Штришок к портрету. Вспомнила о нем в связи с облавами тцкашников на концертах популярных заукраинских групп и в связи с комментариям лидера одной из таких групп в ответ на облавы: «Все здорово! Все правильно!», типа – мои поклонники обязаны воевать с русскими, для этого их и собираю!
В середине девяностых я подрабатывала на американско-армянской телекомпании, которая называлась «Ара». Делала с оператором Александром Карповым репортажи о культурной жизни Москвы для армян, живущих в Лос-Анджелесе. Платила эта компания, кстати, больше, чем лужковское ТВ, на котором была тогда моя основная работа. Так вот однажды мы с Карповым снимали репортаж с концерта группы «Океан Эльзы» в московском клубе. Середина 90-х. Тогда еще мало кто понимал ситуацию с бывшей украиной и с хохлами, тем более мы не задумывались о нацизме лидера этой группы. Ее директор пообещал нам интервью с Вакарчуком, потому что нет репортажа с концерта без интервью с музыкантом. Мне-то эта группа и ее музычка были чуждыми, но оператор Карпов ее любил, поэтому был рад пообщаться с Вакарчуком.
И вот, дождались мы конца концерта, поздняя ночь, заходим в гримерку. Вакарчук отказывается давать интервью русским. Уговариваем. Он говорит: «Сейчас я устал. Давайте завтра в 8 утра встретимся у памятника Пушкину на Тверском бульваре, там спокойно пообщаемся, дам интервью!» У меня это обещание вызывает подозрение: «Вы уверены, что получится у вас завтра утром?» - «Несомненно! Слово даю!» - восклицает Вакарчук. Оператор Карпов его благодарит: «Тогда до завтра!»
Возвращаемся в ночи с Карповым по домам, я сомневаюсь, что Вакарчук завтра придет в 8 утра к памятнику Пушкина: «Саш, это развод!» - «Нет! Он же пообещал! Он знаменитый рокер! Он классный! Он придет! Он слово дал!»
На следующее утро был дождь, холодно, я позвонила Карпову и сказала, что не попрусь в такую погоду ни свет ни заря к какому-то Вакарчуку: «Делай с ним сам интервью!»
И Саша поехал к памятнику Пушкину и прождал Вакарчука под ледяным дождем, укрывая собой камеру, три часа. Вакарчук, разумеется, на интервью не пришел. Он над нами поиздевался. А мы, русские простаки, ему вроде как поверили…
Рядовой случай. Но он очень точно демонстрирует отношение всех этих украинских звезд не только к русским журналистам, но и ко всем русским. Уже тогда, 30 лет назад это все было! Просто мы ничего не понимали! Мы думали – один народ, дружба, братство.
Это очень показательный пример. Отношение «звезд» к журналистам, к публике, как к чему-то низшему, не достойному внимания, жалкому, брезгливое отношение к простому человеку. Очень сильно оно было в Макаревиче, в Гребенщикове, в некоторых других рокерах, с которыми мне довелось общаться в 90-е. Они от меня нос воротили, посмеивались: «А ты, девочка, к интервьющечке хорошо подготовилась? А ты микрофончик-то держать умеешь?» Тогда такое унижение было частью моей профессии. Действительно, бедно одетая юная провинциалка, без понтов, без маникюра, может быть, я действительно вызывала только брезгливость? А может, пугала их своими вопросами уже тогда (смеюсь)? Все, кто воротил нос, сейчас не в России. Интересно, помнит ли историю с Вакарчуком Саша Карпов, который потом стал очень известным и хорошим репортером? Думаю, помнит, но никому не рассказывает.