Найти тему
Незримая помощь

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ИКОНЫ: подвижница, прославленная в сонме святых врачей

Среди множества икон святых целителей можно увидеть один весьма необычный, но очень запоминающийся образ. На нем молодая женщина в форменном платье сестры милосердия времен Первой Мировой войны держит в руках Крест и сосуд с целебным снадобьем.

Глядя на это изображение, понятно, что жила эта святая подвижница, вероятно, совсем недавно, но вот кто она, и в чем заключается подвиг, прославивший ее в лике угодников Божиих, знают не многие, а потому, люди не всегда готовы обратиться к этой целительнице за помощью. И это очень печально, потому что еще при жизни эту женщину знали как Божию врачевательницу и как благодетельницу страждущих. За исцелением к ней приходили и москвичи, и жители ее родной Вологодской области, и все прочие люди, знавшие о ее добром сердце и дарованном ей от Господа даре. Хорошо известно было ее имя и среди дипломированных московских врачей, с которыми она проработала много лет.

Звали ее Аполлинарией.

Для близких она была любимой Поленькой, а для прочих – Аполлинарией Петровной.

Родилась она в Вологодской губернии. Ее большая дружная семья жила в Вельском уезде, в деревне Шелюбинской.

Родители Аполлинарии, Петр Алексеевич Тупицын и его супруга Анна Павловна, были людьми простыми, из крестьян, однако своих семерых детей они с малых лет приучили жить честно и благочестиво, в Страхе Божием и любви к ближним. Отец с матерью привили детям любовь к Православию и христианским традициям, и хотя в родной их деревне церкви не было, семья каждое воскресенье ходила на богослужения в соседние села – Никифорово и Богоявленский Погост.

За несколько лет до революции в семье произошло несчастье. Мать подвижницы занемогла и вскоре скончалась, и отец через некоторое время женился повторно. Он хотел, чтобы его дети не остались без женской опеки, но мачеха совершенно не проявляла о них заботы. Из-за этого в семье начались разногласия, да такие серьезные, что старшие дети, поспешив создать собственные семьи, ушли из дома, а младшие – Аполлинария и ее брат Григорий, едва достигнув самостоятельного возраста, уехали в город, решив, что будут там учиться.

Будущая подвижница поселилась в Вельске, где, закончив гимназию, стала обучаться на фельдшерских курсах. Некоторое время она жила при одной из женских обителей.

В конце июля 1914 года Россия вступила в войну, и девушка стала работать в госпитале сестрой милосердия. Сутками ухаживая за ранеными бойцами, она всеми силами старалась облегчить их страдания.

А потом наступил 1917 год.

После революционных событий в России, Аполлинарии, как и многим нашим соотечественникам, пришлось немало поскитаться по родному краю, опаленному пожарищем братоубийственной войны, и переменить немало мест проживания, прежде чем посчастливилось ей обосноваться в Москве. Она зарабатывала на жизнь тяжелым трудом: работала и сиделкой, и прачкой, не отказывалась ни от какой подсобной работы – ничего не боялись ее руки, привыкшие к работе. И никогда не расставалась Аполлинария Петровна со своим фельдшерским саквояжем, который в любую минуту мог ей понадобится, чтобы оказать помощь нуждающимся.

Немногие свободные часы она целиком посвящала церкви. В столице она была прихожанкой церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Переяславской Ямской слободе. Это был один из немногочисленных действующих в ту пору московских приходов.

Постоянной комнаты у нее не было: Аполлинария либо снимала у кого-то угол, либо ночевала у знакомых. Известно, что перед заключением проживала она в районе Сокольников, а до этого снимала жилье в Уланском переулке. И каждый год непременно ездила угодница в родную деревню, где на своих близких и на украшение местных храмов тратила все сбережения.

-2

Знавшие святую люди вспоминали об этой женщине, как о величайшей труженице, всегда занятой какой-нибудь работой. Вспоминали они также, что одежда ее всегда была неяркой и очень скромной, поскольку и внешне эта подвижница старалась выглядеть всегда так, чтобы в ней видна была христианка, соблюдающая православные обычаи.

Нелегкие то были времена. Аполлинарию Петровну обвинили по доносу лжесвидетеля, показавшего, что тот знает ее «как контрреволюционную личность».

Человек тот писал следующее:

«Аполлинария Тупицына мне известна с 1936 года. В церкви «Знаменье» у Крестовской Заставы она сколотила вокруг себя контрреволюционную группу и проводила активную антисоветскую деятельность. В случаях, когда к ней обращались за исцелением, она всегда начинала антисоветскую пропаганду. Мне известны случаи, когда Аполлинария, начиная свои исцеления, говорила, что не будет молиться до тех пор, пока гражданин, обратившийся к ней, не откажется от власти сатаны. Она говорила колхозникам, ходившим к ней, что они болеют потому, что в колхозе имеют дело с сатаной. Когда к ней пришла жена какого-то милиционера по поводу болезни ног у ее мужа, то она заявила: «Молиться буду только в том случае, и Бог поможет только тогда, когда твой муж уйдет из милиции».

Ее арестовали 17 сентября 1937 года. Задержали прямо на улице и отвезли в Бутырскую тюрьму. Следователь не стал добивался ее признаний в деятельности, направленной против советской власти, он удовлетворился объяснениями лжесвидетелей, а в одном из столичных изданий вышла в те дни статья, призывающая «…стереть с лица земли игуменью Аполлинарию».

В начале октября того же года тройка НКВД вынесла решение о ее расстреле, и на печально известном подмосковном полигоне Бутово 13 октября этот приговор привели в исполнение. Родственникам Аполлинарии Петровны, пытавшимся разузнать о судьбе пропавшей целительницы и благодетельницы, из столицы ответили, что «она попала под трамвай».

Только лишь в 2010 году члены ее семьи, оставшиеся к тому времени, узнали о ней правду. Тогда же с величайшим изумлением узнали они и о том, что Аполлинария Петровна прославлена за свою несгибаемую веру и преданность Искупителю в лике Российских новомучеников, пострадавших за Православную Церковь в период богоборчества.

На иконах эту целительницу часто изображают вместе с другими почитаемыми врачевателями: целителем Пантелеимоном, мучениками Космой и Дамианом, преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, святителем Лукой Крымским и прочими подвижниками.

Особенно интересен вариант иконографии, где святая мученица Аполлинария вместе с другими целителями представлена в ряде отдельных клейм, окружающих центральный образ иконы – Божию Матерь «Целительницу». Это достаточное редкое изображение, но оно очень впечатляющее. Увидев такую икону, о ней уже никогда не забудешь:

образ Божией Матери "Целительница" со святыми врачевателями
образ Божией Матери "Целительница" со святыми врачевателями
-4