Щенок принялся, скуля, вылизывать морду больной собаки. Он то и дело падал на спинку, подставляя ещё голенький, розовый животик прямо под морду Стасика.
****
Таня сидела на подоконнике, поджав ноги и рисовала пальцем на запотевшем стекле. Слёзы текли по щекам почти повторяя дорожки воды от дождя с той стороны окна. Опять не сбылось её желание. Уже пять лет она просит в родителей подарить ей собаку. Пять долгих лет. Она и учится стала на отлично, и денег на собаку сама заработала, выгуливая соседских питомцев. И их хозяева нахваливали её родителям, как она замечательно справляется с животными. Нет, денег не на покупку собаки. Собаку она хотела из приюта. На все необходимое для щенка и его кормление. Она даже корм покупать обещала только на те деньги, что заработает сама.
Сегодня ей исполнилось 18. Совершеннолетие. Аттестат с отличием, золотая медаль и поступление в университет. Она не пригласила друзей. Не собиралась отмечать. Она всё также просила собаку. Но родители опять просто подарили деньги.
– Никаких животных! В нашем доме никогда не будет животных. Вот вырастешь, станешь жить сама, тогда и заводи, - так отвечал отец все эти года.
– Ты не представляешь, сколько от животных грязи дома! Я не потерплю шерсть в квартире, - дополняла мать, судорожно полируя столешницу журнального столика. В доме действительно был стерильный порядок. Даже о мягких игрушках речи не могло быть - они - «пылесборники»! Даже разуваться надо было на площадке, и положив обувь в специальный пакет, заносить в дом. Хотя заносить стали совсем недавно. Когда кто-то стащил мамины дорогие сапоги. До этого случая обувь стояла снаружи, рядом с дверью квартиры.
На следующее утро Таня проснулась с гениальной мыслью: раз она теперь совершеннолетняя, то она может уже жить отдельно. Скопленных денег вполне хватит на аренду маленькой комнаты. Главное, найти комнату, куда можно с питомцем.
Всё свободное время, а его у девушки было совсем немного, Татьяна обзванивала агентства. Через пару месяцев энтузиазм поутих. С собаками никто не хотел пускать.
– Ты чего такая смурная?
Ольга Петровна уже давно заметила смену настроения девушки. Заметила, что Таня больше не сияет, забирая гулять Стасика. Стасик - собака Ольги Петровны, метис корги с неизвестно кем. Вот уже третий месяц Таня выгуливает Стасика. После операции на ноге, Ольга Петровна сама не в состоянии составлять компанию своему питомцу на прогулках, вот и пользуется услугами девушки. Да и Стасик без ума от своей новой «няни». Но вот уже неделя, как с девушкой что-то происходит. Из улыбчивой и весёлой она становиться всё более грустной и закрытой.
– Что случилось? Расскажи, вдруг я смогу помочь? - придержала Ольга Петровна девушку за рукав.
Таня вздохнула. А вдруг и вправду сможет помочь? И рассказала всё и о своей мечте, иметь собственную собаку, и о решении переехать от родителей, и о поиске комнаты.
– Так что ж ты раньше не сказала! Это же отлично! Я, как раз, ищу квартиранта в комнату. Да такого, чтобы Стасика не обидел и мне если что, помог. Нога заживает медленно. Трудно, порой, даже за водой встать. Пошли, покажу комнату.
Таня не верила своему счастью. Словно во сне, побрела за женщиной. Крохотная, но уютная комната со старой мебелью пахла собакой и пылью. После стерильной квартиры разница очень кидалась в глаза. Но это только радовало девушку.
– А я точно смогу завести СВОЮ собаку? Две собаки в квартире, вы не будете против? - осторожно спросила Таня.
– Да, я бы и сама завела нескольких, если бы моложе и сильнее была. И Стасику веселее и мне. Так, что, милая, если всё устраивает, перебирайся. Вместо оплаты будешь выгуливать Стасика, прибирать в квартире и готовить есть. Мне у плиты прямо мука пока стоять. Устраивает?
Вместо ответа девушка кинулась на шею женщине и расплакалась.
Дома ждал скандал. Родители были в шоке от её решения. Они знали, что она задумала, но считали, что такой вариант невозможен и поэтому не особо волновались. И вдруг - такое!
