Фрэнсис Бэкон (родился 28 октября 1909 года, Дублин, Ирландия — умер 28 апреля 1992 года, Мадрид, Испания) - британский художник, чьи мощные, преимущественно фигуральные образы выражают изоляцию, жестокость и ужас.
Фрэнсис Бэкон создал одни из самых знаковых образов израненного человечества в послевоенном искусстве 1940-х годов. Черпая вдохновение в сюрреализме, кино, фотографии и работах старых мастеров, он создал особый стиль, который сделал его одним из самых широко признанных представителей фигуративного искусства в 1940-х и 1950-х годах.
Его герои всегда изображались как сильно искаженные, изолированные души, заключенные в тюрьму и мучимые экзистенциальными дилеммами. Репутация Бэкона, одного из самых успешных британских художников 20-го века, еще более возросла в 1980-х годах, а после его смерти некоторые стали считать его одним из самых выдающихся художников мира.
Фрэнсис Бэкон родился в Дублине и был назван в честь своего знаменитого предка, английского философа и ученого. Его отец, Эдвард, служил в армии, а затем во время Первой мировой войны устроился на работу в военное министерство. В интервью критику Дэвиду Сильвестру Бэкон объяснил наличие в своих картинах подтекста насилия неспокойными обстоятельствами его юности.
Юный Фрэнсис не получил формального образования из-за тяжелой формы астмы и частых переездов семьи по работе отца. Мать Бэкона, Кристина, вела жизнь светской львицы, и, поскольку отец был на работе, Фрэнсис часто был предоставлен самому себе.
Отношения в семье стали более жестокими, когда Бэкон столкнулся со своей зарождающейся гомосексуальностью - отец сурово наказывал молодого художника. В конце концов, в 1926 году его выгнали из дома после того, как отец застукал его за примеркой одежды матери. Выживая на небольшое пособие, Бэкон вел жизнь бродяги, путешествуя Берлину и Парижу. Художник-самоучка, он в 1928 году обосновался в Лондоне, работал декоратором интерьеров, начал заниматься живописью.
Свои ранние работы Бэкон создавал по образцу Пикассо и сюрреалистов, чьи картины он видел во время поездки в Париж. В 1933 году Бэкон выставил "Распятие" - черно-белую скелетную композицию, которая уже тогда излучала оттенки боли и страха, ставшие типичными для его поздних работ.
Обескураженный неудачами, Бэкон вернулся к образу жизни бродяги. Он занимался живописью без признания до 1945 года, уничтожил большую часть своих работ, созданных до 1943 года (сохранилось только пятнадцать работ этого раннего периода).
Его оригинальный и мощный стиль проявился в таких картинах, как "Три этюда к фигурам у основания распятия" (1944), принес ему почти мгновенную известность.
В этой работе были затронуты многие темы, которые будут занимать его до конца карьеры, а именно способность человечества к самоуничтожению и его судьба в эпоху глобальных войн.
В 1949 году состоялась его первая персональная выставка. Для неё Бэкон написал серию картин под названием "Головы", знаменательную тем, что она стала первой серией, в которой были представлены два важных мотива: первый - "Крик", взятый из фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин"; второй - "Крик" Диего Веласкеса. Портрет папы Иннокентия X (ок.1650), картина, которую Бэкон знал только по репродукциям. Он превратил знаменитый портрет папы Иннокентия X кисти Диего Веласкеса в кошмарную икону истерического ужаса.
Полотна Бэкона передают сильные эмоции - кажется, что кричат целые картины, а не только люди, изображенные на них. Эта способность создавать такие убедительные высказывания стала основой уникальных достижений Бэкона в живописи.
Многие из ранних картин Бэкона основаны на изображениях других художников, которые он искажает в собственных выразительных целях: кричащая учительница из фильма Сергея Эйзенштейна "Потемкин", исследования человеческой фигуры в движении, выполненные фотографом 19-го века Эдвардом Мейбриджем. Большинство картин Бэкона изображают изолированные фигуры, часто обрамленные геометрическими конструкциями, и выполнены в размытых, агрессивных тонах.
Им восхищались за его мастерство в использовании масляных красок, чью текучесть и таинственность он использует для выражения образов гнева, ужаса и деградации. Его более поздние портреты и рисунки выполнены в более светлых тонах и изображают человеческое лицо и тело в стиле крайнего искажения.
Преданность Бэкона своему искусству удивительным образом контрастировала с его тематикой и эксцентричной убогостью его личной жизни. Одним из самых известных персонажей Бэкона был его друг и любовник Джордж Дайер, с которым он познакомился в 1964 году.
В наше время работы Бэкона пользуются высоким спросом у коллекционеров: в 2007 году семья шейха Катара приобрела «Этюд к портрету папы Иннокентия X на красном фоне» за 53 миллиона долларов, а в следующем году «Триптих, 1976» был куплен на аукционе Сотбис Романом Абрамовичем за 86,3 млн. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142,4 миллиона долларов. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн долларов. В мае триптих. «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80,8 миллиона долларов.
10 октября 2024 года в лондонской National Portrait Gallery открылась большая ретроспективная выставка Фрэнсиса Бэкона.
Источники: "Незабываемые крики Сергея Эйзенштейна: круговорот образов между живописью и кино", Ада Аккерман;
"Исследование психоаналитических тем в творчестве Фрэнсиса Бэкона", автор Изабелла де Соуза;
Wikipedia.