Продолжаю делиться материалами о Филиппе Низье Антельме (Филипп Лионский, или Вашо, или д'Арбресла) - самом великом Чудотворце всех времен и народов и лучшим Друге святого русского Государя. Переведено и подготовлено специально для ОС, на русском языке публикуется впервые:
«Когда Господь призовет меня к Себе», — говорит он иногда, — «даже рукой убийц, я благословлю Его божественную волю».
Среди мистических тенденций, которые время от времени появлялись при русском дворе и которые могли бы иметь счастливые последствия для империи и императора, есть одна особенно любопытная, едва известная в России, почти игнорируемая в Европе - это деяния таинственного, намеренно скромного человека, называемого «Неизвестным Мастером».
Три года назад, во время поездки во Францию царя и царицы во время их короткого пребывания в Компьене, под руководством Вальдека-Руссо, был день отдыха, в течение которого гости оставались в замке. Император и императрица, официально, должны были прогуляться по обширному парку, без сопровождения, без сопровождения, под надзором очень небольшого числа агентов.
В действительности, во время этой прогулки царь принял в углу парка персону, чья почти плебейская одежда и простота, должно быть, очень удивили чиновников, которым было поручено представить его Его Величеству. Это был человек лет пятидесяти, среднего роста, очень скромно одетый и в мягкой шляпе. Густые усы и энергичное лицо с подчеркнутыми чертами придавали ему вид отставного капитана. Но если бы чиновники внимательно посмотрели на эту загадочную личность, их бы поразило выражение его глаз, полных улыбающейся доброты, в которых время от времени мелькали проблески гениальности. Их удивление было крайним, когда они увидели, как царь пошел навстречу этому одетому по-воскресному бюргеру, взял его за руку, заговорил с ним ласково, почти с почтением, и фамильярно увел его. Затем, когда разговор был окончен, в конце долгого времени, в течение которого чиновники парка, тепло его приветствовали и доверили его швейцарам.
Они проводили странного посетителя на станцию, где он тихо поднялся в купе третьего класса. Это был «Неизвестный Мастер».
Иногда он живет в рабочем предместье большого города во Франции, где с великой благотворительностью заботится о бедняках, которые его обожают; Иногда он отправляется на отдых в соседнюю деревню, где принимает непосредственное участие в жизни сельского населения и исполняет скромные почетные функции капитана пожарной команды.
Как врач бедных, этот тихий пожарный капитан, умудрился быть принятым царем и беседовать с ним дольше, чем министры? Это потому, что Неизвестный Мастер, как говорят, является лидером, инициатором, почти невидимым, но пламенным апостолом великого мистического движения, которое, помимо официальных религий и вопреки их догмам, теперь циркулирует среди народов.
Неизвестный Мастер, несмотря на безвестность, в которой он укрывается и скрывается от глаз мира, в течение нескольких лет имеет множество учеников во Франции, Италии, Германии, Скандинавии, но особенно в Англии и Америке,, выдающихся ученых и людей из самых разных областей, которые испытывают к нему самое почтительное и восторженное восхищение.
Я знаю, например, что он часто приезжает в Италию, где у него есть выдающиеся друзья и, естественно, также много друзей. Хотя он избегает любых проявлений, скрывается, едва показывается своим самым ревностным последователям, Неизвестный Мастер не мог скрыть своего влияния и часто подвергался нападкам. Его обвиняют в том, что он шарлатан и живет за счет общественного доверия; Но он пропускает нападки мимо ушей и просит, чтобы никто не защищал его. С другой стороны, простые люди, простые и бедные, которые приходили к нему, о которых он заботился, помогал, поощрял, любят его как отца, почитают его как святого и были бы убиты, чтобы защитить его. Неизвестный Мастер вызывал как яростную ненависть, так и возвышенную преданность.
Существование столь властно могущественного существа, столь мистической жизни, не могло быть проигнорировано в стране, где мистицизм является высшей силой.
