Найти тему

Простые истории «Петроградки» от Сергея Переверзева

Дебютная книга Сергея Переверзева
Дебютная книга Сергея Переверзева

Писать о «Петроградке» я уже начинала два раза, и оба раза бросала примерно на этом месте. Потому, что обозревать сборник рассказов оказалось очень сложно. Сами судите: в романе или хотя бы даже в повести, где автор разгоняет мысль на сотни страниц, всегда есть за что зацепиться и обозреть, не уходя в пересказ и спойлеры. Рассказ же — это концентрированная мысль, поэтому обозрение вполне может скатиться в тот самый пересказ. В случае с «Петроградкой», конечно, чуть-чуть полегче — это все-таки цикл, т.е. несколько рассказов, связанных одной темой.

Так вот «Петроградка». Это сборник рассказов, посвященный жителям Петроградского района Санкт-Петербурга — дебютная книга Сергея Переверзевва. Весь цикл состоит из трех частей «Мечтатели», «Ботинки», «Парадка» и завершающего эссе «Она и Он». Главные герои этих рассказов обычные и совсем разные люди, которых связывает лишь одно — они живут на Петроградке. И еще Пёсдель, и еще кот, которые живут с людьми на Петроградке. Кто-то влюбился в коллегу, а кто-то не хочет ходить в школу, кто-то мечтает отселиться от мамы и купить байкерские ботинки, для кого-то единственным инструментом общения стали шахматы, а кто-то стал рок-музыкантом и живет в одной квартире с бывшей женой, кто-то любит килечку и подсматривает за соседями в дверной глазок. А Пёсдель и кот смотрят на этот фестиваль человеков, и слега недоумевают.

И все эти персонажи — не просто собирательные образы, а яркие характеры со своими привычками, абсурдным или парадоксальным мышлением, личным мнением и далеко идущими планами. В общем, персонажи в рассказах настолько разные и яркие, что даже как-то не верится, что они появились по воле автора, а не сами по себе завелись на страницах книги. Хотя, уверена, что вы похожих людей встречали в своем подъезде (или парадной, если живете в Северной столице).

Но нельзя сказать, что «Петроградка» только людях. Она и о самой Петроградке, с которой, собственно, и начался весь город, историю которой творят эти самые люди. Нам автор показывает город в разное время года, и кстати, смена сезона влияет на настроение Петроградки, которая, в свою очередь, передает его своим жителям. Хотя, конечно, это не художественный путеводитель — нет такого, чтобы кто-то из персонажей подолгу зависал над каким-то зданием и вел длительный внутренний монолог о судьбе объекта культурного наследия. НО! Автор оставил для внимательных читателей ключи к знаковым местам легендарного района. И, наверное, вот эти «ключи», самая звонкая нота авторского голоса. И еще от редактора книги я знаю, что в доме Лидваля, на самом деле был банк. Это уже потом автор придумал туда директора, который менял табличку. Или не придумал?

Ах, кстати, про автора! Я хоть и не пишу рецензию в прямом смысле этого слова, потому что, как говорила, не справляюсь с этой задачей, но не могу не сказать еще пары слов об авторе. Хотя, информации у меня не так уж и много. В этих рассказах очень видно человека с хорошим образованием и настоящим «питерским» культурным уровнем. И не потому, что эпиграфом к эссе «Она и он» стали строчки Даниила Хармса. А именно, что вот эта вот легкая хармсовщина сквозит в строках этих рассказах. А еще здесь нашли свое отражения все те авторы, которых читали в советской школе от Осеевой до Драгунского. Нет, это не заимствования и не копирование их стиля. Это оммаж другого свойства, когда ты просто используешь их коды, потому что они проросли в тебе с детства. Особенно, если это твоя первая книга. И, что уж совсем приятно, что Сергею Переверзеву удалось избежать «связного словоблудия», которым очень часто прикрывают отсутствие таланта или мыслей — всё очень лаконично, сконцентрировано, отфильтровано и по делу.

Честно говоря, я читала «Петроградку» в «Сапсане» по пути в Петербург. А поскольку в этом году я езжу в Петербург каждые две недели, то, когда однажды шла по Бармалеева, чуть не поздоровалась с человеком, который вышел из подъезда. Простите, из парадки. В общем, удачный авторский дебют, ящетаю.

Российская литература
0