История линкора «Новороссийск» окутана тайной и до сих пор притягивает внимание историков и любителей морских загадок. Этот величественный корабль был свидетелем драматических событий XX века, пережил мировые войны, сменил флаги и стал частью политических игр великих держав. Его броневой корпус хранил следы исторических битв, столкновений интересов, а также тех невидимых сил, что определили его судьбу. Давайте окунемся в историю и вспомним, что произошло в ту роковую ночь.
Прощание по-итальянски
Когда-то линкор «Джулио Чезаре» был гордостью флота Италии, боевой машиной, которая застала не одну войну. Построенный на стапелях Генуи в 1911 году, корабль был назван в честь легендарного древнеримского полководца и со временем стал символом военной мощи. Служба его была полной риска и славы: в Первую мировую войну он участвовал в битвах за Средиземное море, а во Вторую — сопровождал конвои, защищая важнейшие морские пути от атак союзников.
Однако время не пощадило «Джулио Чезаре». В 1942 году, по рассказам итальянских военных, он устарел и был переведен в категорию учебных судов. В обычной ситуации для линкора подобный исход — выход на пенсию, но для линкора он стал началом новой жизни. Так, в 1943 году, накануне капитуляции Италии, линкор оказался на Мальте, где и был сдан Союзникам.
Новое имя в СССР и финальный аккорд
После Второй мировой войны судьба корабля оказалась связана с советской историей. В рамках репараций он был передан Союзу, где получил новое имя — «Новороссийск», как символ новой эпохи или новой миссии. К тому моменту судно давно не использовалось, требовало капитального ремонта и модернизации, чтобы соответствовать стандартам флота. Советские специалисты приложили немало усилий, чтобы вернуть ему боеспособность, и уже в 1955 году «Новороссийск» вошел в состав Черноморского флота, заняв место флагмана. По задумке военных, он символизировал мощь и технический прогресс СССР.
Ночь с 28 на 29 октября 1955 года навсегда вошла в историю. «Новороссийск» пристал у Севастополя, вернувшись с очередного учения. На борту находилось больше тысячи членов экипажа. Тем не менее это было не полный состав. Многие солдаты отправились в увольнение, включая капитана Хуршудова. Как ни парадоксально, отсутствие части экипажа помогло спасти множество жизней. В два часа ночи, когда море было спокойно, а город погрузился в сон, мощный взрыв сотряс линкор, разорвав его носовую часть. Ударная волна была настолько сильной, что в корпусе образовалась пробоина площадью 150 квадратных метров, моментально уничтожившая около ста моряков. Теряя равновесие, корабль начал стремительно тонуть, вызывая хаос и отчаяние.
Сигналы о помощи были немедленно отправлены на соседние суда, чьи экипажи оперативно направили спасательные группы, стараясь предотвратить погружение «Новороссийска» под воду и удержать его на плаву. Однако драгоценное время было утрачено: прибывший на место катастрофы командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко запретил буксировать линкор на ближайшую отмель, несмотря на критическую ситуацию. Около пяти часов утра, под крики и отчаянные молитвы тех, кто оставался на борту, линкор перевернулся, захватив на дно сотни людей.
Загадочный взрыв
Известно, что в ту ночь не стало свыше 600 человек, среди которых было около 30 спасателей, прибывших на помощь с крейсеров «Михаил Кутузов» и «Молотов». Также больше сотни людей получили ранения. Те, кто ушел под воду вместе с судном, обрели последний покой в братской могиле, оставив множество вопросов.
Так, причины катастрофы по сей день до конца не ясны. Самой первой версией, казавшейся наиболее очевидной, было предположение о детонации боезапаса. Но экспертиза исключила внутренние повреждения, установив, что взрыв был спровоцирован внешним воздействием. По официальной версии, взрыв мог произойти из-за мины времен Второй мировой, которые иногда встречались в морских дебрях. Однако в кулуарах обсуждали и иной сценарий: возможно, это была диверсия, организованная спецслужбами Италии или Британии, которые мечтали расквитаться с флотом СССР.
При этом, в разное время вокруг трагедии всплыли и другие теории — от случайной атаки своих до заговора военных, но все они так и остались неподтвержденными. Это тайна, оставшаяся в истории под грифом «секретно». Спустя два года после трагедии «Новороссийск» всё-таки подняли со дна, отбуксировали в другую бухту, где его окончательно разоружили и разобрали. Таким образом, советско-итальянский линкор превратился из гордого флагмана Черноморского флота в памятник загадочной трагедии, оставив после себя множество вопросов, ответы на которые хранят морские глубины.
Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!