Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Кто такой Фрэнсис Бэкон - продавец ужасов или один из самых успешных английских художников 20-го века?

Фрэнсис Бэкон (родился 28 октября 1909 года, Дублин, Ирландия — умер 28 апреля 1992 года, Мадрид, Испания) - британский художник, чьи мощные, преимущественно фигуральные образы выражают изоляцию, жестокость и ужас.

Портрет Фрэнсиса Бэкона кисти Реджинальда Грея, 1960
Портрет Фрэнсиса Бэкона кисти Реджинальда Грея, 1960

Фрэнсис Бэкон создал одни из самых знаковых образов израненного человечества в послевоенном искусстве 1940-х годов. Черпая вдохновение в сюрреализме, кино, фотографии и работах старых мастеров, он создал особый стиль, который сделал его одним из самых широко признанных представителей фигуративного искусства в 1940-х и 1950-х годах.

Фото Фрэнсиса Бэкона
Фото Фрэнсиса Бэкона

Его герои всегда изображались как сильно искаженные, изолированные души, заключенные в тюрьму и мучимые экзистенциальными дилеммами. Репутация Бэкона, одного из самых успешных британских художников 20-го века, еще более возросла в 1980-х годах, а после его смерти некоторые стали считать его одним из самых выдающихся художников мира.

Художник Фрэнсис Бэкон перед левой панелью своего "Триптиха" (1983) на выставке в галерее Тейт, 1985 год. (Фото Майкла Уорда/Getty Images)
Художник Фрэнсис Бэкон перед левой панелью своего "Триптиха" (1983) на выставке в галерее Тейт, 1985 год. (Фото Майкла Уорда/Getty Images)

Фрэнсис Бэкон родился в Дублине и был назван в честь своего знаменитого предка, английского философа и ученого. Его отец, Эдвард, служил в армии, а затем во время Первой мировой войны устроился на работу в военное министерство. В интервью критику Дэвиду Сильвестру Бэкон объяснил наличие в своих картинах подтекста насилия неспокойными обстоятельствами его юности.

Фрэнсис Бэкон (1909-1992) в своей студии в Лондоне, 11 марта 1975 года. (Фото Теренса Спенсера/Popperfoto через Getty Images)
Фрэнсис Бэкон (1909-1992) в своей студии в Лондоне, 11 марта 1975 года. (Фото Теренса Спенсера/Popperfoto через Getty Images)

Юный Фрэнсис не получил формального образования из-за тяжелой формы астмы и частых переездов семьи по работе отца. Мать Бэкона, Кристина, вела жизнь светской львицы, и, поскольку отец был на работе, Фрэнсис часто был предоставлен самому себе.

Люди смотрят на картины британского художника ирландского происхождения Фрэнсиса Бэкона во время выставки "Фрэнсис Бэкон, Монако и французская культура" в Монако 1 июля 2016 года.
Люди смотрят на картины британского художника ирландского происхождения Фрэнсиса Бэкона во время выставки "Фрэнсис Бэкон, Монако и французская культура" в Монако 1 июля 2016 года.

Посетитель рассматривает "Вторую версию триптиха 1944 года" британского художника Фрэнсиса Бэкона во время презентации выставки "Фрэнсис Бэкон, Люциан Фрейд и Лондонская школа" в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве 4 марта 2019 года. - Экспозиция включала в себя 80 картин из собрания ТЕЙТ.
Посетитель рассматривает "Вторую версию триптиха 1944 года" британского художника Фрэнсиса Бэкона во время презентации выставки "Фрэнсис Бэкон, Люциан Фрейд и Лондонская школа" в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве 4 марта 2019 года. - Экспозиция включала в себя 80 картин из собрания ТЕЙТ.

Посетители выставки "Фрэнсис Бэкон: ретроспектива столетия", крупнейшей ретроспективы британского художника Фрэнсиса Бэкона, рассматривают картины в Музее искусств Метрополитен во время пресс-показа в Нью-Йорке 18 мая 2009 года.
Посетители выставки "Фрэнсис Бэкон: ретроспектива столетия", крупнейшей ретроспективы британского художника Фрэнсиса Бэкона, рассматривают картины в Музее искусств Метрополитен во время пресс-показа в Нью-Йорке 18 мая 2009 года.

