Найти тему
Несбывшиеся мечты

Почему на многих старинных фотографиях младенцев лица их матерей закрыты?

Оглавление
Хотя лицо матери не видно полностью, поддерживающие руки, обнимающие ребёнка, видны. © Андреа Кастон Танге.
Хотя лицо матери не видно полностью, поддерживающие руки, обнимающие ребёнка, видны. © Андреа Кастон Танге.

Коллекционеры особое внимание уделяют так называемым «скрытым фотографиям матерей», которые представляют собой редкие исторические артефакты.

На этих изображениях XIX века младенцев удерживают взрослые, которые стараются оставаться незаметными, скрываясь за мебелью или краями кадра. Иногда они прикрывают свои головы тканью или просто остаются вне фокуса, а их тела скрыты за декоративными деталями, такими как коврики или занавески, чтобы внимание зрителя было сосредоточено исключительно на ребёнке.

Факт, что малыши викторианской эпохи лежали не на мягких одеялах, а на руках и коленях взрослых, вызывает живой интерес в сети. Перекупщики с блошиных рынков предлагают эти фотографии как нечто «жутко-прекрасное» и «странное, но милое». Статьи на эту тему превращают их в увлекательную охоту за деталями — будь то скрытые руки, колени или фрагменты одежды взрослых.

Однако такой поверхностный подход ограничивает восприятие этих фотографий, сводя их к необычности и лишая их истинного культурного значения, связанного с семейными традициями и фотографическими техниками того времени.

Давайте посмотрим какими странными были наши предки!

"Замазанная мать" на этой фото карточке, вероятно, мужчина, судя по видимой руке и рукаву взрослого. Голова взрослого была удалена из-за пятна на проявляющей пластине. Городская галерея Дж. Н. О. У. Миннера, Спарта, Иллинойс. (ок. 1862–1864 гг.) © Андреа Кастон Танге.
"Замазанная мать" на этой фото карточке, вероятно, мужчина, судя по видимой руке и рукаву взрослого. Голова взрослого была удалена из-за пятна на проявляющей пластине. Городская галерея Дж. Н. О. У. Миннера, Спарта, Иллинойс. (ок. 1862–1864 гг.) © Андреа Кастон Танге.

Исследователи, изучающие историю таких фотографий, отмечают, что связь между строгими викторианскими портретами в сепии и современными снимками детей, радующих своих матерей, на первый взгляд маловероятна. Тем не менее, оба вида изображений являются частью традиции создания сентиментальных образов, сосредоточенных на фигуре матери и ребёнка.

В XIX веке время экспозиции фотографий было значительно длиннее современного — от 20 до 60 секунд. Это техническое ограничение объясняет, почему на портретах присутствовали взрослые, которые помогали успокоить и удержать малышей в неподвижности, обеспечивая успешную съёмку. Однако это не объясняет, почему матери часто оставались частично скрытыми, что породило разные интерпретации. Некоторые учёные полагают, что это отражает стереотипную роль женщин в викторианском обществе, в то время как другие считают, что фотографы просто не были достаточно искусны.

Однако исследования показали, что викторианские фотографы стремились подчеркнуть детство как ценное и мимолётное время, требующее особого внимания. Частичное сокрытие матерей на этих снимках не вступало в противоречие с изображением заботы о детях; наоборот, это отражало идею защиты и поддержки, когда заботливые фигуры присутствовали, но оставались в тени.

Таким образом, эти фотографии становятся символами любви и заботы, запечатлёнными в момент, когда детство считалось чем-то драгоценным.

Хорошо одетая девочка-малышка сидит на коленях изысканно одетой женщины, голова и голени которой удалены с помощью виньетки, около 1871-74. © Андреа Кастон Танж.
Хорошо одетая девочка-малышка сидит на коленях изысканно одетой женщины, голова и голени которой удалены с помощью виньетки, около 1871-74. © Андреа Кастон Танж.

Развивающиеся фотографические формы

Фотография в XIX веке представляла собой новаторскую технологию. Первые фотографы использовали тонкие металлические пластины, покрытые светочувствительными материалами, которые после экспонирования через объектив камеры обрабатывались с помощью сложных химических реакций. Каждая фотография, полученная таким образом, была уникальной и невоспроизводимой, так как изображение формировалось непосредственно на металле.

Хрупкие дагеротипы, появившиеся в начале 1840-х годов, ознаменовали начало эпохи экспериментов в фотографии. Со временем фотографы разработали более долговечные тинтипы — также невоспроизводимые изображения на металле, — а затем сделали важный шаг вперёд с изобретением стеклянных негативов. Этот новый метод позволял создавать несколько копий одного и того же снимка. Для таких отпечатков требовалась специальная светочувствительная бумага с покрытием на основе хлорида аммония, стабилизированного яичным белком. Благодаря этой технологии фотография стала массовым явлением, превратившись в профессию, увлечение и вид искусства. В 1880-х годах Дрезденская фабрика, производившая альбуминовую бумагу, ежедневно потребляла около 60 000 яиц, чтобы удовлетворить мировой спрос на высококачественные материалы для фотографий.

