Найти в Дзене
Наталья Вохмянина

Чек за наушники Apple есть, а возврата нет! (случай из практики)

В комментариях к моей статье «Вам чек нужен?» некоторые подписчики выражали своё несогласие с моим советом всегда требовать чек. Они утверждали, что в настоящее время продавцы без проблем возвращают товар даже без чека. Однако, как показывает практика, даже наличие чека не всегда является гарантией быстрого возврата покупки. В городе П. произошёл спор между покупателем и магазином. Покупатель приобрёл в магазине две пары наушников Apple стоимостью 21 990 рублей каждая и имел чек на покупку. Однако в кассовом чеке не были указаны серийные номера наушников, что не является нарушением закона. Какое-то время наушники работали исправно, но потом перестали заряжаться и стали неработоспособны. Покупатель обратился в магазин с требованием устранить недостатки, так как гарантийный срок на товар ещё не истёк. Он указал на явные дефекты и предъявил чек покупки, но магазин отказал ему, ссылаясь на то, что наушники с такими серийными номерами в их магазине не продавались, и, следовательно, магазин

В комментариях к моей статье «Вам чек нужен?» некоторые подписчики выражали своё несогласие с моим советом всегда требовать чек. Они утверждали, что в настоящее время продавцы без проблем возвращают товар даже без чека. Однако, как показывает практика, даже наличие чека не всегда является гарантией быстрого возврата покупки.

В городе П. произошёл спор между покупателем и магазином. Покупатель приобрёл в магазине две пары наушников Apple стоимостью 21 990 рублей каждая и имел чек на покупку. Однако в кассовом чеке не были указаны серийные номера наушников, что не является нарушением закона.

Какое-то время наушники работали исправно, но потом перестали заряжаться и стали неработоспособны. Покупатель обратился в магазин с требованием устранить недостатки, так как гарантийный срок на товар ещё не истёк. Он указал на явные дефекты и предъявил чек покупки, но магазин отказал ему, ссылаясь на то, что наушники с такими серийными номерами в их магазине не продавались, и, следовательно, магазин не может нести ответственность за их неисправность.

Покупателю пришлось обратиться в суд за защитой своих прав. В своём иске он просил расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные денежные средства. Нам неизвестны все обстоятельства этого дела, но суд первой инстанции не поддержал требования покупателя и встал на сторону магазина. Магазин утверждал, что наушники с такими серийными номерами не поставлялись в их магазин.

Апелляция и первая кассация также не помогли потребителю в его стремлении к справедливости. Дело дошло до Верховного Суда РФ, который отменил решения предыдущих судов и направил дело на новое рассмотрение по следующим основаниям:

- по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену);

- договор розничной купли-продажи считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа;

- недостаток в товаре истца проявился в период гарантийного срока;

- покупатель приобрел в магазине наушники Apple, и в подтверждение покупки магазином был выдан чек, который доказывает отношения продавца и покупателя по договору купли-продажи;

- в чеке указано, что покупателем были приобретены две пары наушников Apple стоимостью 21 990 рублей, но идентификационный, заводской или серийный номера в кассовом чеке не указаны;

- иные документы на проданный товар не заполнялись, на вопрос суда к представителю продавца (магазина): «Какие именно наушники были проданы (с каким серийным номером)?», ответа не последовало.

Таким образом, Верховный Суд РФ справедливо пришёл к выводу, что потребитель, имея чек магазина и являясь добросовестным приобретателем, имеет все законные права на предъявление требований по исправлению недостатков товара или возврату денежных средств. Принятые судебные решения не в пользу потребителя были отменены, и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Именно поэтому я советовала всегда получать чек контрольно-кассовой техники (ККТ), поскольку в спорной ситуации (а именно такие случаи и представляют практический интерес) продавец может обоснованно отказать в возврате товара. Как видите, в описанной ситуации даже чек не помог покупателю быстро вернуть деньги, а в случае его отсутствия доказывать факт покупки было бы ещё труднее, и неизвестно, добился бы покупатель справедливости.