Найти в Дзене

К красотам Урала! Вспоминаем поезда, проходящие через станцию Губаха в разные годы

Сегодня у нас снова Урал. Любые горы красивы, и Уральские - не исключение, хотя многие их и за горы то вообще не считают. Действительно, например, вокруг Губахи высоты едва переваливают 500 метров. Да у нас в Иркутске есть точки, лежащие на большей высоте. Вот на топографической карте можно наглядно оценить рельеф местности:

Топография района г. Губаза. https://ru-ru.topographic-map.com/map-zl123q/%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%85%D0%B0/
Топография района г. Губаза. https://ru-ru.topographic-map.com/map-zl123q/%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%85%D0%B0/

Однако даже такой перепад высот позволил здесь организовать горнолыжный центр с несколькими подъемниками, что немного к юго-востоку от станции:

Район ст. Губаха. https://ru-ru.topographic-map.com/map-zl123q/%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%85%D0%B0/?center=58.85865%2C57.57737&zoom=14
Район ст. Губаха. https://ru-ru.topographic-map.com/map-zl123q/%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%85%D0%B0/?center=58.85865%2C57.57737&zoom=14

Район станции - это высоты около 150 метров над уровнем моря, а вот гора Крестовая, куда ведут подъемники - это уже около 470 метров.

В середине XVIII века здесь нашли железную руду. Никакой железной дороги тогда, конечно же, не было. По реке Косьва руда сплавлялась до Камы. Вот изначально Губаха и была пристанью на реке.

Река Косьва. Фото с сайта https://yandex.com/maps/org/gora_sapog/108720484296/reviews/. Взято с Яндекс.Картинки
Река Косьва. Фото с сайта https://yandex.com/maps/org/gora_sapog/108720484296/reviews/. Взято с Яндекс.Картинки

А в первой четверти XIX века здесь еще уголь нашли. А раз есть уголь и руда, значит быть черной металлургии. Но само производство организуют несколько ниже. Уж очень тяжко было в этих местах с транспортной доступностью. А уж когда сюда пришли поезда, то разработка месторождений стала вестись еще более ускоренными темпами. Естественно, что за столько лет шахты были выработаны, и сейчас здесь существуют определенные проблемы с занятостью. Население города за годы реформ сократилось в 1,5 раза. Хотя часть заводов все ще функционирует. А сам город поделился на две части - старую и новую (на разных берегах реки)

Гора Крестовая. Губаха. Фото с сайта https://www.skisport.ru/news/alpine/103952/. Взято с Яндекс.Картинки
Гора Крестовая. Губаха. Фото с сайта https://www.skisport.ru/news/alpine/103952/. Взято с Яндекс.Картинки

Конечно, масштабная разработка месторождений полезных ископаемых привела к изменению рельефа. Но природа - это именно то, зачем сюда едут. Во-первых, здесь множество пещер, причем весьма протяженных. Во-вторых, с горы Крестовой открывается отличный вид на эту часть Урала. А в 20 км от города располагается знаменитый Каменный город. Есть тут такая природная достопримечательность в пос. Шумихинский Губахинского района. По дороге от Губахи это около 25 км, а вот напрямую - 12 км. Знаменитые Шумихинские скалы на Усьве - это уже природная достопримечательность и вовсе мирового уровня!

Каменный город. Фото с сайта https://www.drive2.ru/c/476343072842580123/. Взято с Яндекс.Картинки
Каменный город. Фото с сайта https://www.drive2.ru/c/476343072842580123/. Взято с Яндекс.Картинки
Шумихинские скалы и река Усьва. Фото с сайта https://smartik.ru/perm/post/212586459. Взято с Яндекс.Картинки
Шумихинские скалы и река Усьва. Фото с сайта https://smartik.ru/perm/post/212586459. Взято с Яндекс.Картинки

В общем уже в последней четверти XIX века мимо станции Губаха прошла железная дорога от Чусовской. Протянули ее в направлении на Березники (с 1903 года станция называлась Солеварни). И уже в справочнике 1907 года можно посмотреть поезд до этих мест.

Мост через Косьву и под ним ж/д. Фото Google.Earth
Мост через Косьву и под ним ж/д. Фото Google.Earth

Судя по всему сюда по разным дням недели ходили два поезда: из Перми, что в общем-то логично, поскольку мы находимся в Пермском крае, и из Челябинска. Но я полагаю, что для нас наибольший интерес будет представлять участок от Чусовской, который мы и рассмотрим во всех подробностях:. Итак:

