Не хочется тратить много времени на текст, так что сразу без лишних слов – «Платформа 2» это полная ахинея. Не то что бы оригинальный фильм был чем-то сверхъестественным, его успех – скорее результат случайной флуктуации интересов зрительских масс, которых в основном и привлекает чёткость и ясность концепции, критика богатеев и философия пабликов с цитатами волка. Всё это было в оригинальной «Платформе». Напомню, что картина та демонстрирует экспериментальную горизонтальную тюрьму с кучей этажей, сквозь которые каждый день проходит платформа с едой. Если бы все ели столько, сколько им нужно для спокойной жизни, еды бы хватало всем, но вот беда – ничем не сдерживаемые обитатели верхних этажей обжираются так, что нижние сидят и голодают. Испанец Гальдер Гастелу-Уррутия смог придумать до боли простую и иллюстративную концепцию, которая необременённым критическим мышлениям людям может показаться релевантной моделью нашего общества. Даже знаменитые «Смертельные гонки», к слову, где тоже в центре сюжета тюрьма-эксперимент, критиковали пассивность людей перед корпорациями куда яснее и тоньше. Но всё же «Платформа» как-то да работала. В конце концов, дизайн был приличный, хоть и ворованный, да и экшн развлекал.
Что же в сиквеле? Та же самая концепция, только теперь люди ещё и пытаются самоорганизоваться, дабы еды таки хватало всем. Это понятно ещё в самом начале ленты. Далее попытки как-то рационализировать происходящее в фильме обречены на провал. Творится какой-то чушь и компот из видений, абстрактных речей не пойми о чём, бессмысленных действий и очень неуклюжего монтажа. Фильм, как собака с умными глазами, очень пытается что-то сказать, но не может. Сам сюжет отчаянно нуждается в хоть каких-то объяснениях мотивации действия персонажей, но их нет от слова совсем. А персонажи там творят подчас такую лютую дичь, что и представить сложно, как сценарист себе сам это всё объяснял. Но самое страшное даже не в этом, в конце концов, сценарную импотенцию мог бы прикрыть натуралистичный экшн, коим оригинальная «Платформа» славилась. Всего-то и было нужно, что аккуратно вплести идею об изначальной обречённости на насилие любой самоорганизации, и всё было бы в порядке. Но нет.
Режиссёр, видимо, на волне успеха оригинала возомнил себя визионером, и это принесло чудовищные плоды. Вместо того, чтоб спокойно рассказывать историю, он решил пойти в искусство™. Больше игр со временем, больше вымученных аллюзий на самые попсовые культурные образы. Тут полно религиозного символизма – но этот символизм ничего не символизирует. Интертекстуальность сама по себе это отличный инструмент для обогащения смыслами, ссылаться на образы и идеи из культуры – замечательно. Но товарищ Гастелу-Уррутия, к сожалению, вообще не разобрался, как это должно работать. Ему не хватает то ли кинематографических умений, то ли интеллекта, то ли чувства стиля. А скорее всего этого вместе взятого. Особенно плох путанный монтаж, который превращает и без того дырявый сюжет в совсем несмотрибельное месиво. Ну не особо ты мастеровитый режиссёр – ну не лезь в нелинейный монтаж, да ещё и в полной уверенности, что он-то уж превратит пацанский цитатник в настоящее искусство. Это так не работает.
Фильм настолько сумбурно сделан, что теперь уже даже неясно, что он пытается критиковать. Тот же капитализм, как первая часть? Способности к самоорганизации, как «Треугольник печали» в последнем акте? Неясно. Режиссёр нарезал сценки из предыдущего фильма и аляповато их склеил, добавив ещё идиотско-пафосных детей, неистово символизирующих что-то доброе и вечное. Помните концовку первой части? Уррутиия решил, что была сильнейшая часть фильма, и набил похожими смехотворными сценами весь сиквел.
Вердикт. Если первая часть могла хоть экшном немного развлечь, то количество раздражающих попыток в символизм в сиквеле сводит и удовольствие от экшна на нет. Смотреть это попросту скучно. Лучше «Смертельные гонки» пересмотреть.
Ах да, финал. Фильм на этот раз просто заканчивается буквально посреди сцены. Ощущение, что там должно было быть ещё минут 20-30 хронометража, но режиссёр решил, что и так сойдет. Мечтает о триквеле, не иначе. Никакого триквела, конечно же, не будет.
Моя оценка - 2.9/10
IMDb - 5.0/10
КП - 5.4/10
RottenTomatoes - 38%