Найти в Дзене

Ты — заплатил оброк?! Как крестьян «стригли» 1000 лет назад

Самой тяжелой повинностью были постои, самой легкой… барщина! Таковы странные, на первый взгляд, реалии французского Средиземноморья в период «феодальной революции» (XI век). Если интересно, феодальная революция — это не шутка, а общее место в современной историографии Средних веков. Суть «революции» состояла в том, что около 1000 года рыцари Западной Европы взяли и отменили государство. 800 год. Существует франкская империя Карла Великого, его наместники (графы) правят суд, есть государственные пошлины и повинности. 900 год. Существует (где-то за горизонтом) король Карл Простоватый, но его графы отбились от рук, передают свои должности по наследству, «приватизируют» налоги и повинности, принадлежавшие когда-то государю. 1000 год. Существует (где-то далеко) виконт Раймунд Нарбоннский, но его вассалы отбились от рук. Всякий уважающий себя сеньор судит-рядит, «приватизирует» налоги и повинности, принадлежавшие когда-то графу. И укрепляет замок. Только хозяин в ближнем замке — и есть влас
Оглавление

Самой тяжелой повинностью были постои, самой легкой… барщина! Таковы странные, на первый взгляд, реалии французского Средиземноморья в период «феодальной революции» (XI век).

Если интересно, феодальная революция — это не шутка, а общее место в современной историографии Средних веков. Суть «революции» состояла в том, что около 1000 года рыцари Западной Европы взяли и отменили государство.

Налогов нет… но есть нюанс!

800 год. Существует франкская империя Карла Великого, его наместники (графы) правят суд, есть государственные пошлины и повинности.

900 год. Существует (где-то за горизонтом) король Карл Простоватый, но его графы отбились от рук, передают свои должности по наследству, «приватизируют» налоги и повинности, принадлежавшие когда-то государю.

1000 год. Существует (где-то далеко) виконт Раймунд Нарбоннский, но его вассалы отбились от рук. Всякий уважающий себя сеньор судит-рядит, «приватизирует» налоги и повинности, принадлежавшие когда-то графу. И укрепляет замок. Только хозяин в ближнем замке — и есть власть.

Можно сказать, что государство умерло или распалось на атомы. Любое феодальное владенье (сеньория) — это и есть атомарное государство. Сеньор более высокого порядка требует от вассала лишь военной службы, но не может облагать налогами его крестьян. Чем же живет виконт Нарбоннский? Только рентой со своих частных поместий (домена). Так было и с королем, который, правда, ушел уже совсем далеко за горизонт.

Мир классического Средневековья — это мир без общегосударственных налогов. Хозяин вашей сеньории — это вам и арендодатель, и судья, и получатель каждой пошлины.

Для многих — парадокс: именно в это время (XI-XIII века) экономическое развитие Европы шло семимильными шагами. Прежде, при Каролингах, был застой и упадок…

Кто платит?

Ну а теперь расскажем, что бы вам пришлось платить сеньору, если бы вы превратились в землепашца из Прованса или Лангедока (в других краях повинности могли быть иными).

Провансальская природа. Фотография Jialiang Gao, Wikimedia
Провансальская природа. Фотография Jialiang Gao, Wikimedia

Крестьянский мир пестр, даже соседи часто несли разные обязанности. Одни владели собственной землей (аллодами), но подпадали под юрисдикцию сеньора. Другие — более распространенный случай — сидели на господской земле и за нее платили. Часто они происходили от зависимых людей (сервов и колонов), хотя к XI веку большинство крестьян в Средиземноморской Франции были лично свободными.

Основной податной единицей был манс — это несколько десятков гектаров сельхозугодий. Манс занимало несколько крестьянских дворов (редко — один очень-очень богатый двор).

Хлеб, мясо и баран

Самой неприятной повинностью был альберг (albergum), и ее нес каждый крестьянин сеньории. Это, по-русски говоря, постой воинов с их полным содержанием. Сеньоры унаследовали такое право от франкских королей. Обычно у хозяина замка (шатлена) было под рукой несколько мелких рыцарей, а у тех — слуги.

Так вот! Два раза в год этих гостей видели в каждой хижине. Крестьянский манс принимал на постой (и, главное, кормил!) от двух до двенадцати рыцарей: требовалось отдать барана или свинью, хлеб, лучшее вино и т. п., объем этой повинности прописывался в документах. И воины сыты, и сеньору не надо голову ломать.

Вроде «кормления» для малообеспеченных вассалов, которые переходили со двора на двор и пировали, заодно — следили за порядком и показывали мужичью, кто в жизни хозяин.

Двадцатипятипроцентный налог с виноградника

Крестьянин, сидящий на земле господ, (но не аллодист!) платил еще за эту землю. Это обычно был натуральный платеж, реже — деньги.

В одних случаях отдавали фиксированную долю с урожая, такой сбор назывался таска (tasca) и квартум (quartum).

