В нашей стране незаслуженно забыто имя выдающегося изобретателя Ивана Федоровича Александровского. Будучи успешным и обеспеченным человеком, он переживал за судьбу Отечества и все свои сбережения направил на создание первой русской подводной лодки. Как энтузиаст закончил свою жизнь и что стало с его изобретениями?
Из художников в инженеры
В это трудно поверить, но большую часть жизни изобретатель первой в мире торпеды никак не был связан с военно-морским флотом. Иван Александро́вский мечтал стать художником. После окончания технического училища в родной Митаве он поступил в столичную академию художеств, где познавал азы изобразительного искусства у самого Карла Брюллова.
Работы начинающего пейзажиста пользовались большим спросом в петербургских художественных ателье. Но настоящую известность и большие деньги Александровскому принесли не акварели, а фотографии.
Чтобы освоить набирающее все большую популярность фотоискусство, живописец с головой окунулся в изучение химии, оптики, механики.
В начале 1850-х Иван Александровский отправился изучать фотосъемку во Францию, откуда вернулся уже подкованным специалистом. Усердным трудом он заслужил репутацию одного из лучших фотографов России.
Его заведение в центре Санкт-Петербурга облюбовала столичная знать: всякий уважающий себя дворянин желал заказать портретное фото у Александровского. Это при том, что подобная услуга в те времена стоила как билет 1-го класса на пароходе до Лондона.
Иван Федорович настолько преуспел в своем деле, что стал первым в истории России придворным фотографом. Он несколько раз фотографировал монаршую семью и лично познакомился с императором Александром II.
Об успехе мастера говорит лишь тот факт, что в год его заведение приносило доход более 30 тысяч рублей — столько в середине XIX века стоили несколько квартир в Санкт-Петербурге.
Но Иван Александровский думал не о дворцах, а о судьбе Отечества. После Крымской войны отставание России от западных держав в технологическом плане становилось все более тревожным.
Русский фотограф воочию видел современные английские пароходы и понимал, что с таким противником на море будет сложно потягаться. А если бросить вызов англичанам под водой?
Его изобретения опередили время, но не нашли поддержки в верхах
Несколько лет Александровский корпел над проектом первой русской субмарины. Художник-изобретатель учел ошибки своих предшественников: подводная лодка была оснащена не паровой машиной, а двигателем особой конструкции, работавшим на сжатом воздухе.
Изучив проект хорошо знакомого ему фотографа, Александр II 4 июля 1863 года дал добро на производство опытного образца подводной лодки.
Александровский видел свое детище не просто субмариной, а полноценной боевой единицей. Для своей подлодки изобретатель разработал первую в мире боевую торпеду с пневматическим двигателем.
Торпеда Александровского была запатентована в 1865 году и успешно прошла испытания, но Ивану Федоровичу в Морском министерстве посоветовали сосредоточиться на совершенствовании проекта подводной лодки, а потом вернуться к "самодвижущимся минам".
Подводная лодка Александровского (имени она так и не получила) совершила успешное погружение в водах Финского залива 19 июня 1866 года. Позднее сам император осмотрел новинку русского флота и был так впечатлен, что приказал наградить изобретателя орденом Святого Владимира 3-й степени и премией в 50 тысяч рублей.
Увы, даже столь крупная сумма не покрывала и половины расходов, затраченных Александровским на создание субмарины.
Изобретатель постоянно совершенствовал свою подводную лодку, бросая вызов стихии. Субмарина Александровского 10 июля 1871 года погрузилась на глубину 24 метра, установив мировой рекорд среди аппаратов такой величины.
Флотское начальство решило закрепить успех и без ведома создателя приказало испытать подлодку на 30-метровой глубине, но корпус опытного образца не выдержал экстремального давления. Подлодка затонула. Никто не решился поднимать со дна стального монстра, переложив хлопотливую и затратную работу на плечи изобретателя.
Подъем и ремонт подлодки больно ударил по карману Александровского. Морское министерство также не компенсировало ему затрат на разработку торпеды, предпочтя проект английского инженера Уайтхеда.
Истратив все свои сбережения на проект подводной лодки, некогда самый успешный фотограф Санкт-Петербурга разорился и последние годы жизни провел в бедности.
Преданный забвению русский инженер скончался в 1894 году. Эра подводных лодок и торпед наступила уже через несколько лет. Тогда-то и вспомнили в России об Иване Александровском, который мог изменить русский флот, если бы в его изобретения поверили министерские чиновники.
Подпишись.