Найти тему

Как возникла туристическая отрасль?… Часть 2: становление массового туризма, как мы его знаем

Оглавление

(Вот здесь 1-ая часть, до появления железных дорог.)

Вот источник возникновения массового туризма — железная дорога! Без роста коммуникация по суше никакой массовый туризм невозможен в принципе!
Вот источник возникновения массового туризма — железная дорога! Без роста коммуникация по суше никакой массовый туризм невозможен в принципе!

Чтобы путешествия приобрели ещё больший масштаб, без роста коммуникаций по суше не обойтись. А точнее, нужно ускорить по ней передвижение. На одних морских коммуникациях далеко не уедешь, человек — существо «сухопутное», даже до портового города надо же как-то добраться!… И XIX век ознаменовался существенным улучшением коммуникаций по суше — появились железные дороги, ставшие революцией в сухопутном передвижении. Конечно, родина железной дороги — Англия, но и другие страны тоже осваивали эту новую технологию. Так, «Санкт-Петербургские ведомости» о первой железной дороге из Петербурга в Царское Село писали:

60 вёрст в час! Страшно подумать! Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара.

(Верста — это единица измерения расстояния в России до перехода на метрическую систему, равная 1,0668 км.)

Появление скоростного перемещения по земле, со временем развивавшееся всё дальше и дальше, привело к возникновению массового туризма в его современном виде…

Как начинался современный массовый туризм?…

Этот самолёт принадлежал компании, названной в честь основателя современного массового туризма!…
Этот самолёт принадлежал компании, названной в честь основателя современного массового туризма!…
Есть
За границей
Контора
Кука.
Если
Вас
Одолеет
Скука
И вы захотите
Увидеть мир —
Остров Таити,
Париж и Памир, —
Кук
Для вас
В одну минуту
На корабле
Приготовит каюту,
Или прикажет
Подать самолет,
Или верблюда
За вами
Пришлет,
Даст вам
Комнату
В лучшем отеле,
Теплую ванну
И завтрак в постели.
Горы и недра,
Север и юг,
Пальмы и кедры
Покажет вам Кук.

Эти строки из «Мистера Твистера» Самуила Маршака здесь возникли не случайно, ведь та самая «контора Кука» является родоначальницей современного туризма в его современном понимании! И она смогла возникнуть именно благодаря железной дороге!…

Уже в 1841 г. англичанин Томас Кук организовал 20-мильную поездку (миля — это единица измерения расстояний в англоязычном мире, в США используемая и поныне, есть миля сухопутная и морская, длина сухопутной — 1,60934 км, морская миля — 1,852 км) по той самой железной дороге из Лестера в Лафборо — там проходил съезд общества трезвенников, куда входил и сам Томас Кук. Стоил билет 1 шиллинг в оба конца (шиллинг — это денежная единица в Британии, равная 12 пенсам и отменённая в 1971 г.), для детей — полшиллинга. Железная дорога, кстати, охотно согласилась на это предприятие, ведь это была неплохая рекламная акция для неё самой!… И ведь, помимо самой поездки, в билет входили чай и булочки в поезде, а ещё духовой оркестр.

И ведь Томас Кук этим предприятием преследовал одну конкретную цель. Путешествия и развлечения должны были отвадить народ от употребления спиртного — не до этого будет. А с железной дорогой Кук договорился так: скидка будет за счёт того, что будет очень много народу.

5 июля 1841 г. группа из 570 человек во главе с самим Томасом Куком и его сыном Джоном Мейсоном при параде двинулись в путь. В 22:30 того же дня эта группа, переполненная впечатлениями, вернулась домой! С этой даты и с этой поездки и принято отсчитывать историю современного массового туризма. Здесь мы видим довольно неожиданный первый состав туристического пакета: билет на поезд, питание, оркестр, плюс мероприятия на самом съезде. Ну, учитывая задачи, стоявшие перед Томасом Куком, состав понятен, в общем-то.

Событие вызвало большой интерес. Так в 1845 г. Томас Кук начал реализацию коммерческих туров. География поездок со временем расширялась: начались поездки до Ливерпуля, к которой прилагались поездка на пароходе и подъём на гору Сноудон. Ещё и путеводители выдал, к которым мы уже привыкли, а тогда это было в новинку!… А затем начались длительные поездки в Шотландию, там идея — Бёрнс и Вальтер Скотт. Это — начало историко-культурного туризма в его нынешнем виде.

Ко «Всемирной выставке промышленных работ всех народов» 1851 г. в Лондоне Томас Кук, чтобы разместить людей с учётом того, что с гостиницами договориться не получалось, взял в аренду клуб механиков и оборудовал там 1000 мест по шиллинг с четвертью каждый. Выставка окончилась успехом. На этом шествие Томаса Кука и массового туризма по Англии закончилось. Дальше уже начались туры в Европу, а затем и далее — визы-то появились только после Первой мировой войны, чтобы предотвратить распространение гриппа-испанки, а в США вообще вплоть до 1920-х гг. был неограниченный въезд — страна-то построена эмигрантами…

Но ещё до всего этого Джон Мейсон Кук, сын Томаса Кука, перенял у своего конкурента Генри Гейза систему туристических купонов, у Гейза не пошедшая, а вот у Куков сработавшая! Суть купонов была такой: ими можно было расплачиваться на месте и за питание, и за проживание, и за проезд. Это позднее переросло в уже хорошо знакомую систему туристических ваучеров. А в 1919 г. компания Куков смогла организовать первый тур с перелётом на самолёте по современному «чартерному» принципу!

Что придумали в СССР?

На этом фото — санаторий имени Орджоникидзе в Сочи, завершённый в 1937 г., а фонтан сделали только в 1939 г. И не случайно — санатории в СССР активно возводились!…
На этом фото — санаторий имени Орджоникидзе в Сочи, завершённый в 1937 г., а фонтан сделали только в 1939 г. И не случайно — санатории в СССР активно возводились!…

Кстати, о 1919 годе и Первой мировой войне. Ведь в результате распались 4 империи! Российская — среди них, но, в отличие от остальных, ей удалось переродиться под новой оболочкой — СССР. Цивилизационно место то же, но идеологическая начинка уже иная. Это породило новые формы туризма!…

Советская власть на заре своего существования говорила: туризм — это элемент массовой борьбы, общественно полезный отдых для восполнения трудовых ресурсов и воспитания как участников рабоче-крестьянского движения, так и их соратников! Это даже включили в социалистическое соревнование! На практике у нас получилось сочетание туризма с ликбезом. Цель маршрутов — охватить достопримечательности как можно больше населения, провести воспитательные беседы, направить на путь истинный. В соответствии с лозунгом «Нет туриста без журнала» фиксировали всё. Инфраструктура поначалу вновь не создавалась, использовали то, что осталось.

Туризм также использовался и как средство воспитания — проводились игры на природе: зимой это были лыжные соревнования, летом тема была выживание в лесу и вынос раненых. Поначалу чем-то подобным, кстати, были и пионерлагеря — они находились в полевых условиях, здания с распорядком дня во главе с легендарным "Артеком" появились уже позже. Туристические слёты по теме выживания на природе проводятся и сегодня, я в таких даже поучаствовал.

В 1930-е гг. начали развиваться курорты. Создавались гостиницы, пансионаты и санатории вроде имени Орджоникидзе в Сочи, что я поместил на фото. Однако их было не очень много — сказывалась убыточность массовых курортов, хотя это и противоречило коммунистической идеологии. В результате санатории, гостиницы и пансионаты становились престижными, за попадание в которые ещё побороться надо было. Как результат — начали складываться народные курорты в живописных местах, например, в Абхазии, там возникали самострои, куда стекались массы людей. Там жили и обслуживали сами себя, возникал стихийный базар. Развитие продолжилось и после войны, что привело к переполненному побережью. В ответ уже на это возник «дикий туризм» — палатки на диком берегу под открытым небом. Если помните ленту «Три плюс два» 1963 г. по пьесе Михалкова «Дикари», то вот она строится как раз на процессах, связанных с «диким туризмом».

Однако и «цивилизованный» отдых тоже рос. В 1960-е гг. в Подмосковье возникли пансионаты для отдыха выходного дня. Строились они, судя по тому, что я перечитал, когда писал магистерскую работу в МГУ, в основном на Клязьминском водохранилище для более короткого отдыха (оно и ближе к Москве) и Московском море для более длительного (Московское море — это на самом деле Иваньковское водохранилище, такое полуофициальное название, давшее имя одной из ж/д платформ на линии Петербург — Москва, из-за объёмов водохранилища, это для более длительного отдыха, так как оно находится рядом с границей Тверской области, тогда — Калининской). Тогда же появился самый известный историко-культурный маршрут современной России — «Золотое кольцо». Этот маршрут в 1967 г. составил журналист «Советской культуры» Юрий Бычков. Маршрут «москвоцентричен», выстроен-то вокруг Москвы. Последовательность, думаю, многие знают: Владимир — Суздаль — Иваново — Кострома — Ярославль — Ростов (сейчас Ростов Великий) — Переславль-Залесский — Загорск (сейчас Сергиев Посад). Иваново здесь — осколок тогда ещё действовавшей советской «идеократии»: присутствие идеологии чисто номинальное, она к тому моменту уже выдохлась, но пока ещё нужна. А в Иванове, до 1932 г. — Иваново-Вознесенске, и городом-то ставшем только в 1871 г., был центр рабочего движения, это тут действовал легендарный Иваново-Вознесенский совет рабочих депутатов. Собственно, основные памятники тут связаны с советским периодом, упор, насколько мне известно, делается на них, хотя и старинные вещи тут вроде тоже есть.

Что же из всего этого осталось? Санаториев стало меньше, но они ещё живы. Живы и пионерлагеря, пусть и несколько изменившись. Пансионатов стало меньше, например, о Клязьминском водохранилище я уже что-то давно не слышал. Даже знаю, что ж/д линию Мытищи — Пирогово, обслуживавшую эти пансионаты, закрыли в 1997 г. для пассажиров и позднее разобрали из-за падения пассажиропотока и массовой автомобилизации. «Золотое кольцо» вроде бы даже расширяется, и даже появилось понятие «канон Золотого кольца» — это то, что охватил Бычков. Про турслёты сказал — они живы. Китай, кстати, перенял «Красный туризм» — это поездки по нашим революционным местам, из которых позднее выйдет маоизм (ну, а кто Мао поддержал и помог прийти к власти?), в 2018 г. мне даже попалось почти полное купейный вагон китайцев в поезде Санкт-Петербург — Москва! Дальше идеологической начинки и следов советской сферы отдыха не видно…

Туристическая сфера сегодня

Сегодня многие путешествуют по всему миру, в том числе благодаря туризму! Вон сколько людей в новом международном терминале алматинского аэропорта!…
Сегодня многие путешествуют по всему миру, в том числе благодаря туризму! Вон сколько людей в новом международном терминале алматинского аэропорта!…

Вот честно, пытался найти историю возникновения туристических агентств. Не нашёл, всё, что есть, восходит к тому же Томасу Куку, но он основал модель туристических операторов. Тут стоит проговорить разницу между оператором и агентством: оператор поездки организовывает, а агентство эти уже подготовленные оператором поездки продаёт. Остаётся предполагать, что поначалу были офисы продаж при самом операторе, а затем, по мере развития, это переросло в образование агентств, как фирменных, так и общих.

А развиваться было куда! Туристическая сфера, конечно, испытывала проблемы из-за 2 мировых войн, но после 1945 г. дела у неё пошли так хорошо!… Операторов по всему миру стало возникать очень и очень много. Даже в СССР был свой оператор — «Интурист». Он появился ещё в 1930-х гг. и выполнял 2 задачи: обслуживать иностранных туристов в самом СССР и, намного реже, советских туристов за рубежом, которых было меньше в том числе из-за существования выездных комиссий, загранпаспорта выдавались ограниченно (кстати, латинская транскрипция имён и фамилий была на французском, так как у нас с Францией отношения были более-менее дружественными, и только в 1993 г. открылся свободный выезд из страны, хотя закон был принят Верховным Советом СССР, правда, в мае 1991 г. Вот только после этого выездной туризм стал таким же, как и в остальном мире. «Интуриста» это тоже коснулось — после эпохи приватизации он стал работать по той же схеме, что и западные компании.

Длительное время туризм был основан на различных массовых моделях, что привело к образованию туристических гигантов, питавшихся исключительно массовым туризмом, ориентированным на т.н. «средний класс». О них, кстати, совсем скоро поговорим. Модель эта успешно работала до распространения по всему миру, пожалуй, даже не Интернета, а телефонов на базе ОС Android, сделавших мобильный Интернет поистине доступным и удобным.

Во что же это вылилось? Ну, гиганты — это отдельная тема, о них позже. Просто формы туризма начали меняться! В моду вошёл полностью самостоятельный туризм, продлившийся в пиковом варианте до ковида. Но и там достаточно подводных камней, так что агенты и операторы живы и по сей день! Просто они, особенно мелкие и средние, приспособились к новой ситуации — предлагают новые идеи, более удобные для туриста.

Есть ещё одна причина, по которой операторы и агенты будут живы в туристической сфере ещё долго. Сфера ведь основана на человеческом взаимодействии! Тут много чего, не перечислить, однако меры, предпринимаемые турфирмами, позволят людям насладиться отдыхом в полной мере с минимальными потерями. А то и, может, вообще без потерь?…

Кстати, как вы сегодня взаимодействуете с туристическими компаниями?… Что вам больше всего важно в путешествиях и подготовке к ним?

Можно и подписаться на телеграм-канал, там тоже можно кое-что почитать на эту тему!…