Очень часто мне приходится иметь дело с предметами старины. В большинстве из них меня привлекает даже не история, предназначение или степень древности, а более мелкие детали, те, которые не свойственны обществу, современником которого я являюсь.
И как раз в галерее моего телефона скопилось достаточно материала, чтобы написать статью по этому поводу. А почему бы и нет? Тем более я всегда стараюсь дать в своих статьях как можно больше авторского контента с личными фотографиями, пусть не всегда это и получается.
Например, что можно увидеть на упаковках товаров современных производителей? Их логотип, рекламу, состав и характеристики продукта. Это сильно отличается от того, что можно было встретить на упаковках товаров 50-60-х годов прошлого века. А если говорить о дореволюционных товарах, то на них нередко наносились медали, выигранные производителем на промышленных выставках.
На фотографии, которая была приведена выше, особый интерес представляет даже не агитационный плакат, направленный на уничтожение «кулачества», а Государственный Акт о «вечном» пользовании землёй колхозами. Действительно, «вечном»! Как говорится, «никогда не говори никогда».
Важной составляющей государственной политики в СССР была пропаганда — система мер по идеологической работе с населением. Однако не стоит сразу воспринимать пропаганду как что-то негативное.
Основой советской пропаганды был ленинизм-марксизм, но она также включала в себя политику просвещения населения, повышения уровня грамотности и распространения современных достижений науки и техники. Всё это способствовало улучшению качества жизни людей, что само по себе уже является положительным моментом.
Для меня самым интересным здесь являются инструменты, с помощью которых осуществлялась идеологическая работа. Радио, телевидение, газеты, плакаты на улицах, музеях, школах и так далее — всё это понятные и логичные вещи, но вот что действительно удивительно, как советской власти удавалось сделать из обычных бытовых вещей настоящие пропагандистские инструменты.
Сегодня мы затронем лишь несколько таких инструментов. Начнём с посуды. Да-да-да! Советская власть активно в своей просветительской и идеологической работе использовала посуду. На посуду наносились советские символы, лозунги, призывы, гимны, вожди и так далее.
Одна из первых работ, опубликованных Лениным после прихода к власти, называлась «Первые шаги». В своё время она произвела на меня сильное впечатление. В этой работе Ленин прямо говорил о том, что раньше рабочих угнетал царский режим, и им приходилось работать по 14 часов, чтобы буржуи могли наслаждаться жизнью.
Однако теперь, по словам Ленина, наступит новая эра, в которой будет светлое будущее. Правда, для этого всё ещё нужно будет работать по 14 часов, и рабочие по-прежнему будут считаться эксплуатируемым классом. Но теперь они будут трудиться не на буржуев, а ради светлого будущего.
По сути, Владимир Ильич утверждает: «Дорогие друзья, в вашей жизни ничего не изменится. Просто ужасный, кровавый и бесчеловечный империалистический капитализм сменится на добрый, светлый и вечный социализм».
Действительно, один режим сменился на другой, одну идеологию заменила другая. На фото, прикрепленном ниже, мы сможем увидеть даже замах на замещение диктатуры пролетариата религии и монархии, хотя суть лозунга осталась прежней, дореволюционной, вот только слова поменяли: «Царству рабочих и крестьян не будет конца».
В Советском Союзе, помимо политической пропаганды, активно продвигались различные национальные проекты: электрификация, коллективизация, индустриализация и другие. Всё это тоже находило своё отражение на различных бытовых вещах.
Например, на бумажных конвертах граммофонных пластинок.
Эта простая вещь могла служить рекламой сберегательных вкладов. В то время реклама этих вкладов была настолько привычной и надоедливой, что через много лет известный кинорежиссёр Леонид Гайдай использовал её в своём бессмертном произведении «Иван Васильевич меняет профессию», тем самым сатирически обыграв этот момент.
Но у конвертов к граммофонным пластинкам было своё огромное преимущество в отличие от посуды — на них можно было печать и рекламу определённой продукции, как показано на фото ниже.
Обратите внимание на тираж, указанный внизу: 1.000.000 штук!
Как мы видим, советская агитация не ограничивалась только традиционными средствами массовой информации, но и применяла более сложные методы. Этот факт делает изучение данной темы особенно интересным, учитывая, что подобные подходы в наши дни практически не используются.