Многие родители совершенно не осознают, что же такое речь. Бегает их любимый малыш, потихонечку взрослеет, вот уже год минул, два, года и три на подходе, а речи все нет.
-Да не переживай ты, у него и папа заговорил поздно, выправится. -Отмахиваются бабушки. Мама слушает и очень ждет вот этих первых слов и выражений. И порой слова действительно приходят. К трем-четырем годам логопеду наконец удается вызвать у малыша первые звукоподражания. "Ну сейчас точно прорвет."- Уверена мама. Заговорил же, вот сейчас как побежит и словарь накопится и понимание речи улучшится, да и истерики сойдут на нет. А ребенок как-то совсем и не собирается никуда бежать. Словарный запас формируется скудно, фразовой речи почти нет. Предложение строится в лучшем случае из глагола и существительного. В худшем ребенок вообще подобно описанию из западных книжек про аутизм ведет маму за руку, показывает на машинку и говорит надо. Кому надо, зачем надо, почему только надо, что наконец надо, и когда это надо обрастет слоем конкретики... Вот тут родители вдруг осознают, что как-то не очень сработала их теория о том, что речь тормозит общее развитие, речь вроде есть, но при этом ее и практически нет. Почему она вот такая, ребенок же заговорил, но почему именно так?
Давайте разбираться, что же у нас лежит в основе речи. Если говорить очень грубо, то каждое слово имеет свой мыслительный шаблон. Слово кошка имеет видимый зрительный эквивалент животного, слышимый эквивалент звучания звуков к о ш к а, письменный эквивалент движения руки написания каждой буквы в данном слове, знаковый пригодный для чтения и письма, эквивалент кинетической последовательности моторных укладов необходимых для произнесения данного слова, тактильный-ощущения шерсти на руках, ассоциации мяю, фыр, шшш- что издают кошки под окном связывает мозг с этим животным, обонятельный- запах кошачий мочи или корма так же приводит нас к умозаключению присутствия мохнатого существа. В некоторых странах, где кошек принято кушать есть и вкусовой эквивалент. Как видите эквивалентов более чем достаточно. И лишь собрав полный набор мы сможем точно использовать шаблон данного слова.
Однако далеко не каждый ребенок может собрать данный набор полностью. Ведь для подобного процесса необходима правильная работа всех анализаторов. Важно заметить, что конкретно мы относим к понятию анализатора. Система анализа органов чувств всегда состоит из двух аспектов: правильная работа самого органа, например способность уха слышать, а носа чувствовать запах и правильна работа мозга, принимающего и шифрующего сигналы от чувствительных анализаторов. Ухо-то может и слышит, а мозг понять, что конкретно оно слышит никак не может, не развился в нем данный процесс.
Теперь вернемся к нашей речи. В группе детей с аутическим спектром встречаются разнообразные искажения восприятия головного мозга, от ощущения тела в пространстве, до нарушений вкусового восприятия, но для формирования речевого, словесного мышления нас больше всего интересует именно работа зрительного и слухового восприятия. Прочие нарушения больше всего будут отражаться на психоэмоциональной сфере ребенка и лишь косвенно будут влиять на речь. Данный вид анализаторов крайне важен для наполнения пассивного словаря-понимания речи. Если ребенок, глядя на окружающий мир не может выделить в нем предметы, не может понять, что чашка с синей каемочкой, стоящая на столе, это тоже чашка и по функциональным особенностям она мало отличается от его любимой и единственной кружки для питья с зайчиком. Он не может провести параллель, что из нее тоже можно пить, отсюда появляется привязанность такого малыша к любимым предметам и объектам и отрицание новых и не известных предметов. Даже звучание слова ч а ш к а у такого ребенка ассоциируется только с кружкой с зайчиком и никак иначе. Со слуховыми патологиями проблема обстоит еще глубже звучания слова чашка такой ребенок не может воспринять правильно сегодня слово звучит как ч а ш к а, завтра как а ч а ш ка, послезавтра как ч а к а ш к а , звуки путаются меняются местами, затухают и возникают, сложно их поймать и уловить без способности структурированной знаковой поддержки через чтение.
Спросите, а какой же момент в этой вакханалии занимает произносительная речь? Сейчас мы подойдем к самой сути проблемы, заданной в заголовке. Произносительная речь содержит в себе еще один новый и большой кусок формирования шаблона слова- кинетический и кинетической последовательности. Сама способность сложить губы в звук, затем выстроить цепочку данных звуков -это особая часть шаблона каждого слова. Как не странно в дальнейшем именно нарушения вот этой кинетическойи кинестической работы, сдабривается еще одной сопутствующей патологией- шаблонированностью самого процесса мышления, так называемой эхолалией штампового произношения. Когда ребенок вроде многое понимает, но набор словесных штампов свободных для произнесения у него крайне мал, и важно соединить слышимое и видимое значение с кинетическим. Очень ярко данный процесс можно наблюдать в момент прорыва, выхода из динамической патологии молчания в активную речь. Здесь четко видно, как падает внедренный Жинкиным А.И. индивидуальный предметный код. Когда еще вчера слышащий и понимающий обращенную речь ребенок, который не мог говорить совсем, сегодня уходит в махровую попугайную эхолалию повторения с полной потерей понимания речи. А что же произошло? Не состыковался шаблон слова не прошло соотнесения набора последовательности речевых укладов со слышимым шаблоном, доступным для понимания.
Теперь вернемся к тем самым детям, у которых наконец удалось запустить активную речь, но она вдруг застряла и словарный запас либо совсем перестал расти, либо рост его оказался крайне медленным. С чем же это связано:
1 Наличие сопутствующей патологии слышимого и зрительного восприятия. Речь есть но ребенок с трудом проводит параллели между видимым объектом, слышимым словом, а так же набором кинетической последовательности звуков.
2 Нарушение в области самой кинетики речи. К сожалению, просто вызвать звучащую речь мало, ее еще нужно наполнить набором кинетических-мыслительных шаблонов, сформировать понятие фразы, суждения, умозаключения. Буквально искусственно наполнить и состыковать словарь из полноценных шаблонов слов, пригодных к использованию.
3 Ну и самое главное, это общая психическая задержка. То самое УО, которым очень любят оперировать логопеды-педагоги. Крайне не люблю данное понятие из-за полнейшей абстракции и обтекаемости его причин. Однако в данном контексте считаю его честным к примерную для объяснения сути самой проблемы. На фоне наличия патологий сенсорного восприятия и обработки информации, такой малыш просто не накопил достаточную базу речевых шаблонов слов для старта активной речи. К сожалению, чаще всего детки с особенностями развития комплексные и включают в себя далеко не один пораженный участок сенсорных нарушений. Поэтому и задержка речи у них формируется комплексная.
А теперь вернемся к теме статьи. Приведу в пример блогера с ДЦП из соседней ветки. Мужчина уже взрослый. Диагноз у него тяжелый, паралич выраженный. Помимо основного диагноза присутствует и анартрия- это тотальная форма дизартрии, при которой паралич полностью лишает человека способности говорить. Однако данный мужчина прекрасно пишет, ведет блог, издает книги, и ни о каком УО в его случае и близко не идет речи. Активной, произносительной речи у него никогда в жизни не было, но это не помешало ему воспользоваться альтернативным вариантом формирования словесной системы- чтением и письмом. Да шаблоны его слов не полные, и запусти сейчас ему речь, мы скорее всего столкнулись бы сначала с плотной работой с параличом, затем с формированием речевого уклада, далее с эхолалией ( что является нормой в процессе развития речевого кинетического набора любого человека, в том числе и здоровых деток, но они проходят данный этап до двух лет). скорее всего позднее он бы смог пользоваться произносительной речью, но весьма урезано и ограничено. Однако нашем пациенту данный процесс уже не интересен, он прекрасно пишет.
Так же весьма наглядно данный процесс описан у блогера из Сибири описывающего сына с аутизмом, которому писать проще чем говорить, даже с учетом того, что никакого ДЦП у него не было, но он недобрал кинетических произносительных шаблонов, и предпочел базироваться на письменных шаблонах руки, так ему проще.
Надеюсь, статья оказалась более-менее понятной.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.