Найти тему
НéЗнать

История искусства с точки зрения техники и технологии.

С чего начать изучение истории искусства? Часть 2.

История искусства – это не только плеяды бесчисленных художников, век за веком создававших бесчисленные произведения искусства, из которых складываются разные сложные «-измы» (например, реализм, примитивизм, абстракционизм, импрессионизм и многие другие), о которых затем можно прочитать в разных умных книжках.

История искусства – это еще и то, чем рисовали, как рисовали и на чём рисовали.

Неофиту такой подход к изучению искусства может показаться странным, но я постараюсь объяснить, почему никакой странности здесь нет. Художники существуют не в вакууме: они живут в том же обществе и по тем же законам, что и их современники, и переживают сходные с ними глобальные процессы: войны, эпидемии, голод и пр.

И да, специфика эпохи и технический прогресс подчас диктуют свои условия довольно жёстко: например, без развития сети железных дорог и изобретения такой простой вещицы, как тюбик, всеми любимый импрессионизм просто не случился бы (подробнее в моём видео).

Картина – не всегда была результатом формулы холст + масло

При слове «живопись» перед мысленным взором автоматически возникает образ картины, причем такой, к какой мы привыкли: натянутый на деревянный подрамник холст, на котором масляными красками намалёвано что-то красивое, или нет. Но мало кто знает, что так было не всегда: в стародавние времена писали на деревянной основе, а вот всеми любимый холст (как самостоятельную основу для живописи) ... нам подарили венецианцы XV века с их практичным складом ума и скверным климатом.

В Венеции же на досках не пишут, а если иной раз и пишут, то применяют лишь ель <...>. И потому в Венеции очень распространена живопись на холсте, как потому, что холст не раскалывается и его не точат черви, так и потому, что на нем можно писать картины любой величины, какую только захочешь, а также из-за возможности, как говорилось в другом месте, пересылать холсты куда пожелаешь без больших расходов и затруднений. (Д. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»

Ну, просто фрески из-за сырости осыпаются, деревянные доски тоже неважно ведут себя при большой влажности, да и перевозить из затруднительно – это тяжелый и громоздкий груз. То ли дело холст, который вдобавок к своим выгодным физическим характеристикам, может быть ну абсолютно любого размера – в самый раз для огромных стен роскошных венецианских palazzo.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАКИХ ЗНАНИЙ

"Все это, конечно, очень интересно, – скажете мне вы, – но как это поможет мне начать разбираться в искусстве?"

А вот так:

1) Знание различных технологий живописи может помочь с датировкой и атрибуцией, что особенно важно, если вы собираетесь коллекционировать антиквариат. Порой мошенники действуют довольно грубо, и даже самые базовые знания могут спасти вас от приобретения фальшака (например, если вам предложат картину на холсте, написанную до XV века).

2) Понимание того, какой инструментарий был у художника, поможет вам лучше понять его художественный метод и оценить его мастерство. То что для человека неискушенного может показаться обыденным, для знатока раскрывается вершиной мастерства и техничности. Иными словами, если вы страдаете болезнью «Я тоже так могу!» по отношению к искусству, почитайте о разных техниках и опробуйте их на себе. Гарантирую вам полное и окончательное избавление от этого высокомерного недуга.

Леонардо да Винчи "Тосканский пейзаж". 1473 год. Тушь, перо. Фотография работы взята с сайта https://www.wga.hu/
Леонардо да Винчи "Тосканский пейзаж". 1473 год. Тушь, перо. Фотография работы взята с сайта https://www.wga.hu/

3) По мере развития технологий и расширения инструментария художника, менялась и эстетика произведений искусства. Так, например, до XV века наиболее распространенной техникой живописи была темпера, когда пигменты для получения красок перемешивались не с маслом, как в масляной живописи, а с яичными желтками. Темперные краски нельзя смешивать, т.е. мазки накладываются рядом друг с другом, что диктует художнику определенные условия. Живопись, выполненная в технике темперы, получается более жесткой и даже несколько суровой, чем масляная, которая предоставляет художнику бо́льший арсенал доступных приёмов и, следовательно, бо́льшую свободу в работе.

Чтобы не быть голословной, вот вам пример темперной живописи

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». 1486 год. Фотография взята из https://ru.wikipedia.org/
Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». 1486 год. Фотография взята из https://ru.wikipedia.org/

И пример масляной живописи:

Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». 1503-1519 гг. Фотография взята из https://ru.wikipedia.org/
Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». 1503-1519 гг. Фотография взята из https://ru.wikipedia.org/

Богатство приёмов, которые дарит художнику масляная живопись, позволяет создавать тончайшую нюансировку оттенков, мягкие переходы светотени, а также благодаря ей стало возможным знаменитое леонардовское "сфумато".

Надеюсь, я вас убедила.

ЧТО ЖЕ ПОЧИТАТЬ НА ТЕМУ?

Начать советую с книжки Бориса Робертовича Виппера «Введение в историческое изучение искусства». Эта книга является более сложным чтением и требует некоторой гуманитарной подготовки, нежели «История искусства» Гомбриха, о которой я писала в прошлой статье. Так что советую вам переходить к ней после прочтения Гомбриха – тогда вы сможете оценить, какой это бесценный кладезь самых полезных знаний.

-4

Желаю вам приятного и познавательного чтения!

До новых встреч на моём канале!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц