Кто-то из водителей проштудировал «Правила дорожного движения» от корки до корки и со спокойной совестью убрал с глаз долой. Кто-то и вовсе не особо вникал в тонкости данного подзаконного акта, пробежав его глазами по диагонали.
Конечно, знанием «Правил» можно было бы и ограничиться – тем более, что закон не требует от водителей большего.
А вот жизнь порой требует более глубоких знаний. Чтобы не попасть впросак, «ломая копья» в споре с инспектором ДПС, следует знать ещё кое-что.
Внутренние Приказы МВД – одновременно и пошаговое руководство, определяющее алгоритм действий сотрудников ГИБДД, и «палочка-выручалочка» для водителей (ознакомиться с этими нормативно-правовыми актами не мешало бы и им).
Знать регламентированные действия инспектора – получить возможность предотвратить злоупотребления с его стороны, а также избежать необоснованных штрафов. Если конкретнее, то полезно будет изучить Приказ номер двести шестьдесят четыре МВД Российской Федерации в редакции от 02.05.2023 года.
Он по своей сути является инструкцией по осуществлению взаимодействия инспекторов с водителями, также определяющей и действия инспекторов при ДТП. Здесь прописаны все нюансы, которыми водитель может при необходимости воспользоваться в свою пользу.
Совершенно не обязательно тщательно изучать весь «талмуд» (он довольно объёмный) – достаточно знать несколько основных пунктов (их не более пяти), способных выручить в нужный момент.
Первый пункт, который будет интересен водителям, касается того, как и где инспектор имеет право остановить ваш автомобиль, какие нормы он при этом должен соблюсти. Здесь же чётко описана сама процедура остановки и последующих действий инспектора.
Думаю, ни для кого не секрет, что, тормознув транспортное средство, первое, что должен сделать инспектор, – представиться и разъяснить причину остановки.
И если с представлением вопросов, как правило, не возникает, то объяснять причину остановки, как показывает практика, инспекторы не особо торопятся, хотя и обязаны это делать во всех случаях без исключения.
Процедура остановки автомобиля также должна быть понятной водителю: он должен быть уверен, что требование остановиться касается именно его автомобиля, а не двигающегося рядом.
Для этого, в соответствии с Приказом, инспектор должен не просто взмахнуть своей «волшебной палочкой» и ткнуть ей куда ни попадя, а отчётливо указать жезлом (или рукой) сначала на автомобиль, а затем на конкретное место, где он должен остановиться.
Подойти инспектор обязан сам, а не ждать этого от водителя. Местонахождение инспектора во время диалога с водителем также чётко прописано – только со стороны водителя, а не со стороны пассажира.
Инспектору предписано Приказом в обязательном порядке объяснить причину остановки. Никакие отсылки к знанию Правил и подзаконных актов, типа: «Что мне вам объяснять?! Вы и сами это должны знать!» – здесь неуместны.
Объяснить, аргументировать, показать и доказать, сославшись на нужный пункт Правил дорожного движения – всё это должен сделать инспектор, согласно 19 пункту Приказа.
Часто приходится сталкиваться с тем, что инспектор особо не церемонится с водителем – грубит, оказывает психологическое давление.
А между тем вежливое общение и обращение к водителю только на «Вы» составляют один из пунктов Приказа – номер 15. В этом же Приказе есть пункт номер 17, который запрещает инспектору брать в руки документы, принадлежащие водителю, в обложке и с находящимися внутри денежными средствами или банковскими карточками.
То же самое относится и к разного рода электронным устройствам, принадлежащим водителю. Исключение может составить только служебная необходимость.
В Приказе также содержится пункт, в котором определено, где инспектор ГИБДД должен нести свою службу. Согласно документу, оно определяется командиром подразделения таким образом, чтобы учитывалась степень аварийности того или иного участка.
Акцент также делается на то, где должен находиться патрульный автомобиль, из которого осуществляется наблюдение за дорожным движением. Размещаться он должен так, чтобы, во-первых, его видели все участники движения, во-вторых, была возможность пресечь нарушение, если таковое произойдёт.
Многие инспекторы идут на хитрость, пользуясь небольшим исключением, касающимся размещения патрульного автомобиля.
В Приказе есть небольшая оговорка: служебный автомобиль может оставаться незаметным для водителей, если нет возможности расположить его в непосредственной близости от аварийно-опасного участка – этому препятствуют особенности окружающего ландшафта.
Это исключение и «притягивают за уши» в качестве оправдания сотрудники ДПС, если от водителя поступает жалоба на то, что патрульный автомобиль был намеренно скрыт в месте с ограниченной видимостью.
Как до принятия нового закона, регламентирующего установку устройств фото- и видеофиксации нарушений, так и после его утверждения ДПСники прячут свои служебные машины в «укрытиях» не там, где нужно, а там, где можно «поживиться», прикрываясь особенностями ландшафта (в прямом и переносном смысле слова).
Напрочь забывают они, что ключевым в этом пункте с исключением является словосочетание «на аварийно-опасных участках». Водителю же об этом всегда полезно помнить, чтобы попытаться оспорить законность административного взыскания.
Этот же Приказ даёт инспектору полное право, прописанное в пункте 47.4, остановить автомобиль при отсутствии нарушения со стороны водителя, с целью простой проверки документов. Об этом знают далеко не все и начинают спорить с инспектором, ссылаясь на то, что для остановки должно быть конкретное, веское основание.
На самом же деле, указанный пункт говорит о том, что банальная проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, может являться объективной причиной для остановки.
Как раз в данном случае устраивать «торг» с инспектором: «Озвучьте мне причину остановки, а я подумаю, предоставлять вам водительское удостоверение или нет», – уж точно, не стоит, поскольку можно нарваться на протокол (неповиновение законному требованию сотрудника ГИБДД).
Для общего развития стоит, конечно, изучить Приказ целиком, поскольку в нём можно найти ответы на многие вопросы, а также массу полезной информации – ознакомление, уж точно, не будет потраченным впустую временем.