Простая одежда и отсутствие студийного реквизита на фотографии слева позволяют предположить, что этот мальчик сидит на коленях у своей матери из рабочего класса, примерно в 1860 году. На фотографии справа, напротив, сложное освещение и мелкие детали на позднем портрете мальчика, сидящего в кресле, задрапированном тканью, с матерью, стоящей позади, примерно в 1890-х годах. © Андреа Кастон Танге.
Простая одежда и отсутствие студийного реквизита на фотографии слева позволяют предположить, что этот мальчик сидит на коленях у своей матери из рабочего класса, примерно в 1860 году. На фотографии справа, напротив, сложное освещение и мелкие детали на позднем портрете мальчика, сидящего в кресле, задрапированном тканью, с матерью, стоящей позади, примерно в 1890-х годах. © Андреа Кастон Танге.

Сравнение дагеротипов 1860-х годов с желатиносеребряными отпечатками 1890-х годов ярко демонстрирует эволюцию фотографических процессов. Студийные портреты конца XIX века отличались высокой чёткостью, глубоким контрастом между светом и тенью, а также прекрасными средними тонами, которые подчёркивали черты лица, такие как мягкие очертания щёк ребёнка. Искусное освещение позволило передать выразительный взгляд младенца и блеск пуговицы на манжете матери. В отличие от этого, тинтипы, с их более плоским изображением и ограниченной тональной палитрой, выглядели менее детализированными и изысканными.

Тем не менее, на обоих типах портретов неизменно присутствует одно: заботливые руки матери, поддерживающие её ребёнка.

Изображая нежные связи

Происхождение термина «скрытая мать» остаётся неизвестным, хотя есть предположения, что он появился около 2008 года. Важную роль в популяризации этого названия сыграли выставка Линды Фрегни Наглер на Венецианской биеннале и фотопроект Лоры Ларсон «Скрытая мать», опубликованный в 2013 году. Иронично, что это прозвище, подчеркивающее скрытность матерей на снимках, порой отвлекает внимание от детей, которые на самом деле являются главными героями этих портретов.

Одно из таких изображений, сделанное в технике тинтайпа в 1850-х годах, не только рассказывает историю о развитии фотографической техники, но и запечатлевает мимолётные моменты нежности в детстве. Мягкие черты ребёнка контрастируют с чёткими линиями подбородка матери. Задумчивый взгляд ребёнка передаёт ощущение безопасности, которое он испытывает, прижимаясь к матери. Этот контраст между мягким и жёстким фокусом не только выражает эмоции, но и отражает лёгкое движение малыша во время длительной экспозиции, характерной для тех лет.

Это изображение любопытного близнеца на коленях у матери показано здесь без оригинального коврика и с ним, около 1850-х годов. © Андреа Кастон Танге.
Это изображение любопытного близнеца на коленях у матери показано здесь без оригинального коврика и с ним, около 1850-х годов. © Андреа Кастон Танге.

Интересен и тот факт, что спокойствие ребёнка на фотографии можно объяснить присутствием ещё одной фигуры. Похоже, это близнец: одна маленькая ручка будто бы прикрыта другой, такой же, принадлежавшей, казалось бы, идентичному ребёнку, одетому в аналогичное платье с тесьмой. Эти малыши, сидящие на коленях у матери, создают треугольную композицию, которая увековечивает тепло и близость семейных связей.

Если на фотографию наложить овальный коврик, как это часто делалось в викторианскую эпоху, создаётся иллюзия, что ребёнок парит в воздухе, а руки, которые его поддерживают, будто бы исчезают. Именно эта визуальная уловка и дала название таким изображениям — «скрытая мать». Однако, несмотря на эту иллюзию, руки, тела и прикосновения остаются в центре внимания, символизируя нежность и защиту, окружающие ребёнка.

Ценя связь матери и ребенка

Современные зрители часто склонны считать, что в XIX веке материнство отодвигалось на второй план. Однако это заблуждение, основанное на проекции современных, неисторических идей.

Сегодня популярно восхищаться тем, как женщины могут совмещать материнство и карьеру, не задумываясь о том, насколько сложно одному человеку выполнять две полноценные работы. Такое восхваление часто приуменьшает усилия и время, которые необходимы для воспитания детей, подменяя их поверхностным убеждением, что если мы занимаемся чем-то, что любим, ради тех, кого любим, это не считается работой.

С другой стороны, современные стереотипы скрывают матерей гораздо сильнее, чем это делала портретная съёмка XIX века. Эти фотографии служат напоминанием для тех, кто готов видеть больше: младенцев всегда кто-то держит на руках, успокаивает и защищает, а не абстрактные «идеальные матери», а живые люди, воплощающие собой заботу и любовь.

Исторический феномен «скрытых матерей» можно было бы удачно переименовать в «любимые детские фотографии», что лучше отражает суть этих изображений, акцентируя внимание на детях и на их отношениях с матерями. Этот подход открывает пространство для более глубокого и трепетного восприятия материнства и всех его аспектов, как в День матери, так и в повседневной жизни.