  • 16:22 - поезд отправлялся от вокзала в Перми;
  • 21:48 - он следовал дальше от Чусовской в направлении Солеварни (от перми до Чусовской по справочнику 113 верст) - итого время в пути 5 часов 26 минут;
  • следующая станция была Утес - 22:40 - от Чусовской это 52 минуты, хотя там всего 18 верст. Но это время явно приведено в справочнике с учетом стоянки;
  • следующую остановку поезд делал на станции Баская - и это опять-таки 18 верст, но на этот участок отводилось всего лишь 28 минут. Перегон Утёс - Баская знаменит тем, что на нем есть о.п. Грузди, а недалеко располагаются знаменитые местные Белые камни;
Баская. Фото Google.Ear
Баская. Фото Google.Ear
Белые камни. Google.Earth
Белые камни. Google.Earth
  • 00:54 - была станция Усьва. От Чусовской 3 часа 06 минут. И вот что интересно - перегон опять 18 верст; Ну и отсюда уже можно попасть к Усьвинским столбам:
Усьвинские столбы. Фото с Google.Earth
Усьвинские столбы. Фото с Google.Earth
  • 01:39 - станция Нагорная. И здесь только 10 верст;
Нагорная. Фото с Google.Earth
Нагорная. Фото с Google.Earth
  • 02:30 - была станция Губаха. ПОдозреваю, что это именно Губаха, а не Губаха-Пассажирская, которая есть в наши дни. Итого на 77 верст уходило 4 часа 42 минуты. Время здесь московское, соответственно поезд прибывал рано-рано утром.

А вот дальше там начинается вообще какое-то столпотворение из железных дорог различного рода. Подозреваю, что по большей части в настоящее время грузовых. Углеуральский, Шахтный, Рудничный, Кизел. Но это всё уже далее после Губахи.

Губаха. Фото с сайта https://wikimapia.org/19143737/ru/Железнодорожный-вокзал-Губаха-Пассажирская. Взято с Яндекс.Картинки
Губаха. Фото с сайта https://wikimapia.org/19143737/ru/Железнодорожный-вокзал-Губаха-Пассажирская. Взято с Яндекс.Картинки

Кстати, восточнее ст. Губаха есть еще Верхняя Губаха. А от нее еще восточнее масштабные декорации, которые были возведены для съемок фильма "Сердце Пармы".

Декорации к фильму "Сердце Пармы". Google.Earth
Декорации к фильму "Сердце Пармы". Google.Earth

В обратную сторону поезд оказывался на станции Губаха в 03:40, а на Чусовской - в 08:04, то есть время в пути чуть меньше - 4 часа 24 минуты.

Давайте я сразу для сравнения приведу современное время (октябрь 2024 года) на участке Чусовская - Губаха (именно просто Губаха, не Пассажирская):

  • пригородный поезд № 6161 - Чусовская-Кизел - время в пути 2 часа 04 минуты (07:54-09:58);
  • пригородный поезд № 6165 - и это тоже Чусовская-Кизел - время в пути 1 час 57 минут (17:25-19:22).

Ненамного быстрее на этом участке обычный поезд дальнего следования. И он здесь один - № 403 - Екатеринбург - Соликамск. Время в пути у него 1 час 41 минута.

А вообще здесь быстрее автобусом - обычно менее 1,5 часов в пути.

Ну да вернемся в прошлое. В 1936 году через Губаху проходило аж три поезда, причем все они обозначены под одним номером № 67/68:

  • Москва-Соликамск;
  • Свердловск-Соликамск;
  • Пермь-Соликамск.

Ну или они все приходили на Чусовскую где их сцепляли. Дальше поезд отправлялся в 11:25. А вот теперь - внимание! Время в пути абсолютно со всеми остановками (Антабары, Утес, Грузди, Заготовка, Осеннее, Баская, Басеги, Маховатия, Усьва, Разведка, Нагорная, Косьва, Губаха) - 2 часа 1 минута. То есть как современный пригородный поезд.

В первый послевоенный год опять всё становится медленнее. Через станцию Губаха проходил поезд Пермь-II - Соликамск. На пути на север он преодолевал расстояние от Чусовской за 2 часа 53 минуты, а обратно и того дольше - 3 часа 1 минута. 83 км с использованием современных единиц измерения. А вот до Соликамска ему было ехать еще ровно 7 часов.

Качественный скачок происходит к 1961 году. Через станцию следует аж 5 пар поездов:

№ 53/54 - Соликамск - Свердловск;

№ 83/84 - Соликамск - Москва;

№ 89/90 - Соликамск - Пермь;

№ 91/92 - Усольская - Чусовская;

№ 115/116 - Соликамск - Надеждинский Завод - Москва.

Самый быстрый был в пути 2 часа 15 минут. В 3 часа укладывались все.

В 1969 году на станции останавливались уже 6 пар поездов, Ко всем вышеназванным направлениям добавился еще поезд №111/112 сообщением Соликамск-Казань. Самый быстрый был в пути 1 час 56 минут. Самый медленный - 3 часа 10 минут.

Как это ни странно, но этого направления нет в справочниках за 80-е гг. Там даже в алфавитном указателе нет ни Губахи, ни Березников. В таблицах и 64, и 70 идут Чусовская и сразу же Кизел.

А вот в 1995 году на станции останавливались 4 поезда из Соликамска по самым основным направлениям:

  • Москва;
  • Казань;
  • Пермь;
  • Свердловск.

Причем все, кроме московского поезда, останавливались и на станции Губаха, и на станции Губаха-Пассажирская.

А вот в 2004 году осталось всего два поезда, у которых была остановка на станции Губаха. Оба из Соликамска, естественно. На Пермь и на Свердловск. Время в пути от Чусовской 1 час 40 минут -1 час 50 минут. Ну а про современность я уже написал. Маловато, конечно, для таких красивейших мест. Но может быть это и хорошо - так природа лучше сохранится!

Спасибо, что следите за каналом! До встречи на новых публикациях!