ГРЕХИ ПО СТРАСТЯМ ПО СМЕРТНЫМ ГРЕХАМ.
Страсти считаются семью смертными грехами, то есть согрешениями, вызывающими отсутствие горнего спасения души по смерти, если в грехах этих тяжко не раскаялись и должным способом в них (особенно церковно) не исповедались и не преодолели их в своем поведении.
От составителя. О борьбе со страстями во всей полноте смотрите Добротолюбие конец тома первого, а также Т-2 и Т-3 и у св. преп. Иоанна Кассиана Римлянина «О постановлениях киновитян» книги 5-12.
Свт. Феофан Затворник о борьбе со страстями: « … Св. отцы говорят о нашем отношении к страстям. Люди говорят они, в отношении к страстям бывают трех родов: одни действуют по страстям, другие борятся со страстями и третьи искоренили страсти. Первые пребывают в смерти, вторые входят в живот, третьи вступили в область жизни и утопают в обильных притоках ея … Смотрите что делает садовник с молодыми корнями или прививками, - и делайте сами то же с собою и своей жизнью Христианскою … Во-первых надобно оградить его (росток) от вредных влияний со вне … Положили мы твердое намерение не грешить … Надобно теперь отстранить все что может поколебать сие намерение, - именно: изменить прежние обычаи и оставить привычки, которыми питались наши страсти, - построить новый порядок своему поведению … а паче всего предохранять себя от соблазнительных встреч с такими предметами, лицами вещами, кои могут возбуждать томящие нас греховные страсти … оградив сей росток … надо еще во вторых, питать его … То есть надо б делать вот что: 1. читать и слушать слово Божие и писания отеческие, равно как самим разсуждать о спасительных истинах и вести о том беседы с единомысленными людьми или лицами, опытнейшими в жизни духовной; 2. ходить, сколько это для кого возможно, - чаще в церковь Божию на Божественные службы, - и дома учредить уголок молитвенный, время молитвы и правило молитвенное; 3. никак не опускать ни одного представляемого случая к деланию добра или какому бы то ни было подвигу терпения или самоотвержения …». «Исторгаются страсти, но борьба не прекращается, - исторгаются из сердца, но не выходят из естества нашего и в нем остаются. Признак того что страсть исторгнута из сердца, есть – когда сердце начинает питать к страсти отвращение и ненависть»[i].
ГРЕХИ ПО ОТСУТСТВИЮ БОРЬБЫ СО СВОИМИ ГРЕХОВНЫМИ СТРАСТЯМИ.
Согрешил(а). Не боролся(лась) постоянно со своими греховными страстями.
Свт. Феофан Затворник об обязательности для дела спасения преодоления личных страстей даже в том случае если вы намного менее больны теми или иными страстями по сравнению с другими людьми: «В настоящей жизни каждый человек приходит в мир с особенным характером, - который, если рассматривать его в отношении ко греху, располагает душу по преимуществу к одному какому-нибудь порочному желанию, - источнику и всех других порочных желаний и действий. … ревнующая о самоисправлении душа по преимуществу и направляет все свои силы туда, откуда как из источника, истекает все зло, покрывающее ее, - к господствующей своей страсти, с ней борется, ее побеждать напрягается. А потому в день наград получает свой особенный, себе только свойственный венец, - венец кротости за победу над гневом, венец воздержания за победу над плотию, венец милосердия за победу над своекорыстием и проч. Вообще же получат сии венцы и воссядут на сии престолы только победители. Побеждающему, говорит Господь: дам сести со Мною на престоле Моем, якоже Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его. Есть люди от природы получающие известные добрые качества. Иной от природы кроток и незлобив, иной послушлив, иной другими украшен добродетелями от рождения. Такие не увенчаются за свои добродетели: они не трудились над собою, не побеждали себя, не потом и слезами возделали в сердце сии добрые качества, а получили их от Бога. Но увенчается только тот, кто от природы гневлив и приобретает незлобие, кто от природы наклонен к невоздержанию и является воздержным, кто от природы своенравен, а мы видим его благопокорливым и послушным. Таковый по истине есть великий победитель естества и мученик. Вот братие единственный путь, ведущий в царство Христово! Вот степени восхождения к престолу небесному! Кто нейдет по сему пути, тот идет не в царство Христово; кто не стоит на какой-нибудь из сих степеней, то еще не начинал восходить к небесному престолу. Все возседшие на Христовых престолах на небе, взяты от земли и пришли туда по сему пути, открытому нам Самим Иисусом Христом[ii].»
Согрешил(а). Не боролся(лась) с являющимися причиной всех прочих греховных страстей тремя основными страстями: сребролюбием, сластолюбием и славолюбием или властолюбием.
«Как кровь для волков, так власть для человека, не познавшего своих грехов». Из одной из богословских лекций профессора А. И. Осипова.
Очень подробно см.: «Святитель Феофан Затворник Вышенский о трех коренных греховных страстях: славолюбии, сластолюбии и сребролюбии; и о себялюбии как их главном источнике».
https://dzen.ru/a/ZvlaWgbsKxOe0Mcp
Согрешил(а). Не боролся(лась) с бессознательно глубоко усвоенными мною основными родовыми и национальными греховными страстями, и типичными греховными страстями характерными для моего поколения. Согрешил(а) тем, что с самого начала своей жизни легко унаследовал(а) в себе все эти греховные страсти, никак не боролся(лась) с ними, совсем не осознавал(а) их как грех, и всецело предавался(лась) им.
Например, для современных подростков и юношей «полностью усвоил (а) в себе основную греховную особенность своего юного поколения, состоящую в изнеженности с капризностью с тотальным произволом с ними связанным, и информационным гедонизмом без всякой меры с игорной зависимостью».
Или для более старших поколений «полностью усвоил (а) в себе во всю свою жизнь, основную русскую национальную отрицательную особенную греховную страсть, а именно сугубую склонность к безрассудному разгулу и предерзкую широту души в нем, а также предерзкую же греховную щедрость, связанную с этим разгулом и безрассудством».
Или, другой пример, «усвоил(а) себе родовую страсть горького гнусного пьянства и предерзкого пожирания душ ближних «в снедь хлеба» с ней связанную; и не боролся(лась) с этой порочной страстью, и в этом своем свойстве был(а), к сожалению, полностью доволен(льна) собой и хвалился(лась) собой».
Или, «до начала воцерковления грешил(а) тотальным внутренним развратом по отношению ко всем Заповедям Закона и Веры».
Прости мя, честный отче.
Определение греховных страстей
Святителем Феофаном Затворником Вышенским.
https://dzen.ru/b/ZvlXaQbsKxOezLGQ
Святитель Феофан Затворник о смертных грехах.
https://dzen.ru/b/ZvlZcoiEvxDQe6wF
Святой Преподобный Иоанн Лествичник о четкой последовательности в погружении во грехи и встречной борьбе с одержанием порочными страстями.
https://dzen.ru/b/ZvlYGtMJVHgGTNcr
Святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин о том, в какой основной связи находятся страсти по смертным грехам.
https://dzen.ru/b/ZvlXuIeFlE4bmXiy
Слово Божие (цитаты из Библии) о борьбе со страстями:
https://azbyka.ru/duxovnaya_borba
https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty-iz-biblii/590
Святые отцы о борьбе со страстями:
https://pravoslavie.ru/59830.html?ysclid=m4qq271gv9250665454
[i] См. Внутренняя жизнь. Слова епископа Феофана. - М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1893. (Репринт). с. 25, 27, 28, 104.
[ii] См. Свт. Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. Слова епископа Феофана. - М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1893. (Репринт). - с. 36-37.
Приводится из книги:
В ПОМОЩЬ ИСПОВЕДУЮЩЕМУСЯ И ИСПОВЕДНИКУ. УДОБНЫЙ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ИСПОВЕДИ ПОЛНЫЙ СВОД СВЯТООТЕЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ СОГРЕШЕНИЙ, ГРЕХОВ И ПРЕГРЕШЕНИЙ ПО ТРАДИЦИОННЫМ РАЗДЕЛАМ, С ПОЯСНЕНИЯМИ, РАЗЪЯСНЯЮЩИМИ ЦИТАТАМИ И КРАТКИМИ КОММЕНТАРИЯМИ.
составитель Иванилов А.Д.
ВЫПУСК ПЕРВЫЙ.
ПОЛНЫЙ СВОД СВЯТООТЕЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ СОГРЕШЕНИЙ, ГРЕХОВ И ПРЕГРЕШЕНИЙ ПО СЕМИ ГРЕХОВНЫМ СТРАСТЯМ.
В ворде в виде наиболее удобном для чтения виде эту книгу полностью можно найти по следующей ссылке:
https://vk.com/public216334998?w=wall-216334998_302
Эта книга отдельными удобочитаемыми постами и статьями выкладывается в следующих пабликах и группах в социальных сетях.
Группа «В помощь исповедующемуся» в ВК: https://vk.com/club227554836
Паблик «В помощь генерально исповедующемуся» в ВК: https://vk.com/public216334998
Группа «В помощь исповедующемуся» в ОК: https://ok.ru/group/70000007567167
«В помощь исповедующемуся» на моей авторской страничке в Яндекс Дзен: https://dzen.ru/suite/9178bf76-1816-4fae-bc3e-7caa8cd67184
Группа «В помощь исповедующемуся» в Телеграм: https://t.me/+Y3LyeGymJCRiZjY6
От составителя.
Кому угодил с предоставленной информацией, убедительно прошу Ваших молитв о помощи Божией в продвижении содержания этой моей книги в Интернете и добром окончательном издании ее.
Александр Иванилов.