В 1810-1811 годах Барклай-де-Толли, назначенный военным министром, издал несколько приказов, касающихся обучения прицельной стрельбе. Он подчеркивал, что это один из ключевых элементов подготовки пехоты, однако во многих полках солдат не обучают стрельбе в цель.
Барклай настаивал на том, что офицеры, ответственные за обучение стрельбе, должны быть отличными стрелками. Он рекомендовал обучать солдат небольшими группами, не более десяти человек, чтобы офицер мог уделить время каждому. Также важно было научить каждого солдата замечать отклонение пули от точки прицеливания, чтобы он мог скорректировать прицел.
Кроме того, Барклай предлагал обучать солдат стрельбе с примкнутыми штыками и в полном снаряжении. Этот аспект обучения часто упоминается в приказах Кутузова, который неоднократно подчеркивал важность данного элемента подготовки.
Однако, судя по всему, эти приказы не оказали значительного влияния на ситуацию, что подтверждается приказом Барклая по 1-й Западной армии от 11/23 мая 1812 года.
«..начальникам войск обратить внимание свое на то, чтобы прикладывались хорошо и не торопились стрелять. После всех неоднократных о сем предписаний следовало бы ожидать наилучшего успеха в столь важном предмете учения; но не менее того, в которых полках замечено, что недовольно деятельно сим занимались. Исправность учения не в том состоит, чтобы ровно и вдруг спущали курки, но чтобы прикладывались верно, хорошо прицеливались и не теряли ли бы на воздух своих зарядов: наблюдение сего столь необходимо и столь важно, что взыскано будет строго за невыполнение таковых правил».
Как можно видеть из этого приказа, некоторые офицеры продолжали использовать старые методы обучения стрельбе, то есть они учили солдат стрелять дружными залпами, не обращая особого внимания на то, хорошо ли солдаты прицеливаются. Другой причиной недостаточного обучения прицельной стрельбе, вероятно, было малое количество боеприпасов, выделяемое на эту цель. В 1810 году было приказано, чтобы тем полкам, которые принимали участие в военных действиях, вообще не выдавать порох для обучения — вероятно, было решено, что они имели достаточно практики в стрельбе.
Нехватку свинца компенсировали разными методами. Анонимный автор одной из статей в Военном журнале, опубликованной в 1810 году, рекомендовал использовать глиняные пули для обучения солдат стрельбе на дистанции 40-60 шагов и только затем использовать свинцовые пули при обучении стрельбе на дистанции 150-200 шагов. Автор статьи также рекомендовал соорудить песчаную насыпь позади мишени, чтобы в ней застревали пули, и их потом можно было найти и переплавить в новые пули. По его опыту, использованные пули можно было переплавлять в новые пули до десяти раз. Петров, в 1812 году — командир 1-го батальона 1-го егерского полка, упоминает в своих записках, что в Тарутинском лагере рекрутов учили стрелять глиняными пулями.
Из книги А.Л. Жмодикова «Наука побеждать»: тактика русской армии в эпоху наполеоновских войн, с. 564-566.
Материал tg канала С. Галеева «Наполеон Бонапарт». Подписаться: https://t.me/NapoleonBonapart_publicTG