Посетители выставки "Фрэнсис Бэкон: ретроспектива столетия", крупнейшей ретроспективы британского художника Фрэнсиса Бэкона, рассматривают картины в Музее искусств Метрополитен во время пресс-показа в Нью-Йорке 18 мая 2009 года. Выставка посвящена 100-летию со дня рождения Бэкона.
Посетители выставки "Фрэнсис Бэкон: ретроспектива столетия", крупнейшей ретроспективы британского художника Фрэнсиса Бэкона, рассматривают картины в Музее искусств Метрополитен во время пресс-показа в Нью-Йорке 18 мая 2009 года. Выставка посвящена 100-летию со дня рождения Бэкона.

Отношения в семье стали более жестокими, когда Бэкон столкнулся со своей зарождающейся гомосексуальностью - отец сурово наказывал молодого художника. В конце концов, в 1926 году его выгнали из дома после того, как отец застукал его за примеркой одежды матери. Выживая на небольшое пособие, Бэкон вел жизнь бродяги, путешествуя Берлину и Парижу. Художник-самоучка, он в 1928 году обосновался в Лондоне, работал декоратором интерьеров, начал заниматься живописью.

Фрэнсис Бэкон: "ГУАШЬ", 1929г. Бумага, гуашь, темпера и акварель, 35,5 × 25 см
Фрэнсис Бэкон: "ГУАШЬ", 1929г. Бумага, гуашь, темпера и акварель, 35,5 × 25 см

Свои ранние работы Бэкон создавал по образцу Пикассо и сюрреалистов, чьи картины он видел во время поездки в Париж. В 1933 году Бэкон выставил "Распятие" - черно-белую скелетную композицию, которая уже тогда излучала оттенки боли и страха, ставшие типичными для его поздних работ.

Фрэнсис Бэкон: Распятие, 1933, Коллекция Murderme, Лондон. "Распятие" - это произведение, которое впервые привлекло внимание общественности к Бэкону задолго до гораздо больших успехов, достигнутых в послевоенные годы. Возможно, эта картина была вдохновлена картиной Рембрандта "Зарезанный бык" (ок.1638), а также сюрреалистическим стилем Пикассо. Полупрозрачная белизна, нанесенная на тело в "Распятии", добавляет призрачный оттенок к и без того тревожной композиции, подчеркивая одержимость Бэкона болью и страхом. Картина "Распятие", выставленная в то время, когда еще помнили ужасы Первой мировой войны, рассказывает о том, как жестокость навсегда изменила мир.
Фрэнсис Бэкон: Распятие, 1933, Коллекция Murderme, Лондон. "Распятие" - это произведение, которое впервые привлекло внимание общественности к Бэкону задолго до гораздо больших успехов, достигнутых в послевоенные годы. Возможно, эта картина была вдохновлена картиной Рембрандта "Зарезанный бык" (ок.1638), а также сюрреалистическим стилем Пикассо. Полупрозрачная белизна, нанесенная на тело в "Распятии", добавляет призрачный оттенок к и без того тревожной композиции, подчеркивая одержимость Бэкона болью и страхом. Картина "Распятие", выставленная в то время, когда еще помнили ужасы Первой мировой войны, рассказывает о том, как жестокость навсегда изменила мир.

Фрэнсис Бэкон: Портрет по мотивам "ТАНЦА" Пикассо, 1933г. Бумага, мел, пастель, ручка и тушь, уголь и карандаш, 64 х 48 см
Фрэнсис Бэкон: Портрет по мотивам "ТАНЦА" Пикассо, 1933г. Бумага, мел, пастель, ручка и тушь, уголь и карандаш, 64 х 48 см

Обескураженный неудачами, Бэкон вернулся к образу жизни бродяги. Он занимался живописью без признания до 1945 года, уничтожил большую часть своих работ, созданных до 1943 года (сохранилось только пятнадцать работ этого раннего периода).

Его оригинальный и мощный стиль проявился в таких картинах, как "Три этюда к фигурам у основания распятия" (1944), принес ему почти мгновенную известность.

В этой работе были затронуты многие темы, которые будут занимать его до конца карьеры, а именно способность человечества к самоуничтожению и его судьба в эпоху глобальных войн.

Фрэнсис Бэкон: Три эскиза фигур у основания Распятия, 1944 г. Масло, дерево. Коллекция Тейт, Великобритания. Возможно, изначально Бэкон намеревался изобразить фигуры в виде распятия, но его ссылка на основу такой композиции позволяет предположить, что он представлял их как часть пределлы - пьедестала в нижней части традиционного алтарного образа. Скрюченные тела кажутся еще более пугающими из-за их смутно знакомых человеческих форм, которые, кажется, тянутся к зрителю с болью и мольбой. Линии перспективы на заднем плане создают неглубокое пространство, намекая на плен и пытки. Фигуры основаны на фуриях, богинях мести из греческой мифологии, которые играют важную роль в трагедии Эсхила "Орестея", состоящей из трех частей. Возможно, Бэкона привлекли темы вины и одержимости в пьесе. Это произведение оказало глубокое влияние на образы тела в послевоенном британском искусстве.
Фрэнсис Бэкон: Три эскиза фигур у основания Распятия, 1944 г. Масло, дерево. Коллекция Тейт, Великобритания. Возможно, изначально Бэкон намеревался изобразить фигуры в виде распятия, но его ссылка на основу такой композиции позволяет предположить, что он представлял их как часть пределлы - пьедестала в нижней части традиционного алтарного образа. Скрюченные тела кажутся еще более пугающими из-за их смутно знакомых человеческих форм, которые, кажется, тянутся к зрителю с болью и мольбой. Линии перспективы на заднем плане создают неглубокое пространство, намекая на плен и пытки. Фигуры основаны на фуриях, богинях мести из греческой мифологии, которые играют важную роль в трагедии Эсхила "Орестея", состоящей из трех частей. Возможно, Бэкона привлекли темы вины и одержимости в пьесе. Это произведение оказало глубокое влияние на образы тела в послевоенном британском искусстве.

Фотографы за  работой
Фотографы за работой

Фрэнсис Бэкон: "ЯРОСТЬ", 1944 г.Бумага, масло и пастель
Фрэнсис Бэкон: "ЯРОСТЬ", 1944 г.Бумага, масло и пастель

Фрэнсис Бэкон: Живопись, 1946, 198×132 см. Холст, масло и пастель Музей современного искусства, Нью-Йорк. Многослойные изображения этой загадочной картины сливаются друг с другом, придавая ей сказочный (или кошмарный) оттенок. Сверху кажется, что распростертые крылья птичьего скелета покоятся на висящей туше. На переднем плане хорошо одетый мужчина под зонтом сидит в круглом помещении. Странная, похожая на коллаж композиция этой работы раскрывает метод Бэкона. "Картина, похожая на мясную лавку, появилась у меня случайно", - сказал он однажды об этой картине. "Я пытался изобразить птицу, садящуюся на поле. И, возможно, это было как-то связано с тремя предыдущими формами, но внезапно нарисованные мной линии навели меня на мысль о чем-то совершенно ином, и из этого возникла картина. У меня не было намерения создавать эту картину; я никогда не думал об с такой точки зрения. Это было похоже на то, как одна непрерывная катастрофа наслаивается на другую".
Фрэнсис Бэкон: Живопись, 1946, 198×132 см. Холст, масло и пастель Музей современного искусства, Нью-Йорк. Многослойные изображения этой загадочной картины сливаются друг с другом, придавая ей сказочный (или кошмарный) оттенок. Сверху кажется, что распростертые крылья птичьего скелета покоятся на висящей туше. На переднем плане хорошо одетый мужчина под зонтом сидит в круглом помещении. Странная, похожая на коллаж композиция этой работы раскрывает метод Бэкона. "Картина, похожая на мясную лавку, появилась у меня случайно", - сказал он однажды об этой картине. "Я пытался изобразить птицу, садящуюся на поле. И, возможно, это было как-то связано с тремя предыдущими формами, но внезапно нарисованные мной линии навели меня на мысль о чем-то совершенно ином, и из этого возникла картина. У меня не было намерения создавать эту картину; я никогда не думал об с такой точки зрения. Это было похоже на то, как одна непрерывная катастрофа наслаивается на другую".

Фрэнсис Бэкон: Голова III , 1949 Холст, масло, 81 х 66 см
Фрэнсис Бэкон: Голова III , 1949 Холст, масло, 81 х 66 см

В 1949 году состоялась его первая персональная выставка. Для неё Бэкон написал серию картин под названием "Головы", знаменательную тем, что она стала первой серией, в которой были представлены два важных мотива: первый - "Крик", взятый из фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин"; второй - "Крик" Диего Веласкеса. Портрет папы Иннокентия X (ок.1650), картина, которую Бэкон знал только по репродукциям. Он превратил знаменитый портрет папы Иннокентия X кисти Диего Веласкеса в кошмарную икону истерического ужаса.

Этюд Фрэнсиса Бэкона по картине Веласкеса "Портрет папы Иннокентия X" (1953), х.м. Хотя фигура на этой картине заимствована из портрета папы Иннокентия X кисти Диего Веласкеса 1650 года, Бэкон избегал смотреть на оригинальную картину, предпочитая работать с репродукциями. Он снова использует похожую на клетку раму, которая окружает папу римского, но также вводит вертикальные штрихи по поверхности картины - элемент, который он назвал занавесом, связывающий фигуру с драгоценным предметом, требующим защищенного пространства. Однако линейные штрихи разрушают изображение и больше напоминают прутья тюремной камеры. Кажется, что линии почти вибрируют, а дополняющие друг друга оттенки фиолетового и желтого усиливают напряженность композиции. О своем знаменитом крике Бэкон говорил: "Я сделал это не так, как хотел.... Я хотел, чтобы рот, с его красотой цвета и всего остального, выглядел как один из закатов или что-то из Моне". Рецензент Мэри Эбб написала о картинах Бэкона: "Несмотря на всю их мерзость и брутальность, в этих картинах есть что-то бесспорно прекрасное, даже безмятежное.. Бекон.. он достиг своеобразного лиризма, который делает даже самые ужасные его работы совместимыми с интерьерами гостиных, в которых многие из них висели. Розовые, хурмовые, сиреневые и аквамариновые фоны сочетаются с каллиграфическим изяществом его мясистых фигур, создавая образы стилизованной элегантности."
Этюд Фрэнсиса Бэкона по картине Веласкеса "Портрет папы Иннокентия X" (1953), х.м. Хотя фигура на этой картине заимствована из портрета папы Иннокентия X кисти Диего Веласкеса 1650 года, Бэкон избегал смотреть на оригинальную картину, предпочитая работать с репродукциями. Он снова использует похожую на клетку раму, которая окружает папу римского, но также вводит вертикальные штрихи по поверхности картины - элемент, который он назвал занавесом, связывающий фигуру с драгоценным предметом, требующим защищенного пространства. Однако линейные штрихи разрушают изображение и больше напоминают прутья тюремной камеры. Кажется, что линии почти вибрируют, а дополняющие друг друга оттенки фиолетового и желтого усиливают напряженность композиции. О своем знаменитом крике Бэкон говорил: "Я сделал это не так, как хотел.... Я хотел, чтобы рот, с его красотой цвета и всего остального, выглядел как один из закатов или что-то из Моне". Рецензент Мэри Эбб написала о картинах Бэкона: "Несмотря на всю их мерзость и брутальность, в этих картинах есть что-то бесспорно прекрасное, даже безмятежное.. Бекон.. он достиг своеобразного лиризма, который делает даже самые ужасные его работы совместимыми с интерьерами гостиных, в которых многие из них висели. Розовые, хурмовые, сиреневые и аквамариновые фоны сочетаются с каллиграфическим изяществом его мясистых фигур, создавая образы стилизованной элегантности."

Полотна Бэкона передают сильные эмоции - кажется, что кричат целые картины, а не только люди, изображенные на них. Эта способность создавать такие убедительные высказывания стала основой уникальных достижений Бэкона в живописи.

Фрэнсис Бэкон: Портрет Джорджа Дайера, сидящего на корточках, 1966г. Бэкону было за 60, когда он познакомился с молодым Джорджем Дайером. Их отношения, хотя и были романтичными, всегда напоминали отношения отца и сына. Дайер постоянно нуждался во внимании и поддержке, и обнаженная фигура эмбриона, стоящего на коленях на уступе, выражает его уязвимость. Круглый диван окружает его, словно защищая. Как ни странно, цветовая гамма светлая и приглушенная, хотя красные и зеленые акценты намекают на внутреннюю борьбу. Дайер всю жизнь страдал от пристрастия к наркотикам и алкоголю, на что намекает нарисованная фигура, смотрящая вниз, в пропасть в центре.
Фрэнсис Бэкон: Портрет Джорджа Дайера, сидящего на корточках, 1966г. Бэкону было за 60, когда он познакомился с молодым Джорджем Дайером. Их отношения, хотя и были романтичными, всегда напоминали отношения отца и сына. Дайер постоянно нуждался во внимании и поддержке, и обнаженная фигура эмбриона, стоящего на коленях на уступе, выражает его уязвимость. Круглый диван окружает его, словно защищая. Как ни странно, цветовая гамма светлая и приглушенная, хотя красные и зеленые акценты намекают на внутреннюю борьбу. Дайер всю жизнь страдал от пристрастия к наркотикам и алкоголю, на что намекает нарисованная фигура, смотрящая вниз, в пропасть в центре.

Многие из ранних картин Бэкона основаны на изображениях других художников, которые он искажает в собственных выразительных целях: кричащая учительница из фильма Сергея Эйзенштейна "Потемкин", исследования человеческой фигуры в движении, выполненные фотографом 19-го века Эдвардом Мейбриджем. Большинство картин Бэкона изображают изолированные фигуры, часто обрамленные геометрическими конструкциями, и выполнены в размытых, агрессивных тонах.

Им восхищались за его мастерство в использовании масляных красок, чью текучесть и таинственность он использует для выражения образов гнева, ужаса и деградации. Его более поздние портреты и рисунки выполнены в более светлых тонах и изображают человеческое лицо и тело в стиле крайнего искажения.

Фрэнсис Бэкон: ДВОЕ АМЕРИКАНЦЕВ, 1954 г. Холст, масло, 68 x 74,5 см
Фрэнсис Бэкон: ДВОЕ АМЕРИКАНЦЕВ, 1954 г. Холст, масло, 68 x 74,5 см

Фрэнсис Бэкон: Пьющий мужчина, 1955 г. Холст, масло
Фрэнсис Бэкон: Пьющий мужчина, 1955 г. Холст, масло

Преданность Бэкона своему искусству удивительным образом контрастировала с его тематикой и эксцентричной убогостью его личной жизни. Одним из самых известных персонажей Бэкона был его друг и любовник Джордж Дайер, с которым он познакомился в 1964 году.

Фрэнсис Бэкон: Портрет говорящего Джорджа Дайера, 1966
Фрэнсис Бэкон: Портрет говорящего Джорджа Дайера, 1966

Фрэнсис Бэкон: Три наброска к портрету Люсьена Фрейда. 1969
Фрэнсис Бэкон: Три наброска к портрету Люсьена Фрейда. 1969

В наше время работы Бэкона пользуются высоким спросом у коллекционеров: в 2007 году семья шейха Катара приобрела «Этюд к портрету папы Иннокентия X на красном фоне» за 53 миллиона долларов, а в следующем году «Триптих, 1976» был куплен на аукционе Сотбис Романом Абрамовичем за 86,3 млн. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142,4 миллиона долларов. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн долларов. В мае триптих. «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80,8 миллиона долларов.

Сотрудница Sotheby's позирует с триптихом с изображением Джорджа Дайера работы британского художника ирландского происхождения Фрэнсиса Бэкона на аукционе Sotheby's в Лондоне 25 октября 2017 года. Триптих не выставлялся на всеобщее обозрение в течение 50 лет. Эстимейт составлял 35-45 миллионов долларов.
Сотрудница Sotheby's позирует с триптихом с изображением Джорджа Дайера работы британского художника ирландского происхождения Фрэнсиса Бэкона на аукционе Sotheby's в Лондоне 25 октября 2017 года. Триптих не выставлялся на всеобщее обозрение в течение 50 лет. Эстимейт составлял 35-45 миллионов долларов.

Сотрудник Christie's держит портрет Фрэнсиса Бэкона работы британского художника Люциана Фрейда на аукционе Christie's в Лондоне, 14 октября 2008 года. Эта картина - один из двух портретов Фрэнсиса Бэкона, написанных маслом Люцианом Фрейдом, другой был украден с берлинской выставки в 1988 году. Эстимейт на аукционе 19 октября 2008 года составлял сумму от 5 до 7 миллионов фунтов стерлингов.
Сотрудник Christie's держит портрет Фрэнсиса Бэкона работы британского художника Люциана Фрейда на аукционе Christie's в Лондоне, 14 октября 2008 года. Эта картина - один из двух портретов Фрэнсиса Бэкона, написанных маслом Люцианом Фрейдом, другой был украден с берлинской выставки в 1988 году. Эстимейт на аукционе 19 октября 2008 года составлял сумму от 5 до 7 миллионов фунтов стерлингов.

10 октября 2024 года в лондонской National Portrait Gallery открылась большая ретроспективная выставка Фрэнсиса Бэкона.

-25

Источники: "Незабываемые крики Сергея Эйзенштейна: круговорот образов между живописью и кино", Ада Аккерман;

"Исследование психоаналитических тем в творчестве Фрэнсиса Бэкона", автор Изабелла де Соуза;

Сайт художника;

Wikipedia.