Пять лет назад, если мне память не изменяет, я обучалась на курсе сексологии.
Еще в то время меня очень удивило, насколько эта тема ориентирована на удовлетворение потребностей партнера, вместо инструментов самопознания и элементарной информации о том, какие этапы формирования проходит сексуальность и какие задачи родителей на каждом этапе.
Родители - наши проводники к взрослой жизни. Наши боги, наши создатели с точки зрения физического тела и формирования психики, ответственные за нас люди.
До 18 лет.
Поэтому без родителей в моих постах никак нельзя 🤷♀️🤌😊
Секс - это физиологическая потребность здорового организма.
Ключ к здоровой сексуальной жизни заключается в расслабленной атмосфере доверия, самопонимания, умении слышать свои телесные отклики, отсутствии стыда и осуждения наедине друг с другом, равенстве в партнерстве, открытых диалогах друг с другом.
Всё🤷♀️
Просто, не так ли?
Секс - это не подвиги или завоевания, не «слив» эмоционального напряжения, не долг супружества!
Это близость, доверие и взаимный обмен удовольствием, который даёт ресурс жить и творить с ещё большей силой!
Кстати, мастурбация, это как раз снятие напряжения, через тело☝️
По силе удовольствия мастурбация не имеет ничего общего с близостью.
Если мы говорим про мастурбацию в возрасте становления сексуальности - это вполне естественное изучение себя, своего тела, своих ощущений.
Очень часто родители ругают за мастурбацию детей, жены своих мужей, если застают их за этим занятием.
Что конечно является очень грубым вторжением в личные границы другого человека.
Тема секса до сих пор табуирована, что оставляет родителей в состоянии смущения, когда дети задают вопросы о разнице между мальчиком и девочкой или как я появился ? Тема аиста и капусты до сих пор находит широкое применение в массах))
Когда в садике дети заходят в туалет и начинают- покажи, а покажи!
Мы, взрослые, так и не научились реагировать в таких ситуациях адекватно. На всякий случай, по старинке, ругаем!
Мы до сих пор краснеем, когда по телевизору показывают сцену «слегка откровенную», а рядом ребенок, так как не знаем что ответить, как ответить и вообще для многих вопрос - а должен ли отвечать я?
Или может опять школа, да само собой узнается))
Дети чувствуют наше смущение.
После не знают что делать, терпят неудачи в половых отношениях, что вызывает напряжение, стресс и сильную фиксацию на казалось бы таком обычном физиологическом процессе 🤷♀️
В общем, давайте разбираться в этой, на самом то деле, легкой теме, но в виду того, что формирование сексуальности тесно связано с телесными и психологическими процессами развития, делает эту тему запутанной и сложной.
Я попробовала описать поэтапно, как природа готовит нас к близости с другим человеком.
Сексуальная энергия - одна из ключевых составляющих нашего существования, влияющая на различные аспекты жизни, начиная от физического здоровья и заканчивая психологическим благополучием.
Она позволяет нам выражать эмоции, строить близкие отношения и раскрывать творческий потенциал.
Процесс формирования собственной сексуальности начинается с осознания тела и заканчивается социальной адаптацией и генитальным развитием.
Каждая стадия этого процесса играет важную роль в формировании личности и взаимоотношений с миром.
Сексуальность - это естественная часть нашей жизни.
Прежде чем подойти к генитальной восприимчивости и чувственности, ребенок проходит несколько стадий своего развития и принятия себя телесно и психически .
Первый этап, как его называл Фрейд- оральная стадия ( до 1,5 лет)
Важное значение имеет - телесный контакт с мамой.
Зона ощущений и удовольствия - рот.
Ребенок рождается и ничего о себе не знает. На этой стадии, начинается принятие, что у меня есть тело!
Вот они ручки, вот мои ножки.
Моё тело принимают, бережно оберегают, бережно касаются, меня кормят. Все контакты с моим телом приносят мне удовольствие и не пугают меня! Я не один, я важен, мне тепло, уютно и комфортно в моём теле.
Как всегда- этап очень важный и оказывает огромное влияние на последующие этапы формирования телесного принятия.
Как на этом этапе происходит травматизация:
Мама отстраненная, не тактильная, холодная, строгая, дефицит контакта телесного или наоборот слишком опекающая, предугадывает все реакции ребенка, даже если он еще сам не успел осознать, что он желает, очень тревожная мама. Если возникает насилие на этом этапе, насилие как физическое так и эмоциональное ( крики, ругань), возникает полная диссоциация с телом ( происходит отделение ощущений от тела).
