Найти тему
MotorProject

Новое белорусское супершасси для нового российского суперкрана

Новый российский 100-тонник «Галичанин» КС-84713-6-1
Новый российский 100-тонник «Галичанин» КС-84713-6-1

Одной из самых интересных премьер состоявшегося в Санкт-Петербурге международного газового форума ПМГФ-2024 стал дебют новейшего сверхтяжёлого автомобильного крана «Галичанин» КС-84713-6-1, максимальная грузоподъёмность которого составляет 100 тонн. Под упомянутой маркой несколько лет назад уже разработали 100-тонный автокран, и даже запустили его в серию. Но дело в том, что у его преемника есть две важных особенности. Во-первых, конструкцию нового 100-тонника локализовали настолько, насколько это вообще возможно в реалиях нынешнего развития отечественного машиностроения. Во-вторых, автокран получил полностью новое шасси, разработанное и изготовленное Минским заводом колёсных тягачей.

Новое крановое шасси МЗКТ-740004 "Волат" для российского суперкрана
Новое крановое шасси МЗКТ-740004 "Волат" для российского суперкрана

Новое крановое шасси с колёсной формулой 10х10 под собственным именем «Волат» и заводским обозначением МЗКТ-740004, обладающее грузоподъёмностью 49 тонн, специально спроектировали для применения в сложных дорожных условиях. Ведь если засадить такой кран на бездорожье, сложно даже представить, сколь непростой может оказаться операция по его вызволению! Поэтому в конструкции этого шасси, помимо полноприводной трансмиссии, предусмотрен полный набор механизмов блокировки межколёсных и межосевых дифференциалов, а также мосты с колёсными редукторами, повышающими дорожный просвет и увеличивающими тягу на колёсах, на которые установлены широкие шины с развитым рисунком протектора.

Новый многоосный "Волат" умеет двигаться "крабом"
Новый многоосный "Волат" умеет двигаться "крабом"

Прежний 100-тонный кран «Галичанин» тоже ставили на пятиосный «Волат». Но у шасси нового крана появилась важная особенность: управляемыми сделаны колёса всех пяти осей! Благодаря этому автокран способен двигаться «крабом», то есть, боком, когда все 10 колёс повёрнуты в одну сторону – для такого гиганта это очень ценное качество при маневрировании в тесноте стройплощадок. А если колёса двух передних осей повернуть в одну сторону, а колёса трёх задних – в другую, автокран сможет развернуться буквально на пятачке: минимальный радиус поворота этой махины не превысит 12,5 метров! Подвеска шасси зависимая, но её тип весьма необычен: на первых двух осях она гидропневматическая, а сзади – гидробалансирная.

В подвеске "Волата" используется гидравлика
В подвеске "Волата" используется гидравлика

И ещё интересный момент: у автокрана не один, а два двигателя: второй установлен в крановой надстройке для её поворота и привода подъёмных механизмов. Это новейший ярославский 4-цилиндровый дизель ЯМЗ-535, развивающий 229 л.с. А само шасси оснащено другим ярославским дизелем – установленной за кабиной рядной «шестёркой» ЯМЗ-652 в её самой мощной 412-сильной модификации. Вроде бы для такого гиганта, длина которого под 16 метров, а эксплуатационная масса под 59 тонн, силёнок у мотора не так уж и много, но выручают большие передаточные числа в трансмиссии, в том числе за счёт применения колёсных редукторов.

Моторный отсек с двигателем шасси расположен за кабиной, которая установлена максимально низко
Моторный отсек с двигателем шасси расположен за кабиной, которая установлена максимально низко

По своей компоновке МЗКТ-740004 – именно крановое шасси со смещённой вперед и опущенной как можно ниже кабиной, с усиленной рамой и внушительным передним свесом. Но в арсенале Минского завода колёсных тягачей есть и другие гражданские пятиосники, предназначенные для иных задач, а потому имеющие иную конструкцию. Придёт время, и о них мы поговорим во всех подробностях – специально для знакомства с этими шасси я летом ездил на завод в Минск. А в следующем материале я расскажу про сам новый 100-тоннный кран, то есть про его технические особенности, его локализацию и его грузовысотные характеристики.

-6