 5:14), Новый Завет возвещает, что нет такой культуры, которая была бы чужда Божьему пути. Бог любит и приглашает к спасению всех людей (Отк. 22:17). В Коринфе иудеи и греки, богатые и бедные, знать и простой люд — все могли войти в общение с Христом и Его народом.
Во-вторых, никакую культуру нельзя равнять с царством Божьим. Иисус заявил: «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18:36). Люди всех культур грешат (Рим. 3:23); человечество погрязло в преступлениях, злодействах, эгоизме, пороках. Петр сказал: «Спасайтесь от рода этого развращённого» (Деян. 2:40). Каждое поколение с того времени по наше можно назвать «родом развращенным».
В-третьих, каждую культуру нужно оценивать по Божьим критериям. Поскольку ни одна культура не равноценна Божьему царству, мы не можем предположить, что соблюдение культурных традиций угодно Богу. В Коринфе идолопоклонство и аморальное поведение были обычным явлением, но Бог не одобрял ни то, ни другое. В некоторых культурах было принято совершать человеческие жертвоприношения, а в некоторых сжигали или заживо погребали вдов вместе с их умершими мужьями. В каких-то культурах процветали полигамия или гомосексуализм, во многих нормальной частью жизни считался блуд — секс между неженатыми партнерами. Кое-где в мире нежеланных детей привычно оставляли под открытым небом умирать. То, что в разных культурах подобные практики считались вполне обычным делом, не означает, что Бог когда-либо одобрял их.
С другой стороны, некоторые аспекты всякой культуры угодны Богу. Например, Бог разрешил правительствам наказывать преступников и вознаграждать тех, кто творит добро (Рим. 13:1-7). Он, наверняка, должен одобрять вежливость и хорошие манеры в обществе (см. 1 Пет. 3:8). Мы знаем, что Он хочет, чтобы семьи и местные сообщества заботились о своих (1 Тим. 5:8).
Как узнать, что Бог думает о культурных традициях? Для верующих в Христа есть только один ответ на этот вопрос: оценить культурные традиции мы можем путем сравнения их с критериями, которые мы находим в Божьем Слове, Библии. Если мы хотим узнать, что Бог думает о человеческих жертвоприношениях, идолослужении, блуде — или о вежливости, доброте, благотворительности, — мы можем обратиться к Его Слову. Внимательно изучив, чему учит Библия, мы поймем, какие обычаи и традиции в большинстве культур Бог одобряет, а какие нет.
На последнем суде все люди будут судимы индивидуально, а не как члены какой-либо культуры (Отк. 20:12-15; 2 Кор. 5:10). Даже в наихудшем окружении верные святые могут жить так, что обретут спасение в вечности. И напротив, даже в самой лучшей культуре (при том что никакая культура не эквивалентна Божьему царству) многие, а то и большинство (Мф. 7:13, 14), погибнут.
КАКИМ ПРИНЦИПАМ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ У КОРИНФЯН?
Исследуя взаимоотношение Христа и культурой коринфян, можно выделить некоторые принципы для всех времен и народов.
Отвергайте местные культурные извращения
Коринфские христиане должны были отвергнуть извращения своей культуры. Жители Коринфа любили человеческую мудрость, но тамошним христианам нужно было отказаться от своего высокого мнения о мудрости. Многие в Коринфе были виновны в аморальном поведении и идолослужении, но христиане в этом городе должны были оставить подобный стиль жизни (1 Кор. 6:18; 10:14).
Подобным же образом и другие новозаветные христиане постоянно призывались отвернуться от греховных аспектов своей культуры. Павел убеждал христиан не сообразовываться с этим миром, но преобразовываться (Рим. 12:1, 2). Иаков велел братьям «хранить себя неоскверненными от мира» (Иак. 1:27; см. 1 Ин. 2:15-17). Иисус говорил Своим последователям, что, хотя им и предстоит жить в мире, они не должны быть «от мира» (Ин. 17:15, 16). Иными словами, они должны были отречься от всего греховного в мире и отличаться от окружающих. Христиане I века призывались не реформировать мир, а отвергнуть его. Вот так и христианам во всякое время следует сосредоточивать свои усилия на том, чтобы удерживаться от грехов, которые совершает мир, а не надеяться, что удастся изменить мир.
Приспосабливайтесь к местным особенностям
Коринфские христиане должны были принимать те культурные традиции (законы и обычаи), которые могли привести к спасению душ. Павел приводит в пример себя. Он «для всех... сделался всем» (1 Кор. 9:22). Когда было нужно, он жил по иудейским обычаям, а когда языческая культура могла помочь привести души к Христу, он приспосабливался к ней.
Как сегодня христианам применять принцип Павла в той или иной культуре? Конечно, нельзя приспосабливаться к греховным путям мира; мы должны отвергать всякий грех. Но мы можем использовать все доступные ресурсы, чтобы постараться донести евангелие до погибших. Если бы Павлу представилась такая возможность, неужели бы он не воспользовался преимуществами современных технологий в деле благовествования? Мы можем подходить к людям так, как это делал Павел, стараясь стать «всем для всех, чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых» (1 Кор. 9:22; Российское Библейское Общество). Павел, в сущности, сказал: «Для иудеев я стал как иудей, для греков — как грек». Если бы он проповедовал сегодня, то, наверное, сказал бы: «В Индии я веду себя и проповедую так, как подобает индийскому христианину; в Африке я одеваюсь и поклоняюсь Богу так, как принято у моих африканских братьев». Чтобы более эффективно благовествовать людям, где бы мы ни находились, мы должны приспосабливаться к местным обычаям и традициям.
Соблюдайте местные нормы поведения
Коринфские христиане должны были соблюдать местные нормы поведения. Это значит, что они должны были принять коринфские культурные обычаи, если они не противоречили Божьим требованиям. Они не должны были думать, что раз они христиане, то их не касаются правила, которыми руководствуются другие, или что им не нужно соблюдать нормы поведения в обществе.
Очевидно, в Коринфе существовал обычай женщинам на богослужение приходить с покрытой головой. Не делать этого — значило демонстрировать неуважение к своему мужу. Коринфские христиане, наверное, рассуждали так: «Теперь мы христиане; мы свободны во Христе. Поэтому мы не связаны обычаями наших языческих соседей, и нашим женщинам не нужно покрывать голову, когда они молятся или пророчествуют». Возможно, они также думали, что раз мужчины и женщины равны во Христе (см. Гал. 3:28), то христианки свободны от ограничений, которые общество налагает на них.
Павел хочет, чтобы коринфяне поняли, что пребывание во Христе не освобождает их от соблюдения культурных приличий: женщины должны были следовать местному обычаю демонстрации покорности мужчинам. Он говорит им, что женщинам непозволительно молиться или пророчествовать с непокрытой головой. Поступающая вопреки этому правилу женщина «навлекает позор на свою голову» — на своего мужа (11:5; см. Современный Перевод); это было бы равноценно заявлению, что она больше не подчиняется мужу. Принцип подчинения — женщины мужчине, мужчины Христу, а Христа Богу (11:3) — принцип вечный. Поскольку головные покрывала отражали этот принцип в коринфском обществе, то христианке не следовало пренебрегать этим обычаем. Павел не говорит, что женщины не так важны, как мужчины. Мужчина и женщина зависят друг от друга. Ведь каждый мужчина обязан своим рождением женщине (11:11, 12). Тем не менее, Павел говорит, что женщины должны быть покорными.
ПРИМЕНЕНИЕ
Эти рассуждения подводят нас к вопросу, с которого мы начали: если коринфским христианам было необходимо соблюдать местный обычай относительно покрытия головы, то как насчет нас? В частности, должны ли женщины сегодня покрывать голову, поклоняясь Богу в собрании? Ответ — «нет».
«Если это стыдно...» Какова культурная норма? Сегодня женщинам в России необязательно покрывать голову, когда они идут в церковь, потому что повеление, данное коринфянам, основывалось на понятных им культурных нормах. Требование покрывать голову распространяется на женщин только в том случае, если эта норма понятна и принята в их культуре.
«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. 11:5, 6).
Павел иллюстрирует, как позорно женщине быть с непокрытой головой, сравнивая непокрытую голову с остриженной или обритой. «Если, — говорит он, — жене стыдно быть остриженной или обритой», то тогда ей должно быть так же стыдно пророчествовать и молиться непокрытой. Павел знал, что этот его аргумент должен был произвести желаемый эффект, так как коринфяне были согласны, что женщине стыдно стричь волосы или обривать голову. Эта аргументация Павла применима только среди людей, которые считают, что женщине стыдно стричь волосы.
«Рассудите сами...» Павел опять обращается к пониманию своими первыми читателями их культурных традиций: «Рассудите сами... Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него..?» (11:13-15). Разве «природа» всегда и всюду учит людей, что длинные волосы бесчестят мужчину? В некоторых культурах мужчины традиционно носят более длинные волосы, чем в других. Павел указывает, что для мужчины неестественно иметь такие же длинные волосы, как у женщины. Его рассуждение основано на культурном требовании, что мужчина должен выглядеть, как мужчина, а женщина — как женщина.
Кроме того, если женщина в Коринфе не покрывала голову, это означало, что она не подчиняется мужчине. Если взять для примера Россию, то демонстрирует ли здесь сегодня покрытая голова женщин ее покорность? А непокрытая голова разве говорит о том, что она не подчиняется своему мужу? Ответ — «нет»; но в некоторых культурах ответом может быть «да». Поскольку аргументы Павла были основаны на культурных нормах и поскольку в большинстве мест головной убор женщины больше не означает то, что он означал в Коринфе, то это конкретное требование к женщинам покрывать голову во время молитвы или пророчествования больше к ним не относится.
А вот принцип, лежащий в основе этого требования к коринфянам, действителен по сей день: жены по-прежнему должны подчиняться своим мужьям. Если в какой-либо культуре существует обычай, демонстрирующий подчинение женщины своему мужу, то тамошним христианам следует соблюдать его. Если культура диктует, что женщина должна носить покрывало в знак уважения к своему мужу, то христианки в том обществе должны его носить.
Этот принцип можно расширить. В новозаветные времена христианам было сказано: «Приветствуйте друг друга святым целованием» (1 Кор. 16:20; Рим. 16:16). Как нам исполнять это повеление? Там, где живу я, люди обычно не приветствуют друг друга поцелуем; чаще всего, здороваясь, они пожимают руки. Наверное, можно сказать, что приветствовать друг друга нам следует так, как принято в нашей культуре. В одной культуре это может быть святой поцелуй, в другой рукопожатие, а в третьей какой-либо иной приемлемый способ приветствия.
Повеление остается неизменным, но способ его исполнения зависит от местных обычаев. Каждый христианин должен уважать свои культурные традиции и правила приличия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение урока можно спросить, как должное отношение христианина к своей культуре может помочь решить церковные проблемы. Ответ состоит в том, что многие возникающие в общинах проблемы объясняются непониманием взаимоотношения Христа и культуры. Христиане могут ошибочно ставить знак равенства между своей культурой и Божьим царством. Иногда миссионеры не приспосабливаются к культуре, в которой приезжают работать. Не соблюдая культурные нормы поведения, они неумышленно отвращают от себя людей.
Общины могут иметь проблемы из-за того, что они не отличают вневременные принципы, содержащиеся в Новом Завете, от культурных иллюстраций, в которых эти принципы представлены. Подчинение — это принцип на все времена, а покрывание головы — культурное условие, которое не требует, чтобы его сохраняли навсегда. Если руководители, проповедники, учителя и другие члены церкви научатся отличать то, что дано навсегда, — то, что по замыслу должно продолжаться до конца христианской эры, — от того, что относилось только к церкви I столетия, многие проблемы можно будет исключить или решить. И как результат, в церкви будет больше мира и меньше споров.