Найти тему
журнал Стольник

Михаил Барышников: Отстаньте от себя

Михаил Барышников, стилист и создатель ювелирного бренда Anima – о лицемерии в моде, современных стилистах и собственном комфорте.

Не нужно ни за кем следить. Найдите ту грань, где действительно ваши интересы, а где навязанные

Расскажи, пожалуйста, из чего сегодня состоит твоя жизнь?

Мне кажется, что я очень устал от всего. Устал, поскольку в последнее время был сосредоточен только на проектах. Впрочем, с моей повышенной тревожностью я всегда на них сосредоточен. Я все свожу это к работе, меняется только степень погружения в неё. Поэтому в данный момент я путешествую и трачу деньги, – очень нравится. Курсирую между Кашем, Тбилиси, Парижем и Сочи. Пытаюсь понять в каком сезоне где будет лучше. (смеётся).

А как же Москва?

Я родился в Москве, и у меня никогда не было амбиций переехать в гигантский город, я и так в нём жил. Поэтому разницы между большими и маленькими городами я не знал. Но последние полтора года моей жизни я провёл в городе Каш. Он, мне кажется, по размеру меньше, чем Патриаршие. Там всегда идеальная погода, но ничего не происходит, такой лимб. А в Москве происходит всё, но из-за погоды невозможно находиться, иначе депрессия обеспечена. Я сравниваю Москву с шахтой, в которую люди приезжают на вахту, отрабатывают смену и уезжают из неё тратить заработанные деньги и восстанавливать силы до следующего забоя. Я в этом учавствовать больше не хочу. Понял, что мой комфорт не зависит от того, насколько я реализовываюсь в своих проектах здесь и сейчас, и получаю ли отдачу. Тем более, многое в моей работе происходит онлайн, поэтому реакцию я получаю мгновенно. Пока что большую часть времени занимает Париж, но климат там тоже не фантастика.

Давай поговорим о моде. Сегодня модно вкладывать глубинные смыслы в довольно простые на вид изделия. Как ты относишься к этой тенденции?

Я считаю, что всё это выглядит очень лицемерно. Потому что вкладывать глубинные смыслы в кофточку невозможно. В большинстве случаев подобного рода спекуляции добавляют стоимости продукту, который по факту не стоит ничего. Бывают высказывания, которые могут содержать в себе подсказки и скрытые смыслы. Но это скорее часть игры, которую поймет далеко не каждый, а только тот, кто уже вовлечен в него или иной бренд.

Глобально, все эти разговоры о смыслах, сохранении природы и экологии – способ придать дополнительную ценность бессмысленным вещам. Гораздо правдивее сказать, что «мы создаем классные шмотки и продаем их». Просто нужно быть честными. В этом плане я больше верю в предметный дизайн и украшения.

А как тебе та история с кампанией USHATÁVA, когда они выложили на Авито новую коллекцию, будто это был слив?

Я люблю USHATÁVA. Мне понятно, чем они вдохновляются. Более того, я клиент бренда, у меня много их вещей. И да, они высказываются. Но нужно понимать, на кого это высказывание рассчитано, и кто считает иронию. Их кампании не выглядят вымученно, всё целенаправленно и органично. USHATÁVA очень хорошо понимают свою аудиторию.

А они не заигрываются с этими смыслами?

Может быть, но пускай. Они производят столько хороших, простых и понятных вещей, что имеют право на такую веселуху в виде простынки, которую надо закалывать булавкой.

Более того, на ком то это будет прекрасно выглядеть. Здесь важно кто это наденет, ведь такого рода вещи тоже нужно уметь выдерживать и транслировать. Не каждому это под силу. Если своей личной харизмы нет, то ты будешь выглядеть глупо. А если в тебе есть порода и ты чувствуешь вещь, то почему бы и нет.

В связи с последними событиями все русские бренды существенно подняли цены. Понятно, что все они столкнулись со своими проблемами, но не стала ли модная одежда в России слишком дорогой?

А где она стала дешевой? Даже если взять COS, просто премиальную линейку H&M. В Париже, базовая футболка среднего качества стоит 95 евро. При том, что бренд шьет одежду огромными партиями. А российские, наоборот, небольшими, так сколько она должна стоить? У нас сложилось парадигма, что цена – это маркетинг. Но когда ты сталкиваешься с производством, особенно в России, ты понимаешь, что либо работаешь в ноль, либо ставишь, как всем потом кажется, бешеный ценник.

Если дело касается базы, то я лучше заплачу локальному бренду, чем куплю люксовый мерч. Мне добавочная стоимость ярлычка не интересна, если за ним не стоит экстремальное качество, что случается крайне редко. У вас всегда есть выбор купить футболку за 100 рублей или 10 тысяч. Здесь уже кто на что заработал.

Как тебе в целом изменения в российской моде после санкций?