– Даже не думай! Никаких съемных квартир! Мы ничего оплачивать не будем! У тебя есть своя комната и уедешь от нас только, когда выйдешь замуж за приличного и ответственного человека! И то, не раньше 21 года! - мать фурией кричала на весь дом. Отец молча, с каменным лицом, стоял с ней рядом.
– Пусть идёт. Совершеннолетняя. Через неделю сама прибежит домой, поджав хвост. Если ей шавка важнее родителей, не держи. Воспитали эгоистку - так нам и надо!
Это подал голос отец. И после, хлопнув сильно дверью, так что посыпалась штукатурка, вышел из комнаты.
Мать, увидев посыпавшуюся пыль, вскрикнула: «Вот видишь, что ты натворила!» и метнулась тоже прочь. Чтобы через минуту, с тряпкой и тазом, вернуться убирать это вопиющее безобразие.
Таня подождала, когда мать закончит, всхлипывая, уборку и уйдет и начала складывать вещи. Ей хотелось взять всё необходимое сразу, чтобы лишний раз не возвращаться домой. Она не сомневалась, что ей будут тут не рады и каждая встреча будет похожа на это расставание.
Родителей Таня любила. Даже очень. Ещё не уехав, она уже по ним скучала. Но успокаивала себя тем, что переезжает всего-то в соседний дом.
Устроившись в комнате, девушка поспешила в приют за щенком. Однако, всё оказалось не так просто. Были только взрослые собаки, а Таня хотела маленького.
– Вы немного подождите. Щеночки попадают к нам постоянно. Просто именно сейчас только что забрали предыдущих, - успокоили её в приюте.
Ждать было не сложно: теперь ведь рядом всё время был Стасик. Весёлый и очень жизнелюбивый пёс.
Таня поступила в университет. На ветеринара, как и хотела. Родителям, правда, пришлось солгать. Сказать, что в педагогический. Правду они бы не пережили. Но теперь, когда учебники не надо было хранить дома, девушка решила пойти против родительской воли, за своей мечтой.
Месяц учебы занял столько времени, что Таня не успевала даже заглянуть в приют. Но ей обещали обязательно позвонить, если появится щенок.
И вдруг случилась беда. Однажды Таня вернувшись с учебы, обнаружила пустую квартиру. Ни хозяйки, ни Стасика. Липкий страх мгновенно пролез в душу. Телефон Ольги Петровны не отвечал, ещё сильнее нагоняя панику. Только поздно вечером дверь скрипнула, и женщина, сильно хромая, зашла в квартиру, неся на руках собаку. Тана бросилась на встречу и подхватила пса.
– Что случилось?
Хозяйка тяжело опустилась на стул. Она как будто постарела лет на двадцать.
– Стасик умирает. Если через две недели не станет лучше, придется усыпить.
Таня не верила своим ушам и глазам. Как так? Ещё утром на прогулке пёс радостно носился и играл. Был полон жизни и энергии.
– В обед я заметила, что Стасик лежит и тяжело дышит. Он отказался даже подойти на зов. Через час он лежал на боку и взгляд был отсутствующим. Я набрала тебе, но ты забыла свой телефон дома. Звонок раздался в соседней комнате. Пришлось самой хватать собаку и бежать с ним в клинику. У Стасика большие проблемы с сердцем. Его привели в сознание, но ЭКГ и анализы очень плохие.
Таня не могла поверить услышанному. Да, она замечала, что он бегает с сильной отдышкой, что язычок у него почти всегда синий. Но она думала, что это особенности породы корги. И не придавала значения. И вот сейчас её любимец лежит на подстилке и даже не приветствует её, виляя хвостиком. Он только еле заметно дышит.
– Врач сказал, что пошло резкое ухудшение. Оперировать они не возьмутся, слишком велик риск. Сказал, что у нас примерно есть две недели попрощаться с собакой. А после пёс начнет сильно мучатся и надо будет… - женщина разразилась слезами.
Таня и не заметила, что уже сама плачет. Она не знала, кого бросаться обнимать: Ольгу Петровну или Стасика.
Именно в этом момент зазвонил телефон девушки.
Таня подняла трубку автоматически.
– Танечка, это Светлана из приюта. Приезжайте! Тут привезли такую кроху. И ему так страшно. Заберите его быстрее.
Таня молча слушала и не понимала, как поступить.