Таску — одиннадцатую долю — собирали с пашен и огородов. Квартум — одну четверть, как нетрудно догадаться — брали с виноградников, но иногда еще и с пашен, оливковых или миндальных рощ, улова рыбы и т. п., а то и со всех сфер хозяйствования.

Или фиксированный оброк?

В других случаях давали не долю, а точно прописанное в документах количество продуктов. Такой оброк назывался словом census (ценз), у современных медиевистов сложилась традиция называть его по-польски «чиншем».

Объемы чинша бывали очень разные, например — сырная голова и мера зерна плюс гусь (баран, свинья…). Бывало и намного больше. Например:

  • 4 свиньи;
  • 2 барана;
  • 2 ягненка;
  • 2 курицы;
  • 4 секстилия вина высшего сорта;
  • 12 фунтов хлеба высшего сорта;
  • 2 головы сыра;
  • 8 возов сена;
  • 2 солида деньгами.
Крестьяне собирают желуди для свиней, английская миниатюра начала XIV века
Крестьяне собирают желуди для свиней, английская миниатюра начала XIV века

Бан — двигатель прогресса!

Собственник-аллодист не платил долю с урожая, но сейчас речь пойдет о тех поборах, которые затрагивали всех крестьян, живущих на территории сеньории.

Все началось с того, что распределение пастбищ в горах или устройство запруд на реке приходится регулировать. Государь (то есть сеньор) решит эти вопросы «ради вашего же блага», а в еще большей степени — ради собственного блага.

С владельцев стад взимался пастбищный сбор (pascherium) — доля в приплоде. Что же касается запруд, сеньоры ввели монополию на водяные мельницы — такая мельница могла принадлежать лишь господину. А чтоб крестьяне точно мимо нее не прошли, у них изъяли ручные зернотерки, на которых мололи муку 10 000 лет.

Так благородные сеньоры совершили технологическую революцию. Можно сказать, что на смену ручному труду пришли ранние машины! Водяное колесо было известно и в «солнечной античности», но там погоды не сделало, зато теперь, в «темное средневековье», оно заработало в каждой деревне.

Однако радовались ли крестьяне? Водяная мельница молола не бесплатно.

Такое «прогрессивное» мероприятие называлось мельничный бан (до юга Франции это дошло довольно поздно).

Бывал еще и печной бан, чтобы не только муку мололи, но и хлеб пекли — у сеньора.

И т. д. и т. п.

Мы говорили лишь о самых важных повинностях! Их было еще много: судебные штрафы и пошлины. А также пошлины дорожные, торговые, таможенные и портовые — в первую очередь они касались купцов, но ведь и земледельцы ездят продавать урожаи.

А еще была церковная десятина, которая порою тоже оседала в руках светских властителей.

Управляющий поместьем надзирает над работой сервов и указывает. Миниатюра начала XIV века, Англия (сцена, нехарактерная для Средиземноморской Франции)
Управляющий поместьем надзирает над работой сервов и указывает. Миниатюра начала XIV века, Англия (сцена, нехарактерная для Средиземноморской Франции)

«Дурные обычаи»

Система складывалась постепенно. Считалось, что сеньор не может выходить за традиционные рамки и вводить новые повинности. На практике же говорится о «дурных обычаях» и насильственных поборах.

Обычно это были экстраординарные платежи (аналог северофранцузской тальи): сеньор мог потребовать с селян деньги на выкуп из плена, женитьбу сына и т. п. Южане с этим не мирились и сопротивлялись. Ведь если раз или другой дать слабину, побор может войти в «обычай», и в следующий раз право будет уже на стороне сеньора.

Источники молчат о крестьянских восстаниях в средиземноморской Франции в этот период. Но, в принципе, крестьяне и без мятежа могут отравить господам жизнь, если очень хотят.

Кроме того, о силовых поборах мы узнаем потому, что они осуждаются в феодальных документах: такое впечатление, что сами сеньоры умели «поставить на место» некоторых зарвавшихся товарищей.

Барщина свободного человека

«Куда уж больше? Там была еще и барщина?» — спросите вы. В других краях бывало по-другому, но в южной Франции эта повинность оказалась одной из самых безобидных… всего несколько дней в году, иногда даже один день в году!

Барщина, как ни странно, была повинностью свободного человека. Возникла она вот как: сеньоры унаследовали от государства Каролингов право требовать дозорную, извозную, посыльную повинность и т. п. Феодалам эти повинности были уже не нужны, и их, по договоренности, стали превращать в отработки.

Собственное хозяйство у сеньоров было небольшим, да и там чаще использовали наемных работников. В целом система была заточена на то, чтобы крестьянин сам организовывал свой труд и был мотивирован («больше работай! думай и работай! да, с тебя много возьмут, зато остаток будет точно твой»).

И родина трубадуров оказалась одним из экономически развитых регионов средневекового Запада.

Понравилась статья? Поставьте лайк, тогда ее увидят больше читателей! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие материалы.