Найти в Дзене
Историческое Путешествие

Княгиня с высокой башни

Звонкий девичий смех разносился по просторному княжескому двору. Молодые служанки украдкой посматривали на княжну, которая с упоением гонялась за своим младшим братом. Её алые щеки раскраснелись от беготни, а длинная темная коса растрепалась. "Гупраксос! Сколько раз повторять - не пристало знатной девице носиться, словно угорелой!" - одернула разыгравшуюся дочь мать, княгиня Феодулия, грозно выглянув из окна терема. Евпраксия остановилась и поправила сбившийся сарафан. Она была еще совсем юна, но уже начинала понимать - беззаботные дни её девичества сочтены... Отец юной княжны, удельный рязанский князь Всеслав, частенько пропадал в дальних военных походах вместе со своей дружиной. Времена становились всё более тревожными и смутными. Многострадальная Русь изнывала от бесконечных княжеских междоусобиц и распрей, а с далекого востока, из необъятных глубин Дикого Поля, уже веяло грозной, неведомой опасностью. В одном из сражений удалой князь Всеслав сложил свою буйну голову. Воспитание ос

Звонкий девичий смех разносился по просторному княжескому двору. Молодые служанки украдкой посматривали на княжну, которая с упоением гонялась за своим младшим братом. Её алые щеки раскраснелись от беготни, а длинная темная коса растрепалась.

"Гупраксос! Сколько раз повторять - не пристало знатной девице носиться, словно угорелой!" - одернула разыгравшуюся дочь мать, княгиня Феодулия, грозно выглянув из окна терема.

Евпраксия остановилась и поправила сбившийся сарафан. Она была еще совсем юна, но уже начинала понимать - беззаботные дни её девичества сочтены...

Отец юной княжны, удельный рязанский князь Всеслав, частенько пропадал в дальних военных походах вместе со своей дружиной. Времена становились всё более тревожными и смутными. Многострадальная Русь изнывала от бесконечных княжеских междоусобиц и распрей, а с далекого востока, из необъятных глубин Дикого Поля, уже веяло грозной, неведомой опасностью. В одном из сражений удалой князь Всеслав сложил свою буйну голову. Воспитание осиротевших детей полностью легло на хрупкие плечи его мудрой супруги, образованной византийки Феодулии.

Особенно радовала материнское сердце младшая дочь Евпраксия. Смышленая не по годам отроковица с неуемной жаждой училась грамоте, с упоением внимала захватывающим рассказам о минувших временах и подвигах былинных героев. Самой любимой героиней для нее была великая княгиня Ольга, мудрая и справедливая правительница.

"Станешь и ты, когда подрастешь, знатной хозяйкой-княгиней, - ласково наставляла Евпраксию Феодулия. - Держись всегда с достоинством, взора не опускай. Являй собой пример для домочадцев, дворни и челяди".

Шестнадцать вёсен минуло Евпраксии, когда просватал её отец за сына рязанского князя Юрия Игоревича, молодого князя Федора. Сыграли они пышную, веселую свадьбу, и получили от Юрия в управление городок Красный на берегу реки Осетр. Вскоре в молодой семье появился первенец - княжич Иван. Не могла юная мать нарадоваться на кудрявого голубоглазого малютку, забавляла его песнями и сказками. Но недолгим, увы, было безоблачное семейное счастье Федора и Евпраксии.

-2

Страшной черной тучей надвигался хан Батый в лето 1237 года на рубежи Рязанского княжества. Объединили князья Юрий с Федором свои немногочисленные усталые дружины, дабы дать решительный отпор грозному и беспощадному врагу. К хану Батыю спешно отправили послов во главе с разумным князем Федором Юрьевичем. Принял жестокий завоеватель богатые дары, да потребовал еще и "дщери или сестры собе на ложе". Донесли ему коварные смутьяны, что всех краше и желаннее молодая княгиня Евпраксия, жена Федора.

"Не пристало нам, православным христианам, жен своих законных на блуд и поругание отдавать!" - с негодованием отрезал Федор.

Взмахнул рукой разгневанный хан, и полегли все русские послы до единого от острых вражеских сабель. Яростно сражалось малое русское войско с несметными ордами монголов у реки Воронеж, да не устояло, полегло на поле брани. Двинулись ордынцы прямо к Рязани. Страшный кровавый штурм...и пал древний стольный град под беспощадным натиском свирепого врага.

В Красном о страшной гибели князя Федора еще доподлинно не ведали. Но, по приказу Евпраксии, готовились к упорной обороне: обливали крутые валы ледяной водой, строили завалы на улицах, собирали любое оружие. И вот, затрубил тревожно набат - налетели вражьи разведчики. А на рассвете пошли несметные монгольские тумены на решающий приступ.

-3

Со стен и башен на бритые головы ордынцев лилась кипящая смола, летели тяжелые камни и бревна. Но всё новые и новые волны кровожадных врагов накатывались на героически оборонявшуюся крепость. Услышала княгиня: "Убит князь наш доблестный! Беги, княгиня, спасай княжича!".

Схватила Евпраксия в охапку заплаканного сынишку и взбежала по крутым ступеням на самый верх высокой башни. Но по пятам неотступно гнались беспощадные враги и норовили схватить. И сделала в отчаянии молодая княгиня последний роковой шаг с крепостной стены в беспросветную бездну...

"В лето 1237 убит был славный князь Федор. И княгиня его Евпраксия, прослышав про то, ринулась вниз с высокой башни и заразилась до смерти", - скупо и беспристрастно отмечает древняя летопись.

Но в благодарной памяти народной на века остался бессмертный подвиг юной прекрасной княгини, предпочевшей мучительную гибель - позорному рабству и бесчестью. Говорят, в её честь и был позже назван город Зарайск, вотчина её погибшего мужа, князя Федора Юрьевича.

Каждый год, в годовщину героической гибели Евпраксии, совершается там поминальная служба, и над древними стенами плывет печальный колокольный перезвон...

Спасибо! Друзья, ваши лайки и комментарии помогают каналу в развитии!