Найти в Дзене
Smooth & Quiet art

"Герника" Пикассо. Антивоенная символика знаменитой картины

Благодаря своей долгой и плодотворной творческой карьере, которая длилась 79 лет, а также революционным художественным достижениям Пикассо стал одной из самых значимых фигур в искусстве 20 века и одним из самых популярных художников в истории искусства. В течение первого десятилетия 20 века его стиль менялся по мере того, как он экспериментировал с различными теориями, техниками и идеями. Многие картины Пикассо помнят за их новаторские проявления, но только одна известна своим мощным антивоенным посланием: картина 1937 года "Герника". Это монументальное произведение высотой около 335см и шириной 762см поражает своим масштабом, композицией и необычным выбором черно-белой палитры. Причиной создания "Герника" Пикассо стала бомбардировка города Страны Басков — Герники. Позднее работа была использована испанским правительством для повышения осведомленности о войне и сбора необходимых средств. КЕМ БЫЛ ПИКАССО? Пабло Пикассо (1881 – 1973гг) был испанским вундеркиндом, который начал сво

Благодаря своей долгой и плодотворной творческой карьере, которая длилась 79 лет, а также революционным художественным достижениям Пикассо стал одной из самых значимых фигур в искусстве 20 века и одним из самых популярных художников в истории искусства.

В течение первого десятилетия 20 века его стиль менялся по мере того, как он экспериментировал с различными теориями, техниками и идеями. Многие картины Пикассо помнят за их новаторские проявления, но только одна известна своим мощным антивоенным посланием: картина 1937 года "Герника".

"Герника" (Фото из интернета)
"Герника" (Фото из интернета)

Это монументальное произведение высотой около 335см и шириной 762см поражает своим масштабом, композицией и необычным выбором черно-белой палитры.

Причиной создания "Герника" Пикассо стала бомбардировка города Страны Басков — Герники. Позднее работа была использована испанским правительством для повышения осведомленности о войне и сбора необходимых средств.

КЕМ БЫЛ ПИКАССО?

Пабло Пикассо (Фото из интернета)
Пабло Пикассо (Фото из интернета)

Пабло Пикассо (1881 – 1973гг) был испанским вундеркиндом, который начал свою творческую карьеру в возрасте тринадцати лет.

Со временем его интерес к реалистическому, академическому подходу к живописи угасал, а работы в более современных и радикальных стилях стали преобладать в его творчестве, которое можно разделить на восемь различных периодов: Реализм, Голубой период, Розовый период, Африканский, Кубизм, Сюрреализм, Неоклассицизм и Поздний период. В каждом Пикассо исследовал эстетику, образные предметы, эмоции и реальность. Он по праву считается одной из самых влиятельных фигур современного искусства.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Город Герника (Фото из интернета)
Город Герника (Фото из интернета)

В 1937 году Пикассо, который жил и работал во Франции, получил заказ от испанского республиканского правительства на создание произведения искусства для испанского павильона на предстоящей Всемирной выставке в Париже.

В это время в Испании шла гражданская война между республиканцами и националистами. Баскский город Герника был одной из баз республиканского движения, а также центром баскской культуры. Из-за этого город стал мишенью для поддерживаемых нацистами националистов и подвергся бомбардировке 26 апреля 1937 года.

Вскоре после трагедии близкий друг убедил Пикассо сделать события бомбардировки темой произведения. Пикассо погрузился в изучение отчетов о зверствах и, ужаснувшись состоянию своей родной страны, начал работать над масштабной картиной, основанной на этом событии.

КОМПОЗИЦИЯ

(Фото из интернета)
(Фото из интернета)

Поскольку заказ изначально планировался как фреска для Всемирной выставки, "Герника" была задумана монументальной картиной на холсте. Пикассо выбрал матовую строительную краску, чтобы на картине отсутствовал или почти отсутствовал блеск. Также он выбрал ограниченную палитру из серых оттенков, чтобы имитировать эффект черно-белой фотографии.

"Герника" изображает последствия бомбардировки в одном замкнутом пространстве. Слева направо: обезумевшая мать скорбит по своему мертвому ребенку; бык нависает над ее плечом с отсутствующим или потрясенным выражением; раненая лошадь кричит от боли, а мертвый солдат оказывается в ловушке под его телом; две женщины оцепенело смотрят на сцену; и еще одна женщина оказывается в ловушке огня и кричит.

СТИЛЬ

(Фото из интернета)
(Фото из интернета)

Как произведение более позднего творчества Пикассо, "Герника" вобрала в себя черты разных стилистических периодов, но в первую очередь кубизма и сюрреализма.

Множество искаженных человеческих фигур и фигур животных распределены по всей площади холста. Большинство перекрывают друг друга, создавая ещё больше форм и символов.

СИМВОЛИЗМ

(Фото из интернета)
(Фото из интернета)

Хотя антивоенное послание "Герники" очевидно, символизм картины до сих пор является предметом споров среди историков искусства и искусствоведов.

Например, бык и лошадь являются часто присутствующими персонажами в творчестве Пикассо, но также, теоретически, предполагается, что они являются важными персонажами, возможно олицетворяющими людей или идеалы.

Больше всего разногласий вызывает именно изображение головы быка в верхнем левом углу. Его взгляд направлен в никуда, он безразличен и будто не видит всего происходящего. Некоторые считают, что бык воплощение фашизм и мирового зла.

Часть трактуют изображение животного, как символ глухоты, безразличия и непонимания.

Часть испанцев трактуют изображение быка как власть Испании (где бык символ корриды), которая отвернулась от происходящего в Гернике, отсылая к тому, что Франко разрешил бомбардировку своего города.

Выбор чёрно-белой палитры, с одной стороны, передаёт хронологическую близость к газетной фотографии того времени.

С другой, отмечают, что использование оттенков серого создает впечатление опустошения и мучений, а переполненная, хаотичная композиция означает угнетение.

Аналогично, искаженные фигуры были интерпретированы как протест перед бедами и невзгодами, огонь трактуется как разрушительная сила войны, а оторванная рука, держащая сломанный меч, представляет собой поражение народа.

Стигматы, которые можно заметить на руках солдата, демонстрируют, что люди вынуждены страдать безо всякой на то причины.

Нижняя часть картины, напоминающая карту, символизирует план боевых действий.

Пикассо сказал о символизме картины: "Не художник должен определять символы. В противном случае было бы лучше, если бы он написал их словами! Публика, которая смотрит на картину, должна интерпретировать символы так, как она их понимает".

НАСЛЕДИЕ

(Фото из интернета)
(Фото из интернета)

После завершения работы над "Герникой" ее использовали во время Всемирной выставки, чтобы привлечь внимание к гражданской войне в Испании. Позже картина была отправлена ​​в Соединенные Штаты, чтобы помочь собрать средства для испанских беженцев. Пикассо сказал, что "Гернику" следует вернуть в Испанию только после того, как она поможет восстановить республику. Наконец, в 1981 году монументальное произведение было возвращено на родину.

Сегодня картина находится в Музее королевы Софии в Мадриде.