– Что? Что там? - Ольга Петровна сквозь всхлипы обратилась к Тане.
– Щенок. Это из приюта, - рассеяно проговорила девушка, опустив руку с трубкой. Она не знала, что ответить Светлане.
– Приводи себя в порядок и езжай. Забирай малыша, - внезапно охрипшим голосом ответила женщина.
– Но Стасик…
– Он всю жизнь любил играть со щенками. Пусть последние дни будут у него счастливыми. И нам будет проще прощаться.
Таня хлопала глазами и не могла сама трезво думать. Подчиниться было проще всего. Погладив и поцеловав Стасика, девушка смыла слёзы и помчалась в приют.
Маленькое испуганное создание жалось в углу и смотрело на всех огромными, полными ужаса глазами. Таня не секунду не колебалась. Присев рядом, она тихонько заговорила с малышом и тот тут же, виляя поджатым хвостиком, прижавшись к замок пополз к ней.
Девушка взяла щенка на руки и прижала к себе. Крохотное сердечко билось словно птица.
– Всё будет хорошо, милый! Я тебя никогда не обижу и не дам в обиду, - едва слышно всхлипнув, прошептала Таня.
– Светлана, спасибо вам огромное, - Таня поблагодарила женщину из приюта.
– Только что-то радости особой не вижу, - удивлённо проговорила та.
– Нет-нет, что вы! Я очень счастлива. Просто…
И не в силах сдержать слёзы, Таня расплакалась, пряча лицо в щенка. Когда получилось чуть успокоится, девушка рассказала всё Светлане.
– Так. Не хороним собаку раньше срока. Может быть, всё обойдется. Я напишу вам номер ветеринарного врача, который спасает наших подопечных. Может быть он сможет что-то придумать.
Татьяна с надеждой взяла листок с написанным номером и заспешила домой. Как там Стасик?
Увы, пёс был без изменений. Он, тяжело дыша, лежал всё там же, на своем коврике. Рядом, бросив на пол подушки и одеяла, спала Ольга Петровна. Таня тихонько прикрыла дверь и отправилась с щенком в ванную. Надо было хорошенько отмыть нового члена семьи, прежде чем знакомить с остальными. Тим, так назвала Таня своего щенка, всю процедуру вилял хвостиком и заглядывал в глаза девушке. Он даже фена не испугался. Вместо серо-коричневого щенок оказался белоснежным. И кудрявым. Шелковистая шерстка мягко спадала волнами.
После ванных процедур, чистого и вкусно пахнущего малыша Таня накормила кормом для щенят, купленным по дороге из приюта, и понесла знакомить со Стасиком. Фен разбудил Ольгу Петровну и она с нетерпением ждала встречи.
Было немного тревожно отпускать щенка рядом с больной собакой. Вдруг такое волнение вредно для больного сердца? Но Ольга Петровна настаивала.
Встреча прошла неожиданно. Такого они не ожидали.
Таня отпустила щенка примерно в метре от Стасика, чтобы если что пойдёт плохо, сразу его подхватить. Мало ли что. Вдруг Стасик разволнуется или малыш испугается.
Но всё получилось совсем не так, как они ожидали. Щенок примерно полминуты затравлено озирался и жался к ногам Тани. Таня его гладила и успокаивала. И вдруг малыш заметил Стасика. Или унюхал. И заплетаясь в собственных, ещё не уверенных, лапках, щенок побежал к корги. Тот поднял голову.
Малыш принялся, скуля, вылизывать морду больной собаки. Он то и дело падал на спинку, подставляя ещё голенький, розовый животик прямо под морду Стасика. Тот обнюхивал щенка и стучал хвостом по полу. А через пару минут, устав, положил морду прямо на щенка. Тот затих и прижался к собаке.
Удивленные и растроганные женщина и девушка смотрели на своих собак.
– Я же говорила, что он будет счастлив, - всхлипнула Ольга Петровна, - пойдем, попьем чай. Я так устала.
Хромая, она пошла на кухню.
За чаем Таня рассказала ей про ветеринара и протянула номер телефона. Не откладывая, хозяйка сразу позвонила. Сергей Олегович пообещал приехать после работы и осмотреть Стасика, а заодно и щенка.
Весь день Тим не отходил от своего больного друга. Он стал совсем не похож на того испуганного и грязного. Вечером перед приходом ветеринара, Татьяна обнаружила свой тапочек на подстилке рядом со Стасиком. Тим пытался жевать подошву и предлагал присоединиться корги. Корги бурчал, видимо, объясняя, что так хорошие собаки себя не ведут. Игрушки, купленные вместе с кормом, Тим тоже перетащил на подстилку Стасика.
Доктор осмотрел собак. Посмотрел ЭКГ. Лицо сделалось серьезным и хмурым.
– Увы. Я согласен с коллегами. Даже больше. Я бы усыпил его сейчас. Чтобы не заставлять страдать. Вы же сами говорили, что он был ещё пару дней назад активным и веселым. А сейчас видите, что даже толком не может поднять голову. Ему плохо. Зачем продлевать ему и вам агонию? Сейчас у меня с собой нет необходимых препаратов, поэтому прямо сейчас я помочь не могу. Завтра я улетаю на две недели. Так что придется нести его в клинику. Не мучайте собаку, отпустите.
Ветеринар ушел, а в доме повисла звенящая тишина. Только звуки от играющего Тима рядом с больной собакой её нарушали. А через несколько минут у обеих женщин началась настоящая истерика. Они рыдали, обнимая друг друга и не находили сил остановиться. Вместо надежды доктор нанес им удар.
Только к утру плачь прекратился. Таня не пошла на занятия. Она хотела побыть с собакой в последние его часы. Однако, отнести в клинику не получилось. Ольге Петровне стало плохо и скорая увезла её в больницу.
– Дождись меня, - молила женщина свою собаку с носилок.
Пропускать учебу больше одного дня Таня побоялась. Да и на еду теперь ещё и щенку надо было зарабатывать. У родителей она деньги не брала. Они и не давали.
Когда на следующий день Таня забежала домой, проверить собак, её ждал сюрприз.
Стасик СИДЕЛ на своей лежанки, а Тим носился вокруг него, то и дело прыгая на своего друга.
«Хорошо это или плохо? Может быть, ему так больно, что он не может лежать?» - подумала девушка, ощупывая собаку. Никаких признаков боли.
Более того, лужицы на пеленке были разных размеров. И большая врятли принадлежала щенку.
Вечером надо было успеть ещё сбегать, отнести передачу в больницу для Ольги Петровны. И снова девушку ждал сюрприз. Две кучки сильно разных размеров красовались на пеленке рядом с собаками. А те, прижавшись к друг другу сладко спали.
– Как там Стасик? - первое, что спросила Ольга Петровна, приподнимаясь на больничной койке.
Таня рассказала о лужице и кучке и о том, что Стасик сидел.
– Неужели, он смог сам встать? - удивилась женщина. Радоваться этому или пугаться, она тоже не могла решить.
Все следующие дни, разрываясь между учебой, работой и больницей, Таня заставала своих питомцев мирно спящими, а на пеленке разного размера признаки жизни. Еда из миски тоже исчезала исправно. Щенок всегда находил сил поиграть с новой хозяйкой, а вот корги спал. Дыхание и сердцебиение были ровными и спокойными.
Наконец, наступили долгожданные выходные. Таня планировала провести их полностью с собаками и даже Ольгу Петровну не навещать. Девушка каждую минуту боялась найти корги мертвым. Страх превращал жизнь в кошмар, изматывал.
Однако вместо навсегда уснувшего пса утром субботы она проснулась от звонкого лая. Резко сев, и пытаясь рассмотреть, что происходит, слипшимися от сна, глазами, девушка увидела интересную ситуацию.
Стасик держит в зубах игрушку, а Тим пытается её отобрать. Он тянет её на себя, но силы не равны. И отпустив, он начинает возмущенно лаять, прыгая на спокойно сидящего, корги. Тот снова протягивает щенку игрушку и игра продолжается.
Слёзы умиления и надежды смывают сон. Таня боится пошевелиться и спугнуть играющих собак.
Вдруг Стасик встаёт. И на заплетающихся лапах идёт к другой игрушке. Он хватает её и щенок тут же повисает, вцепившись и подхватив игру.
Через несколько минут корги вернётся на лежанку. Тим ещё будет носится вокруг, то и дело напрыгивая на своего старшего друга. А Таня будет, замерев и боясь дышать, наблюдать за этим.
Наконец и малыш угонится и прямо перевесившись через спину Стасика, сладко уснет.
Таня тихонько выйдет из комнаты. И бросится к телефону, обрадовать новостями хозяйку.
Собаки выспятся и малыш снова начнет свою игру. Они вместе сходят поесть к миске и оставят её полностью пустой. Сходят и сделают свои дела на пелёнки. Стасик не спеша обойдет квартиру. Он будет заглядывать на хозяйскую постель. Таня усядется рядом и будет объяснять ему, что с хозяйкой всё хорошо, она скоро вернется. Понимает её собака или нет, неизвестно, но спокойно пойдёт с девушкой к своей лежанки. Которую Таня ещё в день, когда Ольгу Петровну забрали в больницу, перенесла в свою комнату. Там он уляжется, вздохнет и будет дремать, иногда приоткрывая глаза на проносящегося мимо, Тима. А когда тот набегается, заберется под бок старшему другу и они будут крепко спать.
А понедельник выписали из больницы Ольгу Петровну. К её удивлению, Стасик встретил её у порога, виляя хвостом. Он всё еще с трудом держался на лапах и не мог ходить дольше, чем несколько минут, но уже и не лежал безучастно.
А ещё через неделю позвонил ветеринар.
– Пёс уже умер или мне приехать, помочь?
– Стасик жив. И мы решили не усыплять его. Пусть всё будет как будет, - ответила холодно в трубку Ольга Петровна.
– Но зачем вы мучаете себя и животное? Один укол и всё кончится. Будьте гуманны. С таким диагнозом чудес не бывает. Вы же взрослая женщина.
– Нет, спасибо.
Ольга Петровна положила трубку и перевела взгляд на Стасика. Он играл с Тимом, толкая ему носом мяч.
– Спасибо. Вы правильно всё сделали, - кинулась обнять женщину, Таня.
***
Через семь лет Стасик уйдет тихо, во сне. Набегавшись с Тимом, он уляжется спать и больше не проснется. За все эти семь лет Ольга Петровна ни разу не покажет его ветеринарным врачам. Она будет жить все эти годы просто надеждой, что у неё есть ещё хотя бы день со своим Стасиком. Пёс будет крепнуть благодаря постоянным тренировкам в играх с юным другом. Иногда он будет пугать своих хозяек отдышкой и синим языком. И на полочке навсегда поселятся успокоительные капли. Для хозяйки.
Тим будет посещать ветеринарную клинику только для прививок раз в год. Как и положено беспородным мелким собакам, он будет отличаться отменным здоровьем. И проживет счастливые 12 лет.
В этом рассказе выдуманы люди и связанные с ними события. А вот судьбы Стасика и Тима описаны по реальным событиям реальных животных. Правда это был мопс Стюард и дворняжка Сем - собаки моей соседки.
А ещё, многие из вас знакомы с моей Ирмой. Когда ей было всего 3 года, ей поставили рак матки. Нужна была операция и химиятерапия. Но у меня не было денег. Врачи предлагали усыпить. Но я решила всё-таки искать деньги. Больше полгода я собирала деньги, работая почти по 20 часов в сутки. Когда сумма набралась, я повела собаку на подготовку к операции. И врач, который до этого ставил ей страшный диагноз и предлагал усыпить, обвинил меня, что это другая собака. Полностью здоровая. Волшебным образом всё исчезло. Мне до сих пор страшно даже подумать, что я могла согласится тогда на эвтаназию. С тех пор я запретила себе даже думать о таком способе «уменьшения страданий». Этих двух случаев мне хватило на всю жизнь. А позднее я уже не раз сталкивалась с выздоровлением животных, которых врачи призывали усыпить, как безнадежных. Да и в интернете вы найдете множество таких случаев.
Этот рассказ - пояснение к этому вопросу, который может возникнуть у моих читателей после истории с Рыжиком. (Ссылка внизу) и судя по дизлайкам к пояснению под той статьей в комментариях, возникает у многих. Я не осуждаю тех, кто принимает такое решение. Каждый случай имеет объяснение и каждый решает это сам. Я лишь пишу о своих чувствах и поясняю, почему я решаю так. Мой жизненный опыт такой. У вас он может быть другим.
С уважением,
Ваша Наталья Каледина
Вот тут о Рыжике и о Ирме: