Найти тему

Они внушают страх! Пять проектов основных танков СССР, о которых вы точно не знали!

Советский Союз славился своими достижениями в области военной техники, особенно среди основных боевых танков, таких как Т-55, Т-62. Однако за пределами известных моделей скрывается множество менее известных, но не менее интересных проектов танков, разработанных в советские времена. Эти прототипы и концептуальные разработки нередко оставались в тени, несмотря на свою инновационность и потенциальную значимость. 

В этой статье мы рассмотрим пять малоизвестных проектов основных танков СССР, которые могли бы оставить заметный след в истории бронетехники. Вы узнаете о их концепциях, технических характеристиках и причинах, по которым они так и не стали серийными образцами. Эти проекты олицетворяют собой дух инженерной мысли и амбициозные стремления советских конструкторов, которые стремились создать танки, способные изменить ход боя. Погрузитесь в мир забытых технологий и откройте для себя уникальное наследие советской военной промышленности!

Объект 490 «Тополь» - Две башни да четыре гусеницы

Новый вариант «Объекта 490» стал уже совсем другим танком. Топливный отсек, отсек систем двигателя и силовой установки, а также отсек основного вооружения расположили в передней части танка. Дальше располагался отсек автомата заряжания, а экипаж разместили в задней части танка. Танкистов, кстати, было всего двое: механик-водитель и командир. Экипаж остался бы в живых даже при тотальном «расстреле» машины с передней полусферы. 

Танк получил четыре гусеницы: он мог двигаться при повреждении двух гусеничных движителей (с противоположных сторон). В кормовой части отсека имелось два люка экипажа, люк механика-водителя снабжен иллюминатором для вождения. Машина получила два двигателя, выдававших суммарно весьма нескромные 2000 лошадиных сил. Это существенно больше, чем у Т-14: напомним, по имеющимся данным, он имеет двигатель 12Н360 переменной мощности: от 1200 до 1800 лошадиных сил. Перспективная машина в теории могла продолжать движение даже в случае выведение из строя одного из двигателей. 

Пожалуй, главным отличием боевой машины от почти что всех танков того времени была просто фантастическая огневая мощь. ОБТ получил сразу две башни. В передней располагалась 152-мм пушка 2А73, а в задней — 30-мм гранатомет. На ней также были установлены панорамический прицел с визуальным каналом и дневно-ночной телевизионный прицел. Кроме этого, танк получил два 7,62-мм пулемета ТКБ-666. Конечно, все это давало ему огромные возможности по поражению самых разных целей, в том числе — всех существующих и перспективных танков НАТО.

По имеющимся данным, танк получил надежную защиту от бронебойных подкалиберных (примерно 2000 мм) и кумулятивных снарядов (примерно 4500 мм). Во всяком случае, эти данные без указания конкретики приведены в источнике. В любом случае, в плане защищенности танк превосходил все существующие, и даже перспективные аналоги. Повышали живучесть комплекс активной защиты «Штандарт», а также мортиры системы «Туча».

Объект 477 - монстр со 152 мм.

Испытательный макет башни для Объект-477 с 152мм пушкой ЛП-83.
На шасси Т-72.
Испытательный макет башни для Объект-477 с 152мм пушкой ЛП-83. На шасси Т-72.

К началу девяностых годов в ХКБМ успели создать несколько вариантов проекта «Объект 477», также носивший имя «Молот». После распада СССР работы по теме «477» не остановились. Россия и Украина договорились о продолжении разработки перспективного танка. Было сформировано новое техническое задание, по которому начали проектировать «Объект 477А», также названный «Нотой».

Разработка «Ноты» осуществлялась в неудачный период. Недостаток финансирования и проблемы организации международной кооперации ограничивали темпы работ и не располагали к оптимизму. Наконец, в начале двухтысячных годов российская сторона решила отказаться от совместного проекта и перенаправить ресурсы на собственные разработки. К этому времени было построено до десяти макетных образцов, при помощи которых отрабатывались те или иные технические решения. Эти изделия были выполнены на базе существующих танков путем установки необходимого оборудования. Полноценные прототипы, отражавшие проектный облик нового ОБТ, построить не успели.

Разработка основного боевого танка «Объект 477» и его модификаций продолжается порядка 30-35 лет, но пока не привела к желаемым результатам. Удалось построить только десяток «неполноценных» образцов, причем появились они не менее 20 лет назад, и с тех пор ситуация почти не меняется. По всей видимости, в будущем все останется по-прежнему, и какие-либо прорывы ждать не приходится.

История проекта «Нота» прекрасно показывает реальное состояние украинского танкостроения и оборонной промышленности в целом. Страна все еще сохраняет конструкторскую школу, которая все еще может предлагать смелые и многообещающие идеи. Однако самостоятельная реализация таких идей оказывается невозможной ввиду ограниченного финансового и производственного потенциала. Кроме того, отсутствуют возможности для модернизации промышленности, восстановления потерянных компетенций и освоения новых направлений.

Объект 187 - прародитель Т-90

Опытный образец №6. Лобовая преграда частично разобрана, что позволяет рассмотреть ее конструкцию.
Опытный образец №6. Лобовая преграда частично разобрана, что позволяет рассмотреть ее конструкцию.

Формально будущий «Объект 187» являлся вариантом глубокой модернизации существующего танка Т-72Б. Фактически все было сложнее. Учитывая рекомендации профильных научных организаций и последние успехи промышленности, УКБТМ под руководством В.И. Поткина самым серьезным образом переработало исходную конструкцию. Предлагались новые варианты защиты корпуса и башни, разные варианты силового агрегата, перспективное вооружение и т.д.

Важной особенностью проекта «187» являлось его постоянное развитие. Конструкция все время дорабатывалась, и новые предложения проверялись на практике. В период с 1988 по 1992 годы было построено шесть опытных танков разной конструкции с отличающейся комплектацией. Далее планировались еще две машины, но их построить не удалось. По результатам испытаний целого ряда прототипов были определены оптимальные варианты облика техники, и затем готовый танк планировалось предложить заказчику.

Следует отметить, что новый проект должен был привести к появлению целого ряда бронемашин разного назначения. Шасси «Объекта 187» в дальнейшем планировалось использовать при создании различной новой техники. К примеру, вопрос создания боевой машины поддержки танков изначально прорабатывался в контексте шасси «187». Шесть построенных прототипов танка «Объект 187» заметно отличались друг от друга, но в их конструкции присутствовали общие черты. Предлагалось использование традиционной компоновки с центральным боевым отделением и кормовым моторным отсеком. При этом кормовое отделение пришлось удлинить в сравнении с Т-72Б из-за монтажа новых силовых агрегатов. Несмотря на удлинение корпуса, дополнительная пара опорных катков не понадобилась.

Основным оружием «Объекта 187» было перспективное 125-мм орудие-пусковая установка 2А66 с повышенными энергетическими показателями. От существующего 2А46 новое изделие 2А66 отличалось увеличенным казенником с каморой под усиленный заряд. Повышение параметров метательного заряда привело к необходимости использования дульного тормоза. При этом общие габариты пушки остались на прежнем уровне. Для орудия 2А66 разработали новый бронебойный подкалиберный оперенный снаряд 3БМ39. Проектировалась новая управляемая ракета 9М125.

Объект 172М-2М «Буйвол» - конкурент Т-72

-4

Параллельно с работами по доработке и постановке в серийное производство танка Т-72 «Урал» (объект 172М), КБ Уралвагонзавода с 1971 по 1975 год вело опытно-конструкторские работы по теме «Буйвол», направленные на дальнейшее совершенствование об.172М. Первый опытный образец машины был построен уже в 1972 году. Его получили путем коренной конверсии одного из опытных объектов 172. Всего в рамках этой работы были построены семь опытных образцов машины в трех конструктивных исполнениях, получивших шифр «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М».

Основной задачей при проведении работ было резкое повышение уровня ТТХ машины. Реализация идей привела к увеличению веса до 42 тонн по сравнению с 41 т объекта 172М. Однако увеличение массы машины не повлекло за собой ухудшение динамических характеристик. Установка форсированного до 840 л.с. двигателя В-46Ф (он же позднее В-67) производства ЧТЗ позволило не только компенсировать рост массы, но и поднять удельную мощность до 20 л.с. на тонну веса.

В настоящее время первый опытный образец «Объект 172-2М» находится в запасниках музея бронетанковой техники в Кубинке, фактически гниет на свалке. На настойчивые просьбы передать его в музей Уралвагонзавода, ГАБТУ отвечает категорическими отказами.

Объект 476 «Кедр» - в тени Т-64

-5

Объект 476 «Кедр» — советский опытный основной боевой танк. Разработан в конструкторском бюро Завода имени Малышева. Модернизация Т-64А с установкой двигателя 6ТД-1 мощностью 1000 л. с. Серийно не производился.

К 1979 году «Объект 476» прошёл межведомственные испытания. По результатам испытаний было принято решение о разработке конструктивных и технических решений по переоборудованию находящихся в производстве и проходящих капитальный ремонт танков Т-64А, Т-64АК, Т-64Б и Т-64Б1, а полученный научно-технический задел по конструкции новой башни использовать в дальнейшем при создании нового танка «Объект 478».

На танках «Объект 476» устанавливалась новая литая башня, имевшая комбинированный тип брони в лобовой проекции. Между стальными стенками размещались броневые пластины, заполненные полиуретаном. Впоследствии такая конструкция башни была использована при создании танков «Объект 478» и Т-80А.

Основное вооружение «Объекта 476» составляла 125-мм гладкоствольная танковая пушка 2А46. Возимый боекомплект составлял 42 выстрела. Пушка оснащалась стабилизатором 2Э26. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ с возимым боекомплектом 1500 патронов. Для борьбы с воздушными целями и легкобронированной техникой на башенке командира устанавливался 12,7-мм зенитный пулемёт НСВТ с боекомплектом в 300 патронов