Ребенок, которому были не приятны касания мамы и они имели насильственный характер, может развить отрицание своей телесности как механизм защиты.
Это может привести к дальнейшим проблемам психоэмоционального развития.
Такой человек всегда будет :
1. Искать материнскую любовь!
2.Не принимать свое тело ( даже на физическом уровне , не хочу быть девочкой, не хочу быть мальчиком, во взрослом возрасте постоянная критика своего тела, невозможно смотреть в зеркало и тд)
3. Испытывать тревоги, страхи, напряжение которое будет снимать через рот- грызть ногти, обкусывать губы, заедать и запивать стресс, очень часто именно на этой стадии истоки избыточного веса и желание что-то «тащить» в рот.
Происходит сильная фиксация на получении удовольствия через рот и всё что связано с этой областью. Если произошло травмирующее событие на этом этапе.
Вторая стадия - Анальная стадия по теории развития Фрейда ( до 3 лет)
После успешного принятия своего тела( предыдущая стадия) , ребенок учится владеть своим телом, осознавать свои действия , он учится самостоятельно управлять актами дефикации и насыщением пищей.
На этой стадии важное значение имеет горшок и кормление.
Нельзя 🚫
стыдить/ винить/ ругать/ наказывать!
За то, что не сходил в туалет, «а мы ведь все так этого ждали»!
Насильно запихивать еду и уговаривать еще поесть! Ругать за размазанный суп по столу. Или кормить самому. Ребенок сам учится управлять своим телом.
Интерес к своим испражнениям в этом возрасте - это нормально!
У ребенка нет чувства и понимания брезгливости. Поэтому даже если ребенок играет и изучает то, что оставил в горшке ( а вы например отвлеклись и не успели убрать горшок) - важно похвалить и помыть ребенка и горшок без критики!
Если на первой стадии ребенок создает с мамой эмоциональную связь, чтобы принять своё тело! То на этом этапе ребенок начинает проверять маму на безусловную любовь. Я буду злиться, все кидать, рушить и рвать и посмотрим, как она пройдет это испытание!
Так ребенок осознает свою ценность и значимость по факту рождения, а не по поступкам. И тут очень важно понимать этот момент развития, так как:
если хвалят когда на горшок сходил, а ругают когда нет- значит сам по себе я не значим.
Если ругают за испражнения- я буду сдерживаться, будут частые запоры.
Чрезмерный страх быть грязным - привет педантизм и неврозы, а так же чувство «непристойности» к своему телу, что сказывается на всей будущей половой жизни.
Эта стадия психосексуального развития, связана с областью анального отверстия (анальная стадия), если она прошла с искажениями, то возможно фиксация личности на этой области.
Фрейд считал, что именно на этой стадии формируются основные черты личности, связанные с чувством контроля, чистоплотности, жадности, агрессии и т.д. Поэтому искажения на данной стадии могут привести к переживанию проблем взрослого человека, связанных с анальной областью.
Например, навязчивая чистоплотность, агрессия, жадность, склонность к получению удовольствия именно через зону фиксации.
После этой стадии мы переходим на стадию, где ребенок вдруг понимает, замечает , что кроме мамы есть еще другой «вид» человека.
Фаллическая стадия ( 3-5 лет)
Как описано в теории Фрейда, дети начинают проявлять интерес к гендерным различиям, исследовать происхождение и сексуальные отношения между родителями и другими взрослыми.
Они могут проявлять любопытство и пытаться подсмотреть за обнаженными взрослыми, что связано с формированием понимания сексуальности и гендерной идентичности.
На этом этапе дети начинают осознавать различия между мужчинами и женщинами, их ролями в семье и обществе, а также использованием различной одежды и предметов.
На этой стадии очень важно спокойно отвечать на вопросы о разнице между мужчиной и женщиной.
Рассматривать книги.
Отвечать на вопросы ребенка о , если он их задает , без смущения и стыда.
На фаллической стадии психосексуального развития, дети начинают проявлять интерес к своим половым органам и начинают исследовать их.
Могут уединятся и заниматься мастурбацией.
И это нормально.
Важно родителям объяснять- изучать себя это нормально, не надо делать этого в присутствии других людей и детей. Так же изучать себя можно только через касания своими руками, без сопутствующих предметов. ( дабы избежать травматизации).
