Это история 55-летней Татьяны, жительницы Ленинградской области, ставшей заложником чрезмерной опеки над одним, младшим ребенком.
По просьбе юриста, который в данный момент пытается урегулировать ее спор, она подготовился подробный рассказ о своей ситуации.
Такие разные дети
У меня два сына. Ваня, старший, ему 33 года, и Артем - младший, ему 23 года. Ваня всегда был взрослым не по годам, самостоятельным. Иногда даже слишком, чем нас с отцом часто раздражал. А Артем, потому что младший, нуждался в нашей поддержке, его легко было направить. Только вот и ошибки он делал громкие.
Недавно произошел случай, который сильно повлиял на нашу семью, особенно на Ваню.
Ваня с детства был настойчивым. С самого совершеннолетия он был уверен, что будет жить сам. У него была 1/3 доли в приватизированной квартире. Мы как-то не придавали этому значения, у него свои планы всегда были. Артем же уже в приватизацию не попал.
С 18 лет мы жили, как будто и не рядом. Он хорошо общался с бабушкой по отцу, она все обещала ему оставить свою квартиру. Но завещание сделать не успела. Мы обещали ему, что однажды он получит бабушкину квартиру. Это стало для него важным: он надеялся на это, строил планы. Какое-то время жил в ней, но потом съехал, потому что были частые конфликты с нами.
Да, я запрещала ему водить туда друзей, нередко была ругань, если заставала его там с девушкой.
Он злился.
- Мама, - начинал он разговоры о будущем. - Когда с бабушкиной квартирой решится? Она или моя или не моя, я тогда буду на жилье собирать!
- Ванечка, ты же знаешь, она твоя, но какие-то правила проживания должны быть! Будет семья, будет потребность, будет и квартира! - отвечала я, надеясь, что ему не настолько срочно нужны эти квадратные метры. Квартиру мы сдавали, была неплохая прибавка к нашим скромным зарплатам.
Мы люди простые, и я, и отец всегда работали, деньги рекой не текли. Ване сказали, что квартиру перепишем на него, как обзаведется семьей, дети появятся. А гулять и кутить в квартире и на съемной можно.
Последний разговор был в 2022 году, когда начались скачки ставок по ипотеке и Ваня хотел взять квартиру в кредит. Мы отговорили.
Читайте еще:
Нежданная ситуация
Но все изменилось в этом году. Артем попал в серьезную аварию, разбил свою машину. Все накопления мы перед этим выгребли ему на эту самую машину.
Мы с отцом были вынуждены продать бабушкину квартиру, чтобы помочь ему выплатить ущерб. Не уследили, он даже без страховки был!
Когда Ваня узнал об этом, я сразу заметила, что что-то с ним не так.
Он пришел к нам домой. Я ждала, что разговор будет трудным, но не думала, что настолько.
- Мама, ты продала квартиру бабушки? - его голос был твердым, холодным. – Почему?
- Да, Ваня, - я вздохнула, стараясь успокоиться. - Мы не могли оставить Артема без помощи. Ты же знаешь, он в беду попал...
- В беду? - перебил он меня с явным раздражением. - А я что, не в счет? Столько лет вы мне обещали эту квартиру, а теперь - вот так, продали, чтобы помочь ему! Ипотеку не дали взять. А мне что делать? Ты ставки видела сейчас?
Я попыталась найти правильные слова, но не нашла.
- Ваня, пойми... Мы просто не могли по-другому. Или ты Артему желаешь несколько лет в кабале жить? Там серьезные люди, просто так бы не оставили.
Он лишь усмехнулся.
- Понятно. Я продам свою долю в этой квартире. Мне здесь больше ничего не держит. Вы этого инфантила будете до пенсии снабжать. Учеба, машина, все косяки его. Еще не забудьте ему квартиру в ипотеку купить!
- Подожди, ты серьёзно? - я не могла поверить своим ушам.
- Абсолютно. Пусть Артем тогда решает, как быть, если ему всё достается.
Я опустила глаза. Его обида была такой острой, что невозможно было найти доводы. Может он и прав, Артему действительно давали больше. За покладистость!
Артем выдохнул и заговорил спокойно, как будто отпустил давно накапливающееся:
- Это не только квартира, мама. Всё. Вы всегда поддерживали Артема. Школа, институт... Помнишь, как я не захотел поступать на юридический, куда вы меня толкали? Я пошел на бюджет, справился почти сам. А Артем пошел куда послали, он не перечил и ему всегда все в клювике. Весь этот фарс с "ты сам выбрал свой путь". А теперь вот это. Хватит. Вы меня жилья лишили. Если бы не сказки, не обещания, я бы уже половину ипотеки выплатил. Пока ставки были нормальные. Предлагаю продать нормально, всю квартиру. Деньги поделим. Трешка вам не нужна, а мне хватит на половину суммы для небольшой студии. Потом расширюсь.
Я почувствовала, как внутри все сжалось. Мне стало и горько, и обидно. Ведь мы не хотели его обидеть. Я и не думала, что всё это так глубоко ранит его. Настолько, что он будет готов лишить нас жилья. Мы в этой квартире прожили всю жизнь, как же так-то?
- Ваня, - тихо начала я, - мы никогда не хотели сделать тебе больно. Ты всегда был таким сильным. Мы думали, что ты сам справишься...
- Конечно, - он посмотрел на меня с каким-то непонятным разочарованием. - Сильным, самостоятельным. А что, если я не хочу всё тянуть один? А если хочу, то без вранья? Ты чуть ли не в ногах валялась 2 года назад. Когда я хотел быть сильным и самостоятельным, хотел сам купить квартиру. Думали, что я не нуждаюсь в вас? Так вот, теперь я не нуждаюсь. Я заберу свою долю.
Он развернулся и ушел, а я осталась стоять у двери, чувствуя себя опустошенной.
Я понимаю, что виновата. Виноваты мы с отцом, что не замечали, насколько наш старший сын чувствует себя обделенным. Мы пытались сделать как лучше, но сделали только хуже. Разбаловали Артема. И теперь нужно что-то решить. Продавать квартиру мы не хотим, но и денег для выкупа у нас немного.
Читайте еще:
Комментирует юрист
Опуская моральные нюансы данной ситуации, Татьяне и ее супругу дана рекомендация любыми способами урегулировать конфликт договорным путем.
Или продавать всю квартиру, чтобы максимально сохранить деньги от ее продажи, поделив их соразмерно долям. Или же выкупить долю Ивана. Часть денег у них есть от остатков после погашения ущерба, можно попытаться договориться.
Татьяна предлагала отдать эти деньги Ивану, даже без отказа от доли, но он все равно сохранит свое право на 1/3 и в очередном конфликте может им воспользоваться.
Нужно решить вопрос кардинально и сейчас. Либо размен квартиры с разделом денег, либо выкуп доли. Все другие варианты могут лишить их жилья.