Несколько славянских мистиков слышали о Неизвестном Мастере, и некоторые хотели узнать его. Среди них были люди из окружения царя и некоторые из молодых великих князей, о которых я упоминал. Популярный предместье, где живет Мастер, и деревня, где он живет летом, с удивлением видели, как очень высокие особы прибывали в роскошных экипажах к скромному целителю.
В связи с этим произошел любопытный случай: Неизвестный Мастер умолял Великих князей, которые хотели приехать и увидеть его, ехать к нему без малейшей помпы, абсолютно инкогнито, и они решили ехать туда на трамвае. Кузены Императора вряд ли привыкли к такому виду передвижения. Мы видели, как принцы в пиджаках и принцессы в сшитых на заказ платьях терялись в толпе. Великий князь Р … и ГД. Маршал, который одерживал великие победы на поле боя, не мог найти его без извозчика, совершенно заблудился и должны был попросить о помощи простую женщину, которая сразу же указала ему - как добраться до Мастера, которого знал каждый бедняк в Лионе.
В Петербурге было много сомнений относительно Неизвестного Мастера, потому что царь, желая узнать его, пригласил его ко двору. Его приняли с большим почтением, и он несколько раз останавливался в этом городе. Но в России произошло обратное тому, что произошло во Франции: как он умолял Великих Князей посетить его без помпы, так и они умоляли его отказаться от своего демократического вида, чтобы не привлекать внимания.
Ему дали почетную должность, поскольку их так много при дворе, что позволило бы ему носить форму генерала: самый верный способ остаться незамеченным. (Он был произведен в чин Тайного и Статского советника, назначен главным лейбмедиком Русской армии). Он улыбался, принимал нашивки и позволял вести себя собственным экипажам Императора. Излишне говорить, что в России, как и во Франции, он вызывал зависть и нападки, тем более, что вопросы этикета имеют первостепенное значение в имперском городе, и нельзя было видеть, как с сельским врачом обращаются как с принцем крови, который, к тому же, был далек от того, чтобы требовать столько почестей.
Более того, влияние, которым Неизвестный Мастер, казалось, овладел мистической душой царя, очень беспокоило могущественную партию при дворе - тех, кто тщательно готовился к войне и хотел войны любой ценой. Что именно представляло собой это влияние Неизвестного Мастера?
Судя по гневу врагов этого скромного и таинственного советника царя, я мог бы предположить, что это влияние стремилось быть направленным на пользу внешнего и внутреннего мира. Я также слышал, что он способствовал организации Мирного конгресса. Чистый христианин, проникнутый евангельскими идеями Назарянина, Неизвестный Мастер всей душой трудился ради объединения народов и социальной гармонии. Говорят, что он думал, что если такой могущественный государь, как Николай II, посвятит себя этой работе, он сможет дать ей более реальную жизнь, чем все философы и моралисты.
И он убеждал царя стать Императором Мира! Он нашел в нем подготовленную почву. Действительно, природный мистицизм русского правителя побуждал его желать мира. Николай II инстинктивно не любил войну и возлагал на царей всю ответственность за пролитую по их вине кровь. Говорить об этом сейчас кажется большой иронией, и можно задаться вопросом, почему ужасная внешняя война, кровавая гражданская война разразилась во время правления этого кроткого, мирного, гуманного правителя.
И именно в этом многие в России, в маленьком мире, который окружает царя, упрекают Неизвестного Мастера, чье влияние они объявляют пагубным. Они утверждают, что влияние мистика на мечтательную душу, такую как душа императора (и императрицы), так же опасно, как влияние Толстого на интеллектуалов-русских людей, в том смысле, что оно борется против судьбы России. Проповедуя мир царю и русскому народу, мистики затрудняли подготовку к войнам и революциям.
Так ли это на самом деле? Должны ли мы обвинять мистицизм в том, что он был причиной слабости? Это проблема, которую я не буду пытаться решить.
Может быть, у Николая II не было достаточно энергии, и он, искренне желая мира, не знал, как навязать его своему окружению? Может быть, не мог? В судьбах народов иногда есть таинственная связь между обстоятельствами, которая делает определенные события неизбежными».
Продолжение следует. По материалам документов начала 20-го века.