Я уже писала о работах Петра Тодоровского, наапример о его работе «Анкор, ещё анкор». Но фильмография этого режиссёра содержит в себе достаточное количество достойных фильмов. Не становится исключением и фильм «Военно-полевой роман», который вышел на экраны 1983 году.
Для меня это уникальный фильм, а Тодоровский - уникальный режиссёр. Он, который прошёл войну, снимает свои фильмы так, что пробивает. Предельно честно, сохраняя объективность и непредвзятость. Он один из самых честных русских режиссёров, но, как известно, честность не всем нравится. Однако, Тодоровский всё-таки был и за это ему огромное спасибо.
Данный фильм это рассказ о приватностях жизни, рассказ о любви, которая больше чем любовь и которая не остывает и продолжает жить внутри человека. Тодоровскогий мастерски сочетает в «Военно-полевом романе» элементы, как военной истории, так и личной жизни персонажей, их жизненной драмы. По сути, этот фильм - это очень хорошее исследование отношений между людьми в условиях войны и после. Тут так много надежды, тепла и какой-то печали... Невысказанной тоски. Однако тут есть место и свету, и радости, и чему-то чистому-чистому.
Главные герои, как и во многих фильмах Тодоровского, это люди, которые прошли войну, которые знают её не по наслышке, которые знают,что вернуться к прежней жизни уже нельзя. Невозможно. Не получится.
Этот фильм, который, в первую очередь, является фильмом о любви, затрагивает также и то, как живут люди пережившие войну. О том, что не всегда их дальнейшая судьба будет лёгка, о том,что они молчат о многом, о том, что не всегда им дают право говорить... Но Тодоровский пытался дать зрителю шанс, чтобы увидеть этот мир, мир человека вернувшегося, мир вернувшейся женщины (что ещё страшнее).
Тодоровский мастер, а потому мастерски передает различные психологические нюансы персонажей, все это позволяет зрителю глубже понять внутренний мир героев: Нетужилина, Любы и Веры. Треугольники, кстати, также часто встречаются в творчестве Тодоровского, любит он сталкивать людей, но это так же правда существования.
Работа оператора Валерия Блинова также погружает зрителя в ситуацию. Использование натуральных пейзажей и реалистичных деталей создает реалистичную атмосферу и отлично вовлекает зрителя.
Вообще «Военно-полевой роман» это значимая часть советского кинематографа и постсоветского кинематографа. Этот фильм, отмеченный критиками за свои художественные достоинства и глубокий психологизм, получил много наград. Он также интересно смотрится и сегодня, привлекая внимание новых, уже более юных, зрителей к вечным темам, которые напрямую касаются всех нас.
В конце скажу лишь то, что любая работа Тодоровского это, прежде всего, образец качественного кино. Настоящего кино, которое не только служит для развлечения, но и заставляет задуматься! Такое кино нужно смотреть всем, чтобы держать голову в тонусе и не потерять остатки здравого смысла. Такие фильмы - это время потраченное не зря, это фильмы, которые пробуждают человеческое в человеке.
Ссылка на статью о фильме Тодоровского «Анкор, ещё анкор»: