Найти тему
Читающая Ф.

Правдивый репортер Дядя Гиляй. Часть 2.

Оглавление

Первую часть читайте здесь: "Правдивый репортер Дядя Гиляй. Часть 1".

Москва. Взрослые годы.

Почему Владимир Алексеевич решил связать свою жизнь с журналистикой подлинно не известно. Но приехав в Москву, сначала он устроился работать в «Пушкинский театр», официально называвшийся «Драматический театр А. А.А.Бренко в доме Малкиеля». Но все больше убеждался, что его призвание- литература. Так он ушел из тетра и стал репортером, специализировался на криминальной хронике. Его репортажи были актуальными, он всегда сам выезжал на места катастроф и происшествий, не чураясь даже Хитровки, где обитали беглые каторжники. В 1881 году стали выходить его первые заметки в «Русской газете», а 26 лет начал писать для «Московского листка» под псевдонимом «Театральная крыса». Уже потом он сотрудничал с изданиями «Русские ведомости», «Русское слово», «Муравей», «Оса», «Петербургский листок», «Россия», «Будильник», «Современные известия», а после Октябрьской революции 1917 года Гиляровский стал автором газет «Известия», «Вечерняя Москва» и даже журнала «Огонек».

Трудный был этот год, год моей первой ученической работы. На мне лежала обязанность вести хронику происшествий, — должен знать всё, что случилось в городе и окрестностях, и не прозевать ни одного убийства, ни одного большого пожара или крушения поезда
-2

Известность ему принесли трагические события на Ходынском поле 30 мая 1896 года, оставшиеся в истории как Ходынская давка, возникшая во время коронации Николая II и сильно омрачившая его царствование. Во время коронации должны были раздавать гостинцы.

Праздничный набор представлял собой косынку с изображением Кремля и царской четы, завязанную в узелок, в которую уложили 200 граммов колбасы, вяземский пряник с гербом, граммов 300 сладостей (карамель, орехи, изюм, чернослив) и главный сувенир — эмалированный коронационный стаканчик.

Но в толпе прошел слух, что на всех пришедших царских сувениров не хватит. Тогда в давке погибло чуть менее 1400 человек, пострадавших оценивали от 1300 человек. В наши дни в некоторых источниках оценка доходит до 20 000 человек.

Репортаж об этой трагедии Гиляровский писал с риском для жизни. Но именно благодаря ему, русские люди узнали правду. Тогда же он сыскал славу.

«Вдруг загудело. Сначала вдали, потом кругом меня. Сразу как-то… Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к противоположному краю рва, где над обрывом белели будки, крыши которых я только и видел за мельтешащимися головами. Я не бросился за народом, упирался и шёл прочь от будок, к стороне скачек, навстречу безумной толпе, хлынувшей за сорвавшимися с мест в стремлении за кружками. Толкотня, давка, вой. Почти невозможно было держаться против толпы. А там впереди, около будок, по ту сторону рва, вой ужаса: к глиняной вертикальной стене обрыва, выше роста человека, прижали тех, кто первый устремился к будкам. Прижали, а толпа сзади всё плотнее и плотнее набивала ров, который образовал сплошную, спрессованную массу воющих людей»

В журналисткой бытности Владимир Гиляровский одним из первых начал писать очерки и репортажи из жизни московского «дна» - он был своим в Хитровских трущобах. Умел перевоплощаться, использовал грим и одежду, чтобы слиться с толпой и говорил на языке простолюдинов, что делало его «своим». Газеты с его статьями разлетались и все больше изданий были готовы их покупать. Про него говорили, что он все и всегда видел своими глазами, если Гиляровский написал, то он там был.

С гордостью почти полвека носил я звание репортера … Я бесконечно любил это дело и отдавался ему весь, часто не без риска.
И никогда ни одно мое сообщение не было опровергнуто. Все было строгой проверенной чистой правдой

В 1888 году Гиляровский написал свою первую книгу с подачи Г.Успенского и А. Чехова – «Трущобные люди», где рассказал о московском «дне». Но попал под жесткую цензуру и книга была запрещена, а весь тираж конфискован. Жизнь царских подданных в ней была слишком мрачной и беспросветной, такое выпустить в массы было нельзя. В эту книгу писатель вложил все свои средства и тяжело переживал запрет.

Но журналист не прекратил писать статьи на эту тему, изучал московский быт и традиции. Он дружил с самыми известными писателями, актерами и художниками того времени, а кроме того у него было множество приятелей в среде «простого народа», они его принимали, дружили и приятельствовали. Его знали все московские чиновники и особенно полицейские следователи и приставы. Но не только нищенствующие занимали его, он писал о театрах и галереях, ресторанах и Английском клубе для аристократов. Он нередко помогал своим друзьям вернуть украденное, так как его уважали все от воров и картёжников, беглых каторжников и карманников до высших чинов. Честность репортажей Владимира Гиляровского, любовь к Москве и жителям столицы вызвали ответное уважение и любовь москвичей. В городе его стали называть дядя Гиляй. Это было его прозвище еще с гимназических времен.

Когда мне станет еще хуже, я соберу всех друзей, налью шампанского, скажу каждому по экспромту и с поднятым искристым бокалом весело, радостно сойду на нет. Довольно было пожито!

«Москва и москвичи».

Эту книгу называют главной в творчестве «Короля репортажа». Ей он вписал свое имя в историю города на века. Конечно, она родилась не с «нуля». Она выросла из рассказов, которые он писал начиная с 1912 года. Впервые сборник был напечатан только в 1926 году. Первый тираж составлял 4000 экземпляров и были допечатаны еще 100 на хорошей бумаге. А через девять лет — в год смерти писателя — был переиздан. Писатель признавался, что тема Москвы конца 19 века- одна из его любимых. Досконально изучить Москву помогло репортерское прошлое.

А что еще?

Кроме рассказов Гиляровский занимался и сочинительством стихов, так в 1894 году вышел его сборник под названием «Забытая тетрадь». Во время Первой мировой войны он пожертвовал гонорар от сборника в фонд помощи раненным воинам. Наверное, самым известным стихотворным произведением Владимира Алексеевича Гиляровского стал созданный в 1915 году «Марш сибирских стрелков», который опубликовали в журнале «Прапорщик». На его мотив впоследствии были сочинены знаменитые гимны Гражданской — белогвардейский «Марш Дроздовского полка», красноармейский «Марш дальневосточных партизан» и анархистский «Гимн махновцев».

В. Гиляровский с дочерью на Волге
В. Гиляровский с дочерью на Волге

Личная жизнь.

Владимир Алексеевич женился на Марии Мурзиной в 1884 году. Девушка была сиротой. Ее спокойным характер был полностью противоположен супругу, обожающего анекдоты и каламбуры. Их сын Алексей умер в детстве, а дочь Надежда в будущем стала историком театра.

Скончался писатель 1 октября 1935 года. В конце жизни он имел проблемы со здоровьем, но все же причиной послужило простое простудное заболевание. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. Памятник-надгробие был высечен скульптором-монументалистом Сергеем Меркуровым из большого обломка метеорита.

В. Гиляровский с неизвестным собеседником и котом.
В. Гиляровский с неизвестным собеседником и котом.