Найти тему

Как мотивировать ребенка с аутизмом на учебу?

Ох уж эта школа! Нейротипичным детям она дается непросто, а что уж говорить о ребятах, чей мозг работает немного иначе. Не покладая рук и не жалея сил, с сентября по май все родители детей школьного возраста трудятся над решением сложной задачи: впихнуть в ребенка как можно больше знаний и получить как можно больше хороших оценок. Так вот и получается, что мы, взрослые, умудряемся самое счастливое время в жизни ребенка сделать самым слезливым и стрессовым. Но всё может измениться, если мы вспомним про мотивацию.

Нынешнее поколение родителей уже четко усвоило: чтобы ребенок успешно учился, нужна мотивация. Никто сегодня не приходит к психологу с вопросом: «Почему мой ребенок не хочет учиться?», потому что точно знает ответ: «Потому что нет мотивации!»

Но вот где же ее, эту мотивацию, взять?

💁🏼‍♀ Вы и на этот вопрос сможете легко найти ответ, если попробуете поставить самих себя в условия, где вам надо чему-то научиться. Что может вас мотивировать, если выгоды от обучения вам предстоит получить в отдаленном будущем?

Составьте список вещей, которые сподвигнут вас на учебу, и перенесите его на ситуацию с ребенком. Я составила свой и делюсь им с вами.

Что может мотивировать моего ребенка на учебу?

1) Пространство. Очень важно, чтоб пространство располагало к получению знаний, чтоб в нем было много развивающих материалов 📚, но при этом не было большого количества отвлекающих факторов и, самое главное, отсутствовали сенсорные триггеры. А еще важно, чтоб оно было структурированным, понятным и неизменным. При умелом подходе можно сделать учебное пространство для ребенка более желанным, чем любое другое, и тогда оно само по себе может выступать мотивирующим фактором.

2) Предсказуемость. Сложно мотивировать себя на сложные задачи, если не знаешь, какого рода трудности тебя ждут, и ожидаешь, что терпеть их придется долго. А теперь представьте, что трудностям этим не будет ни конца ни края! Чувствуете, как мотивация покидает вас? Что вас скорее смотивирует на утреннюю зарядку — тренировка неизвестно какой сложности и неизвестно какой длительности или четко прописанный комплекс упражнений на 10 минут?

✔ Видите, как важно дать ребенку понять, что ему предстоит сделать, сколько будет длиться занятие, чем оно закончится, что будет после и можно ли будет взять перерыв в процессе. И тут нам на помощь приходит визуальное расписание. Да! Даже в разговоре про мотивацию его не обойти стороной!

3) Настрой учителя. И снова примеряем на себя. Вам бы хотелось пойти на второе занятие, если на первом вам транслировали недовольство, раздражение, разочарование или пофигизм? Если бы ваш учитель не был вовлечен в процесс обучения, все время смотрел на часы и тяжело вздыхал, глядя на ваши ошибки? Нет же? А почему мы тогда удивляемся тому, что наши дети не хотят учиться? Ведь мы часто именно так и поступаем.

Если учитель будет заинтересованным, вовлеченным, поддерживающим, теплым, то вероятность, что ребенку захочется снова и снова возвращаться к нему, многократно выше. В роли учителя можете быть и вы, и няни, и воспитатели, и учителя. Вы точно можете влиять на то, каким вы будете учителем для ребенка, и вы точно можете выбирать для своего ребенка таких учителей, которые могут быть такими.

4) Поощрения. Почему нам с вами так легко и споро работается по пятницам, не задумывались? Потому что впереди светят выходные 🎉 Ребенок точно не будет ориентироваться на такие долгосрочные последствия, как золотая медаль, самостоятельность, хорошая профессия, высокая зарплата и прочее. Ему нужно здесь и сейчас придать смысл своим действиям.

«А зачем я буду это делать?»
«А затем, что ты получишь мои восторги и радость; затем, что после я дам тебе возможность поиграть/попрыгать/полакомиться; затем, что мы будем учиться на твоих любимых темах и предметах; затем, что почувствуешь себя успешным и довольным собой».

5) Посильные задачи. Если поставить перед человеком задачу сделать что-то, что ему не по силам, то он, даже если и возьмется, совершенно точно в будущем будет держаться от вас подальше. Чтоб вы не сталкивали его с таким неприятным и тяжело выносимым чувством неуспешности. Дети реагируют точно так же. Их точно лучше мотивирует вера в собственные силы, чем разочарование в себе. ☝🏻 Поэтому для поддержания мотивации всегда начинаем и завершаем занятие с заданий, с которыми ребенок точно справится, а в середине даем задачу из ближайшей зоны развития, которую он способен усвоить.

6) Интерес и инициатива. Каким бы сложным и невероятным это ни казалось в начале пути, включайте ребенка в выбор уроков, тем и заданий. Опирайтесь на его предпочтения и увлечения. Если ребенок будет сам формировать запрос на знания в соответствии со своими потребностями и интересами, вам не придется ломать голову над мотивами. Это очень хорошая инвестиция в будущее ребенка, в его способность учиться, развивать и реализовывать способности, следовать за мечтой, достигать удовлетворения в жизни.

А что в вашем списке? Что мотивирует вас и может мотивировать вашего ребенка? Пишите в комментариях, делитесь вашим ценным опытом, возможно, для какого-то родителя это станет полезным знанием, а какому-то ребенку это подарит шанс на более интересную и насыщенную жизнь 🤍

#аватерапия #коррекцияаутизма #рас #аутизм #мояпланета #мояпланетаинтенсив #аутизминтенсив #интенсивадлер #интенсиврас #интенсиваутизм