Пару лет назад я ехала к подруге в гости — и как раз тогда стала свидетельницей сцены, которая до сих пор не выходит у меня из головы. Я села в городскую маршрутку, чтобы доехать до нужной остановки, а следом за мной вошла молодая пара с маленькой девочкой.
Ребенок был очень активный. Она с любопытством рассматривала окружающих, пыталась все потрогать руками и в какой-то момент, посмотрев на одного из пассажиров, громко и заливисто засмеялась. Это было так искренне и так мило. Но тут же последовала реакция мамы, которая громко и очень недовольно возмутилась на всю маршрутку: “Почему ты смеешься? Ты что, дурочка?!” Она с остервенением одернула ребенка и весь оставшийся путь пыталась ее “приструнить”, хотя малышка не делала ничего плохого.
Помню, насколько меня впечатлила эта реакция — это было первое, о чем я рассказала встретившей меня подруге. Мне хватило одной этой фразы, чтобы понять: девочку ждет непростое будущее. Скорее всего, она будет долго разгребать последствия родительского воспитания. Если, конечно, до “разгребать” вообще дойдет дело.
источник изображения pixabay.com
Давайте, как я часто говорю, “поскребем коготком по поверхности” и посмотрим, что такого страшного скрывается под этой короткой, но такой опасной фразой.
Как минимум два деструктивных послания: “не будь собой” и “не чувствуй”
Сцена в маршрутке — это хорошая демонстрация послания “не будь собой”. Такая, какая ты есть — веселая, смешливая и шебутная — ты прямо сейчас неуместна.
Безусловно, есть ситуации, в которых ребенка можно и нужно успокоить. Но не в такой агрессивной форме, не в таких формулировках. Здесь же речь конкретно о непринятии малышки, потому что ведет она себя не так, как ожидают родители.
К этому посланию добавляется и второе — “не чувствуй”. Смех, вызванный радостью, любопытством и обнаружением чего-то интересного, пресекается на корню. Нельзя! То, что ты чувствуешь, на самом деле чувствовать запрещено. И это подводит нас к следующему пункту.
Запрет на радость и счастье
Огромное количество взрослых сталкиваются с тем, что они не умеют радоваться или их ничего не радует. А еще они часто думают, что радость — это опасно, неуместно или даже стыдно. Могу предположить, что многие из этих взрослых когда-то в детстве столкнулись с похожей ситуацией. Отсюда и ощущение, что радость — это что-то плохое или запретное, чего в принципе не должно быть в жизни.
А вот то, каких масштабов это достигнет, — вопрос индивидуальный. Кто-то просто проживет безрадостную, но вполне сносную жизнь. А кто-то впадет в депрессию — и неизвестно, выйдет ли из нее.
Установка “искренне выражают эмоции только дураки”
Страшно то, что эта установка повлияет не только на жизнь самой девочки. Если она ее не осознает и не “перепишет”, то понесет дальше. Она будет навешивать эту установку на людей, с которыми строит отношения, с которыми работает и дружит. Она передаст ее своим детям — возможно, в той же самой или похожей форме. Впрочем, именно так ее и получила мама, которая выпалила первое, что пришло в голову, когда ее дочка засмеялась в маршрутке.
Мы в ответе за то, что говорим
Любое наше необдуманное слово, любая эмоциональная формулировка может стать чьей-то травмой в будущем. Особенно это справедливо, когда речь идет о наших близких людях — о тех, кто видит в нас определенный авторитет.
А еще любая проблема в настоящем, скорее всего, имеет истоки в прошлом. Чье-то слово, чье-то действие, которое запустило неумолимый механизм травмы, которая катком проходится по нашей жизни.
Но есть и хорошая новость: многие вещи поправимы. Нельзя отмотать время и переписать сцену в маршрутке, но можно научить травмированную девочку снова радоваться и быть собой:)
Автор: Анастасия Тишкова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru