Найти в Дзене

"Джокер: Безумие на двоих". Что ты такой серьёзный?

Первый «Джокер» внезапно стал культовым. История про забитого, слабого великовозрастного нарцисса-инфантила, страдающего от психических расстройств, живущего в иллюзии своих фантазий и сталкивающегося с жестоким отвергающим его на всех уровнях обществом и миром, задела какой-то давно надорванный, но как будто бы позабытый нерв. Хорошее, крепко сбитое (хоть и не лишённое вторично приобретённых признаков «Таксиста» и «Короля комедии» Скорсезе) кино возбудило интерес. А Тодд Филлипс, видимо, сам того не желая, запустил культ личности.

Вторую часть никто не хотел снимать. Кроме продюсеров братьев Ворнер, одичавших по внезапному успеху и фантастическим кассовым сборам. Филлипс утверждал, что история полностью закончена, и у него нет идей для продолжения, Хоакин полагал, что в персонаже больше развивать нечего. Но шизофреническая рука капитализма оказалась сильнее. Сиквел должен был случиться, но целиком и полностью на авторских условиях.

Я предвкушал зрелище. Для меня рейтинг кино уже давно ничего не значит. Я смотрел десятки фильмов с рейтингом ниже 7 и 6 (постепенно пополняю подборку
здесь), и это были классные, живые, мощные авторские работы, не для всех. То же можно сказать и об этом фильме.

В нём сохраняется мрачность и бескомпромиссное насилие первой части. Депрессия, уныние, страх, напряжение - всё ещё тело фильма. Хоакин Феникс - всё ещё потрясающий актёр, похудевший, осунувшийся, почти исчезнувший, в этот раз как будто ещё больше. Гага - интригующая всякий раз в своей привлекательно-отталкивающей персональности.

Но вот что есть в этом кино ещё. Надежда. Вера. Любовь. Извращённые, психопатические, нарциссические, но есть! И дуэт Гаги и Феникса действительно трогательный, обаятельный, притягательный, искрящий!
Он - ищущий материнской ласки, заботы, признания нарцисс, она - ничего не добившаяся и нереализовавшаяся искусная манипуляторша, нарцисска с заниженной самооценкой и магией величия, жаждущая его света, блеска, славы, которые сделали бы её больше и значительнее.

И весь фильм - это большое путешествие и погружение в бессознательное, личное и коллективное. Всё скучное, взрослое, бюрократическое и вялотекущее происходит в реальности, всё ошеломляющее, драйвовое, энергичное, прекрасное - в воображаемом. Поэтому так точно и гениально была подобрана форма - мюзикл. Всё, что происходит в головах, моей, вашей, Артура Флека - это театр, спектакль, подмостки и декорации. Сцена. На которой разыгрывается снова и снова представление. Представление! Где-то пронёсся дух Шопенгауэра.

Вот Артур влюбляется. Унылое и серое, тюремное и крепостное уходит, приходит озарение, появляются краски, душа поёт, воображение запускает оркестр, начинается шоу! В его голове проносятся яркие, великолепно поставленные музыкально и хореографически номера, в которых они с Ли танцуют под луной, разрывают джазовый клуб, женятся, организуют собственное шоу, он убивает людей или стреляют в него. Мысли эти невозможно остановить, навязчивые, они поглощают сознание, вырывают Артура из враждебной, уродливой, убийственной действительности в его мир. Где он безусловно любим, уважаем, признан.

Каждая песня - это диалог. Мощнейший диалог с самим собой, зацикленный, повторяющийся, гиперфиксированный, но раскрывающий тот талант, который всё-таки есть у Флека. Талант, который ему даёт маска Джокера. Его теневая сторона (что недвусмысленно показывают нам во вступительном мультике), дающая ему власть, силу, уверенность, индульгенцию быть самим собой или кем бы то ни было вообще. И здесь, конечно, нужно ответить на главный вопрос фильма: «Кто же всё-таки такой Джокер?» Другая личность? Или роль? Я склоняюсь ко второму, без отрицания первого.

Безусловно, Джокер - это образ, символ, богатый семантически культурный артефакт. Это трикстер, шут, которому можно всё! Он не боится ни короля, ни бога, ни дьявола, он существует лишь в игре, он занят лишь одним - вечным перекодированием действительности, его невозможно зафиксировать, он постоянно ускользающий и изменяющийся индивид. Опасный, потому что непредсказуемый и непонятный. Свободный? В том смысле, в котором его любят и почитают, да.

Думаю, именно это цепляет людей в харизматичных злодеях, бытовых мудаках, наркобаронах, автократах, жёстких начальниках и прочих селебрити. Они могут позволить себе то, что не могут позволить другие ввиду своей запертости и тотальной обусловленности. И именно это нужно было преодолеть Артуру Флеку. Преодолеть, снять и впитать, чтобы не спуститься на самое дно. Чтобы найти цель, стать цельным, полноценным. Именно это нужно было побороть Тодду Филлипсу, чтобы развенчать культ личности. И с этой задачей кино справляется.

Зрители, влюблённые в Джокера, готовые ради него наряжаться в нелепые костюмы, повторять его шутки, выстраивать политические теории, фанатики, воздвигшие его на пьедестал, сами же его и ниспровергают, оплёвывают, предают и покидают. Словно персонаж Харли Квин, они увидели реальность объективно, разочаровались в ней, вырвались из волшебного состояния представления, коллективного помешательства, пьянящего бунта и ушли из кинотеатра раздосадованными, неудовлетворёнными и злыми.

Вторую часть «Джокера» уничтожили. И я думаю, в этом не виноваты ни создатели, ни продюсеры, ни критики. Это дело рук фанатов. Той самой бушующей толпы у стен суда, которая возвела персонажа в ранг легенды. Революция снова сожрала своё собственное дитя. И это хорошо!

Я не скажу, что эта картина - шедевр. В общем-то им не была и первая часть. Но это хорошее массовое авторское кино. Знаю, звучит парадоксально, но так в целом можно сказать и про сам фильм. Как и любая шутка, парадокс - его основа. И как в любой шутке, в нём есть тот самый необходимый слом, после которого прозвучит громогласный смех или же воцарится оглушительное молчание. Но равнодушным не уйдёт никто.

P.s кино красивое, с прекрасной операторской работой, а когда начиналась музыка, у меня всякий раз пробегали мурашки по телу. Лучший рецепт, чтобы проникнуться - идти без предубеждений. В прочем, это хороший совет на все случаи жизни.

P.p.s а ещё очень красивая Гага. Не думал, что когда-то это скажу.