Мы оказались в условиях острой культурной депривации. И сейчас есть большое поле для деятельности, потому что конкурировать особенно не с кем. Да, у нас сохранились концептуальные бутики и доступ к люксу есть, но всё это стоит очень дорого. Хотя и в Европе люкс стал экстремально дорогим

Я вижу, что русские бренды развиваются, стараются. Они расцвели, но яркого и личного высказывания совсем немного. Почему-то все удовлетворяют потребность аудитории в условной «тихой роскоши», от которой, прямо скажем, тошнит. Имеем что имеем.

Хотя еще со времен Петра Великого Россия в сфере моды ориентировалась на Запад, и всегда немного отставала. Последним прорывом был Гоша Рубчинский, а до него был… Бакст, лет 100 назад. Да, есть Ульяна Сергиенко и Вика Газинская, которые работают в условиях жестких ограничений для русских. Но глобально всё, что мы могли подарить миру – мы уже подарили, русский авангард уже состоялся. Нам всегда было важно, чтобы нас одобрили на западе и такой длительный процесс сложно сломать. Не очень хочу верить, что в ближайшее время родится что-то невероятное.

Тебе, в ювелирном бренде Anima, удается поддерживать разумную ценовую политику?

Мне кажется, уже не очень. Недавно был введен закон, который поспособствовал тому, что вход на этот рынок стал очень дорогим. Смысла в таком бизнесе мало, если нет собственного производства и больших серий одинаковых изделий. Поэтому нам сложно поддерживать адекватную цену сейчас.

У нас вообще отдельная специфика, потому что мы всё производим вручную, но при этом у нас, казалось бы, базовый дизайн. И за последние несколько лет наши изделия подорожали раза в четыре.

Есть мысли развивать бренд за границей?

Да, у нас всегда были планы на открытие магазина в Париже, Амстердаме, Флоренции. Недавно открыли бутик в Тбилиси. Смотрим, как он будет работать. Сейчас русских не очень любят, а изображать, что мы не русские я не хочу. Много сложностей и минимальный горизонт планирования. Получится – супер, не получится – и ладно.

-2

Ты в одном из интервью сказал, что «мода – это территория богатых». Не видишь ли ты противоречия в этой фразе, ведь многие богатые люди выбирают качество, а не тренды?

Если они пришли в Loro Piana, они не выбрали моду? Они просто выбрали моду своего сегмента. Есть социальная группа, которая существует по своим законам. Они просто не захотят одеваться в H&M, потому что там много людей, неудобные примерочные и тебе не приносят кофе.

Мода однозначно территория богатых. Ну или бедных, которые занимают деньги, чтобы выглядеть богатыми. А стиль – нет. Ты можешь не иметь денег, одеваться в секонд-хенде и выглядеть прекрасно, здесь дело в харизме.

Если заглянуть в соцсети, то кажется, что вокруг стало очень много стилистов. При этом даже в рамках нашей редакции мы часто сталкиваемся с поиском профессионалов в этой сфере. Где сегодня набираться навыков стилистам?

Негде. Когда я был стилистом и директором моды в журнале, я учился, глядя на других, изучал искусство, читал историю. Есть интернет с большим количеством информации. Для этого не нужна специальная школа, ею были журналы.

Стилистами сегодня называют людей, имеющих ярко выраженную черту, один трюк, которые они транслируют и предлагают клиентам. Но для меня они не совсем стилисты, потому что они не пластичные специалисты. Стилист должен уметь создавать и исторический костюм, и минимализм, и избыточную картинку, и современный образ – он должен был уметь всё. А сейчас есть много ярких персонажей, которые сделать этого не могут. Многие делают одно и то же, свою эстетику, которая в тренде. И пока эта эстетике в моде – они классные. Но когда она надоест – придут другие. Технический навык стилизации мало где остался.

Но с другой стороны нужен ли он? У людей, которые оканчивают курсы стилистов, нет задачи строить моду или стилизовать показы. У них даже нет такой амбиции. Поэтому модные стилисты умерли вместе с глянцевыми журналами. Я больше верю в инфлюенсеров с уникальным стилем, которым можно вдохновиться.

Суть профессии современного стилиста для меня – сделать всех людей удобно-симпатичными. А быть самобытным – это задачка со звездочкой, потому что нужно выделяться и быть смелым. Таких людей единицы и стилисты им не нужны.

Можешь дать какой-то совет читательницам? За кем стоит следить? На кого ориентироваться?

Могу сказать так – отстаньте от себя. Не нужно ни за кем следить. Найдите ту грань, где действительно ваши интересы, а где навязанные. Важно знать, кто вы, куда идете, чего хотите именно вы. И для меня тоже сейчас самое главное – понять, чего хочу я и люди вокруг меня, что им на самом деле интересно.