После взятия власти трудовым народом во главе с большевиками перед советским государством сразу встал ряд вопросов, от решения которых зависело всё дальнейшее развитие страны. В частности это вопрос выстраивания экономической модели роста. Маркс и Энгельс, а также в большей степени Ленин всё-таки исходили из идеи всемирной революции, которая сделает коммунистическими сразу все главные мировые страны. В таком случае у коммунистов не было бы проблемы с ресурсами, оставалось бы их лишь грамотно использовать. Но реальная практика привела к образованию СССР сперва в отдельно взятом государстве, что ставило принципиально новые вопросы перед марксистами. Как пишет об этой дискуссии Евгений Спицын в книге «Ложь и правда о советской экономике»:
«Между тем тогда же, в середине 1920-х годов, начинается ключевая теоретическая дискуссия о сути самого плана развития народного хозяйства страны, в ходе которой выявились две принципиально отличные концепции: план как баланс и план как цель. Первая концепция исходила из идеи «естественного», или «генетического», роста экономики, которую активно продвигали крупные идеологи «тектологической школы» (В. А. Базаров, В. Г. Громан, Н. Д. Кондратьев, И. А. Кан), исповедовавшие философию богдановского эмпириомонизма, а де-факто гремучую смесь идеализма и позитивизма. По их мнению, сам план представлял собой простой регистрирующий баланс, который всего-навсего констатировал уже существующее положение дел и экстраполировал в будущее имевшуюся статистику о «естественных» тенденциях в развитии экономики страны, а значит, и реальный отказ от постановки целей экономического развития и управления экономическими процессами. Вторая концепция, видными идеологами которой были приверженцы «телеологической школы» (Г. М. Кржижановский, С. Г. Струмилин, В. П. Милютин, В. И. Межлаук), исходила из идеи целевого роста экономики. При таком подходе суть плана определялась как действенный механизм организации развития экономики, который де-факто должен обеспечить достижение поставленных целей с учетом реальной оценки всех имевшихся сырьевых, материальных, трудовых и иных ресурсов и затрат, их увязки между собой и активный поиск различных практических решений и рабочих механизмов по развитию экономики. Понятно, что при таком подходе к составлению целевого плана развития народного хозяйства управление экономическими процессами играет ключевую роль».
Телеологическая школа победила, и именно концепция целевого роста была принята как основная в сталинский период. Именно такой подход к экономике и позволил стране добиться впечатляющих результатов. Однако слабость такого подхода в том, что если к управлению плановой экономикой приходят несведущие люди, которые не понимают всей сложности этой конструкции, то всё здание экономики начинает трещать по швам. Ведь в строгом плане все звенья зависят друг от друга, и даже малейшие колебания экономических показателей могут привести к сбою всей системы. Где-то не добудут плановую тонну угля, как все другие отрасли экономики, которые на этот уголь завязаны, также не смогут выполнить план, что повлечёт за собой огромные проблемы.
В постсталинский период к власти пришли люди, которые нарушили не конкретные элементы единого механизма, а все разом. Как раз при Хрущёве стала актуальной теория тектологической школы: план стал именно что регистрирующим баланс, но не реальной силой. Именно поэтому был урезан в своих полномочиях Госплан, именно поэтому регионы, а впоследствии и отдельные заводы получили значительную степень экономической независимости. Эта дискуссия актуальна и по сей день. В конце концов человечеству ещё предстоит идти к принципиально новой общественно-экономической формации, поэтому понимать, как делать можно и как нельзя, крайне важно.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения - https://tukaton.ru
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429