Многочасовой перелет вам кажется ужасно скучным? Развлеките себя научным исследованием!
Именно так поступил британский позитивный психолог Тим Ломас, известный тем, что собирает непереводимые слова с позитивными коннотациями.
Для исследования ему пришлось намеренно и глубоко погрузиться в мир скуки.
В журнале Qualitative Research in Psychology вышла его статья, в которой он предлагает взглянуть на скуку с другой, более приятной стороны, чем обычно воспринимается, и попытался показать положительные аспекты ее воздействия на психику человека.
Исследование с участием самого себя Тим решил осуществить во время 13-часового перелета из Сингапура в Лондон.
Первые четыре часа он провел за просмотром фильмов «Обычные подозреваемые» и «Красота по-американски», которые он уже видел до этого несколько раз. Следующие два часа испытуемый воздерживался от каких-либо полетных развлечений, в том числе умственных.
Порядком заскучав, Тим приступил к наблюдениям: ежеминутно, как только раздавалась вибрация телефона, он делал в ноутбуке короткие пометки о том, как провел прошедшую минуту, какие мысли и ощущения его посещали за это время. Спустя час эксперимента он преобразовал пометки в полноценные предложения.
«Мне действительно было скучно», – уверяет Тим.
Самыми нескучными переживаниями в первые десять минут стали удивление от быстротечности 2-й минуты эксперимента и обнаружение необычной структуры на задней панели экрана компьютера на 6-й минуте.
В течение 11-минуты психолог пытался разобрать по губам, о чем говорил стоявший в проходе мужчина, на 12-й заинтересовался вопросом, кто же изобрел пластмассу, на 17-й ему показалось, что речь девочки, сидевшей впереди, похожа на щебетанье птички.
Спустя 20 минут исследователь начал грустить о потраченном впустую времени, на 23-й минуте в пух и прах раскритиковал свой бесполезный эксперимент. Но уже на получасовой отметке размышлял о том, насколько моргание странное, хотя и приятное занятие, а слова на экране превратились в гоняющихся друг за другом маленьких многоножек.
На 47-минуте «бортпроводник внезапно появился из-за шторки, словно неуклюжий фокусник». На 51-й Тим ощутил себя «мячиком, бессистемно прыгающим вниз по пологому, ухабистому, бесконечному склону». 56-я принесла ему облегчение от осознания собственной незначительности.
Всякие такие впечатления на протяжении часа перемежались воспоминаниями – как счастливыми (о музыкальном фестивале), так и неприятными (о Брексите). В памяти всплыл образ мальчика в красных вельветовых брючках, коим 36-летний Тим Ломас когда-то являлся, и в следующий миг он почувствовал себя старым и унылым.
Эти воспоминания и ощущения показывают, как скука может вызвать глубокие рефлексии и эмоциональные переживания. В состоянии скуки наш разум начинает блуждать, поднимая на поверхность забытые или подавленные мысли и чувства. Это может быть как приятным, так и болезненным процессом, но в любом случае он способствует самопознанию и эмоциональному росту.
В последние минуты эксперимента Тим предвкушал его окончание, испытал странное ощущение, будто он одновременно наполнился и опустел по сравнению с началом часа, затем окрылился надеждой на будущее и в самом конце был благодарен судьбе за проведенное столь необычным образом время.
Уже из этого обзора видно, что «скучный час» подарил Тиму ряд весьма любопытных мысленных и эмоциональных переживаний, скрасивших скуку. Проведя анализ своих записей, психолог выявил как минимум три значимых момента, характеризующих скуку с позитивной стороны: измененное чувство времени, возросший интерес к окружающему миру и изучение собственной личности.
Таким образом, скука может стать мощным инструментом для личностного роста и самопознания. Она изменяет наше восприятие времени, пробуждает интерес к окружающему миру и помогает глубже понять себя. Вместо того чтобы избегать скуки, мы можем использовать ее как возможность для внутреннего развития и открытия новых горизонтов.
О том, что в состоянии скуки время будто растягивается, известно каждому, факт даже подтвержден психологами экспериментально.
Вместе с тем в опыте Тима Ломаса «ощущения ускорения и замедления времени чередовались и даже сосуществовали» – он назвал это «странностью времени». И вдобавок к этой странности – «сильное, меланхоличное осознание времени как драгоценного ресурса», что мы увидели по прошествии трети «скучного часа» и при воспоминании о красных брючках.
Это перекликается с точкой зрения немецкого философа Мартина Хайдеггера, который считал скуку воплощением самого времени, расчищающим пространство для понимания природы реальности и осознания чувства своей ответственности за создание в жизни смысла. Хватай время прямо сейчас, пока текущий день не просочился сквозь пальцы, действуй! Примерно так рассуждал Хайдеггер вслед за Шайа Лабафом. Вообще, нечасто о скуке говорится как о чем-то ценном и полезном.
Вот и Иосиф Бродский описывал скуку как «окно на бесконечность времени», «вторжение времени в нашу систему ценностей». «Раз уж это окно открылось, не пытайтесь его захлопнуть, напротив, широко распахните его, – советовал поэт. – Ибо скука говорит на языке времени, и ей предстоит преподать вам наиболее ценный урок в вашей жизни… урок вашей крайней незначительности. Он ценен для вас, а также для тех, с кем вы будете общаться». По Бродскому, скука есть «чистое, неразведенное время во всем его повторяющемся, избыточном, монотонном великолепии».
"Скука – это не просто отсутствие деятельности, а возможность для глубокого самопознания и переосмысления. Она позволяет нам остановиться и задуматься о том, что действительно важно в нашей жизни, и найти новые пути для личностного роста и развития."
Станислав Самбурский, бизнес-психолог
Еще один немецкий философ, Фридрих Ницше, писал о том, что творческим людям скука жизненно необходима: «Мыслителю и всем изобретательным умам скука предстает как то неприятное безветрие души, которое предшествует счастливому плаванию и веселым ветрам.
Он должен вынести ее, должен переждать в себе ее действие». Если бы француз Рене Декарт не скучал однажды, лежа на диване и пялясь на муху, то не придумал бы он свою систему координат, призванную описать положение мухи в любой момент времени, чтобы прихлопнуть ее, не промахнувшись.
И действительно, пару лет назад психологи обнаружили, что в состоянии скуки испытуемые лучше выполняют тест на креативность (придумать как можно больше нестандартных применений пластиковым стаканчикам), в том числе по сравнению с состоянием обычного расслабона или апатии.
Объясняться это может тем, что скука позволяет вниманию блуждать в свободных ассоциациях в поиске новых впечатлений и случайно натыкаться на всяческие «эврики».
Таким образом, скука является своеобразным катализатором креативности.
Впрочем, опыт Ломаса подарил ему не так уж много «креативных» моментов, зато он отметил у себя повышенное любопытство к деталям окружающего мира, таким как красивые узоры на форме бортпроводников, на которые он раньше и внимания не обращал. Иными словами, он «увидел ценность в стимулах, которые прежде расценивал как отсутствующие».
То же блуждание мыслей навело Тима на размышления о самом себе и природе процесса, в который он был вовлечен. Психолог сравнивает его с созерцанием океана в ожидании рыбы: мысли возникают по-рыбьи неожиданно, они «скользки и неуловимы», вовлечены в «ускользающий танец неопределенной эфемерности».
По сути, скучание разума сравнивается с медитацией в духе дзен-буддизма. Автор не исключает, что в течение часа он не столько скучал, сколько медитировал, тем более что увлекается буддистскими медитациями на регулярной основе и считает их отнюдь не скучным занятием.
"Если кажется, что навалилась скука – посмотрите на это как на возможность остановиться и разобраться что реально хочется достигнуть в жизни. Не для кого-то, а именно вам чего хочется?
В следующий раз, когда вам станет скучно, используйте это время для размышлений о своих целях и приоритетах или для поиска новых идей и решений."
Станислав Самбурский, бизнес-психолог
Возникает вопрос: может ли профессиональный психолог, к тому же опытный медитатор, в принципе скучать?
При всей скучности проведенного за самоанализом часа, в которой Тим Ломас пытается убедить себя и читателей, он признает возможность того, что был замотивирован сделать свой опыт интересным.
Зная о предстоящей публикации, он, вероятно, испытывал определенную потребность делать заметки более любопытными и примечательными. Значительную часть времени Тим был сконцентрирован на задании и, наверное, даже не успевал как следует заскучать в перерывах между писаниной.
Проблему отчасти можно было бы решить, изменив дизайн эксперимента, в частности, увеличив промежутки времени до 5 – 10 минут или даже сделав их разными по продолжительности.
И конечно, один испытуемый – это не выборка, но это недостаток всех исследований, основанных на классическом для психологии методе интроспекции.
Так или иначе, целью своей статьи Ломас называет «переоценку скуки», и по крайней мере самого себя ему удается переубедить: скука – это не «корень всякого зла», как считал датский философ Серен Кьеркегор, не унылое и бесполезное состояние, каким мы привыкли ее полагать.
Если люди станут относиться к скуке, скажем, как к медитации, которая обычно рассматривается как полезное ментальное упражнение, то она перестанет быть скучной и нести негатив, пишет Тим Ломас.
Скука обернется увлекательным и позитивным опытом, наполненным новыми интересными знаниями и переживаниями.
Не нужно бояться скуки.