Проблема распада СССР многогранна и требует непредвзятого изучения.
1) экономика. Базис решает. Что сделали большевики? Убрали частную собственность и эксплуатацию человека человеком. Но Общественный характер производства на основе сверх концентрации капитала остался. А там работают законы экономического развития. И они отнюдь не линейно-прогрессивные. Для безграничного роста надо иметь безграничные рынки и ресурсы. К 60-м годам 800 миллионный соцлагерь "приплыл" к естественными границам экономического роста. А 1,5 миллиардный "западный мир" с миллиардами постколониальных сателлитов имел некий задел (тоже с очевидным финишем, к которому мы подошли сегодня).
Хочется и станцию на Луне, и отдельную квартиру каждой семье, и щит ядерный без дыр. А экономика не тянет.
Как решать последствия остановки экономического роста? Подключать новые рынки, выходить из социалистической автаркии. Что и было сделано, в основном торговлей нефтью и газом с Европой. И тут-то возникла почва для проявления "закона монокультурного взаимодействия воспроизводственных контуров", к сожалению закон этот был открыт лишь в начале 2000-х Олегом Григорьевым. Советские экономисты о нем не знали.
Пророческими были слова Сталина "Без теории нам смерть."
2) в СССР при Ленине-Сталине для элит была реализована модель полной ответственности. Назовем её "диктатура пролетариата". Когда элита должна и работать больше и отвечать за свои дела без скидок на элитность. Смотрите любой советский фильм той поры. Да хоть и "Коммунист" 1957 года.
Такой порядок противоестественен. Элита всегда стремиться приватизировать власть и снять с себя ответственность. И готова действовать. Накинуть шарф на горло императора, или заставить короля подписать "Magna Carta".
О перерождении авангарда рабочего класса предупреждали классики. борьбу с перерождением вели и Ленин и Сталин. Пресловутые "первые секретари" сопротивлялись как могли.
В 1953 в процессе борьбы за власть Хрущев опирался именно на партийную элиту, на первых секретарей. И с "диктатурой пролетариата" было покончено. А с ней исчезла роль прогрессивного класса и наступила реакция. На 20-м съезде она выступила уже открыто. Начался период контрреволюции.
3) Большевики приняли бывшую РИ с сильнейшим сепаратистским движением. Создать унитарное государство не представлялось возможным.
Но и оставлять многонациональную федерацию они не собирались. Начались два процесса. Очевидный - коренизация, когда культура малых народов получила мощный импульс, создание новых литературных языков, развитие этнографии и краеведения. Но одновременно шло формирование новой нации. Появлялся "советский народ". Сталин не зря считался лидером партии в национальном вопросе. Посмотрите его определение нации:
1913 год
«Нация - это исторически устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры... Необходимо подчеркнуть, что ни один из указанных признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения нации. Более того, достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией... Только наличность всех признаков, взятых вместе, дает нам нацию».
И в СССР стали формировать новую нацию.
Язык - русский
Территория 1/6 часть суши
Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов, Руставелли, Шевченко, Гамзатов, Сулейман-Стальский, Джамбул... стали советскими деятелями культуры.
Модель поведения - самопожертвование ради общего дела.
Но главной скрепой должна была стать экономика.
Обувная фабрика в Ереване шьёт туфли для торговой сети Саратова. Кожу получает из Казахстана. Гвозди из Магнитогорска. Станки из Риги. Клей из Новомосковска. Картон для коробок из Карелии. Детский садик им строят рабочие из Дагестана. А саму обувь на фабрике шьют 100500 национальностей. И так со всем производством, по всей стране.
Помните фильм "Верные друзья"?
Яркий пример из картины: техник-строитель Катя Синцова (Людмила Шагалова), которая таскала в сумочке два огромных кирпича и во что бы то ни стало пыталась попасть на приём к архитектору Нестратову. Свои действия девушка подкрепила словами: «мне комсомольская организация поручила, и я никуда не уйду». А что за история с кирпичами помните?
По проекту кирпич должен был быть привозной. А был местный. И с подвозом кирпича были проблемы, на стройке горели сроки. Комсомол требовал применить местный кирпич, но плохие бюрократы....
Так вот привозной кирпич, это частный случай единства народного хозяйства СССР. Катя девушка симпатичная, но если думать не о кирпиче, а о построении нации... ну вы поняли. Хотя перегиб, конечно.
Последовавшие действия Хрущева "глупость или предательство".
Ссора с китайскими товарищами (миллиардный рынок, на секундочку). Разрушение системы трестирования и синдицирования. Создание местных СовНарХозов (мечта первых секретарей), то есть по сути начался процесс "атомизации" экономики страны, а значит и самой страны, на "национальные квартиры". (За то кирпич не привозной!).
Национализация/ликвидация огромного артельного сектора породило дефицит товаров народного потребления.
Передача сельхоз техники от МТС (государства) колхозам (в кредит).
И многие другие инициативы.
Ну и как я писал в начале, включение советской экономики в мировую, да еще на роли "бензоколонки" привело к началу "деиндустриализации". А дальше - больше:
Возвращение "рентабельности" и "самоокупаемости" при Косыгине довело атомизацию экономики до уровня "независимых цехов" на одном заводе.
Отказ от своей валюты в пользу доллара в расчетах со странами СЭВ при Рыжкове подтолкнул наших союзников брать кредиты в МВФ, под политические реформы (демократизация общества и либерализация экономики, естественно, по факту легализация священной частной собственности).
А элита... Босс стучит ботинком по трибуне и грозит Кузькиной матерью, сибаритствует на охоте, или сдаёт Германию, за "почесать за ушком", а хозяйчики по мельче крутятся как умеют... да и все остальные. Атомы.
Как говорится:
"— А чем ты сейчас занимаешься?
— В данный момент?
— В данный момент.
— Дак тем же... Провода медные... Рельсы кое-какие... Огород вот...
— А к государству хорошо относишься?
— Очень. Очень..." (М. Жванецкий. "Государство и народ")