Найти тему
Думающая история

Какое оборудование было установлено в главном поезде Российской империи?

Оглавление

Вагон № 1 Российской империи – так назывался поезд, на котором император Николай Второй вместе со штабом управления и свитой передвигался по стране, совершая инспекционные поездки, официальные визиты или просто путешествуя с семьей.

Николай II. Источник изображения: realt.onliner.by
Николай II. Источник изображения: realt.onliner.by

Состав представлял собой подлинный дворец на железнодорожных колесах, внутри которого Николай Александрович имел возможность жить и работать в привычных для монарха условиях. Что это означало?

Освещение, температура и влажность воздуха

В первом багажном вагоне размещалась "Багаж-электрическая станция", где находился котел с двумя баками для наполнения котла водой, насосами, качающими воду из тендера непосредственно перед этим вагоном идущего паровоза в баки и отделение для паровой динамомашины с распределительной доской. Под диванами служебного вагона находились аккумуляторы для электрического освещения поезда.

Отделение котла электрического освещения. Источники изображения: bettybarklay.livejournal.com
Отделение котла электрического освещения. Источники изображения: bettybarklay.livejournal.com

Согласно рекомендации Боткина, при температуре на улице от +8° до -20°С в составе должна была поддерживаться постоянная температура от 13 до 15°C, как "у пола, так и у потолка". В помещении императрицы предусматривалась возможность изменения температуры.

Отделение паровой динамомашины. Источники изображения: bettybarklay.livejournal.com
Отделение паровой динамомашины. Источники изображения: bettybarklay.livejournal.com

Для этого установили сигнальную кнопку. В вагоне императрицы и в большом салоне поезда имелись "увлажняющие аппараты" для поддержания уровня влажности 48–58%. В четырех вагонах состава были установлены вентиляторы-кондиционеры для охлаждения помещений.

Скоростной режим

Для контроля движения в административном вагоне располагались разные приборы: аппараты для указания скорости хода поезда, в салоне – телефон в последний вагон поезда, сигнальная кнопка, манометры тормозов Вестингауза, указывающие давление воздуха в проводе и тормозном цилиндре во время торможения, и вакуметр тормоза Гарди, ручка для автоматическим тормозам, часы, термометр и прочие.

Также в вагоне имелся аппарат Графтио для автоматической записи скорости хода поезда, его пробега, времени простоя на станциях и времени прохождения перегонов. При "достижении поездом чрезмерной скорости" автоматически раздавался звуковой сигнал (свисток или звонок). Был предусмотрен также способ соединения аппарата с тормозом для регулирования скорости или полного торможения поезда без участия поездной прислуги.

Внешний вид аппарата Графтио. Источники изображения: bettybarklay.livejournal.com
Внешний вид аппарата Графтио. Источники изображения: bettybarklay.livejournal.com

Использованная литература

Поезда российского императора.

Императорский поезд Николая II для внутренних поездок по царской России.

Андреева Т.С. Организация железнодорожных путешествий высочайших особ// Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути