Передвижение колонны можно было назвать комфортным. За всю дорогу редко пришлось таскать тросы, и брать в руки лопаты откапывая сошедшие в тайгу машины. Отдохнувшие в нормальных условиях водители, меньше допускали ошибок. На крутых спусках и подъёмах вначале опасные участки проходили ногами, где требовалось, делали подсыпку шлаком из кузова БелАЗ.
Задававшего быстрый темп колонне автора, с позиции ведущего перевели в замыкающие. Обиды ни какой не было, последнему, на быстрой машине ехать комфортней. Не требуется следить за идущей за тобой машиной. Отвечаешь только сам за себя.
На сложных участках зимника, БелАЗ с пяти ступенчатой ГМП пропускали вперёд, эта машина имела преимущество над трёх ступенчатым ГМП. За счёт большего выбора передач. Учитывая то, что на каждой из семи передач, бала пониженная передача. С пониженной на повышенную, передача переключалась автоматически. Нет автор не ошибся сказав что на пяти ступенчатой ГМП, семь передач. Всё просто. Пять передач вперёд, и две передачи заднего хода. Всего получается, семь. Плюс на каждой передаче пониженная передача. Всего выходит 14 режимов. Горный тормоз эффективно работал на всех передачах, при спусках основными тормозами водитель не пользовался. На трёх ступенчатых ГМП, на третьей передаче горный тормоз, работал мало эффективно. При работе горного тормоза полностью исключалось скольжение колёс, такое бывает при торможении основной тормозной системой. На подъёмах лишняя передача ещё ни кому не мешала.
По нормальному зимнику машина автора, как и прежде шла замыкающей колонну. Уже по накатанному зимнику, колёсами впереди идущих машин.
Чем ближе приближались к месту назначения, тем обидней становилось от того что БелАЗ, на котором сейчас движется по зимнику автор попадёт в чужие руки. Здесь ни чего не попишешь, приедем в автобазу, а там посмотрим, возможно и автора допустят к жеребьёвке. Колонна шла по зимнику медленно, но уверенно. Передвигаясь от пикета к пикету. Колонна БелАЗ на зимнике под особым контролем объединения Якуталмаз.
Пикетчики о прибытии колонны оповещены заранее. Изба для ночлега уже протоплена, на кроватях свежее бельё. На печке можно приготовить ужин. Всё как в лучших буржуйских домах. На пикетах были бани, но они только для пикетчиков. Обычно это муж и жена, работали всю зиму на пикете. На лето когда зимник прекращал своё существование уходили в отпуск. Насчёт бани, можно было договориться, особенно когда для этого у водителей было время.
Приготовить баню не так просто. Вначале требовалось растопить печь и натаскать из проруби воды. После помывки, обратно натаскать воды. Водители высидевшись за рулём, с удовольствием выполняли эту работу. Дизеля машин на ночь не останавливали, моторы работали всю ночь, прогревая кабины. За машинами всю ночь следил пикетчик. Это входило в его обязанности. В случай подтекания охлаждающей жидкости или масла, он останавливал работу дизеля и будил водителя, дальше пусть водитель сам разбирается.
До города Мирный, оставалось около 200 километров. Совершенно неожиданно у БелАЗ автора пропала третья передача. В ГМП давление масла на обоих приборах было в норме, температура масла В ГМП не поднималась. Передача просто не включалась. Автоэлектрик проверил пилот, пилот срабатывал на включение передачи, а в ответ тишина.
Автору стало понятно, что это заводская стружка попала под клапан включения передачи, требуется его просто промыть в дизельном топливе, и всё встанет на свои места.
Делиться, устранением неисправности ни с кем не стал, ещё чего не хватало, пусть у них на долго пропадёт желание работать на этой машине.
Такая машина нужна самому.
Снимки сделаны автором на заходе солнца. 13.10.2024 в станицу пришла осень, температура воздуха снизилась до +22 градусов по Цельсию. Пошёл мелкий нудный дождь. Который так требуется посевам озимых. По прогнозу синоптиков дожди продолжатся в течение недели. Ливней пока не ожидается. Температура воздуха будет постепенно снижаться, но до заморозков дело не дойдёт. Выезд за сазаном откладывается. Полевые дороги размокли, ехать рискованно. Вот такие у нас в станице новости.
Благодарю, за внимание!
Айхал. Крайний Север: 80 годы прошлого века. По зимнику на Север.