Для мальчиков это период, когда формируется комплекс эдипова периода, а для девочек - комплекс электры.
В чем суть?
Комплекс Оидипа (или эдипов комплекс) и комплекс Электры - это понятия из психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, относящиеся к фазе фаллической стадии психосексуального развития.
Комплекс Оидипа у мальчиков относится к фазе развития, когда мальчики испытывают сильную привязанность к матери и ревность по отношению к отцу, который в их глазах является конкурентом за материнскую любовь. Мальчики стремятся быть как отец и получить одобрение и признание от него, одновременно испытывая противоречивые чувства - любовь к матери и агрессию к отцу. Разрешение комплекса Оидипа у мальчиков связано с принятием собственного пола и идентификацией с отцом.
«Я хочу быть как папа, чтобы испытать любовь женщины»
Комплекс Электры у девочек выражается в привязанности к отцу и ревности по отношению к матери.
Девочки стремятся стать такими же как мать и получить одобрение и признание от отца.
Они также испытывают противоречивые чувства - любовь к отцу и агрессию к матери.
Разрешение комплекса Электры у девочек связано с формированием собственной женской идентичности и идентификацией с матерью.
«Я буду как мама, ведь отец её любит»
Происходит травматизация, если отец унижает мать или наоборот.
Важно, чтобы родители были открытыми и поддерживали диалог друг с другом и с ребенком, демонстрировали любовь и бережное отношение.
Родители могут травмировать ребенка на фаллической стадии развития, запрещая выражение интереса к своим половым органам, применяя жесткие методы воспитания, наказывая или унижая за проявление сексуального любопытства.
Также родители могут негативно относиться к сексуальной теме или демонстрировать свои собственные комплексы и страхи, что может вызвать у ребенка чувство вины, стыда или непонимания в отношении его сексуальных вопросов.
Да ты можешь изучать свое тело- но один в комнате.
У тебя строение такое, интересно посмотреть как устроен другой пол? Давай откроем книгу и посмотрим. Так как касаться другого человека можно только с его разрешения.
Ребенка может касаться только другой ребенок!
И только если ты говоришь да!
Могу я тебя поцеловать?
Могу тебя взять за руку?
Что ты чувствуешь в этот момент?
Важно объяснить детям- другие взрослые могут тебя касаться только в присутствии мамы и с твоего и ее разрешения!
Идем на прививку - объяснить что будет делать специалист и почему это важно и для чего.
Подготовить ребенка к любой манипуляции с телом.
Ребенок на этом этапе очень внимательно следит как мама с папой общаются друг с другом. Как мама и папа проявляют себя внешне и в поведении. Какие у них роли и задачи в семье.
Как они касаются друг друга.
Насилие в семье, агрессия между родителями друг к другу вызывает травмирующий опыт и оказывает влияние на трудности в принятии своего гендера.
Фрейд считал, что травмы в этот период могут стать источником импотенции и фригидности!!!!
Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, могут вступать в беспорядочные половые связи, не упускают случая выставить тело на показ, любят вызывающе одеваться.
Мужчины ведут себя самоуверенно, секс для них- победы,жизненный успех и мужская состоятельность.
Здоровые отношения в семье, здоровое отношение к теме секса. Понимание что происходит с психикой ребенка на этом этапе.
Понимание, что наш ребенок не «извращенец» какой-то, а это здоровое исследование своей телесности - помогут ребенку развиваться дальше и перейти к следующей стадии! А родителям испытывать счастье и радость от своей роли!
Возраст от рождения до 7 лет является критическим периодом в психическом и эмоциональном развитии ребенка. В этот период формируются основы личности, самооценка, отношение к себе и к миру, а также устанавливаются основы для будущих отношений, карьеры, мотивации и сексуальной сферы взрослой жизни.
Все что смогли родители, через взаимодействие друг с другом, с самим ребенком, с другими взрослыми передать и показать - то и проявит ребенок в своем поведении на следующих этапах своего развития!
После фаллической стадии наступает период, который называется стадией латентности.
Хотите узнать о чем же подростковый период и стадия латеностности? И какие задачи родительства на этих этапах?
Переходите ко мне в Телеграмм канал:
#дети #родители #психика #развитие #просвещение #созависимость #этапыразвития#психосексуальноеразвитие #подростки #нашидети #ямама #мыродители #родительство #мойум #нарцисс #абьюз #воспитание #педагог #психолог #детскийпсихолог #сексолог #сексология