Найти тему

Про капли, попавшие на футболку. И про то, какой Серафим разный дома и в общественных местах

День добрый. Сегодня очень интересная тема.

Мысль её обсудить появилась ещё на позапрошлой неделе после субботнего визита к нам двух кураторов из школы самостоятельности, где Серафим обучается социально-бытовым навыкам.

Появились вопросы, на которые у меня пока нет ответов. И какое-то лёгкое недоумение.

А на днях увидела, что очень похожую тему обсуждают в одном чате.

Мама ребёнка с аутизмом написала: "У меня есть сын шести лет, в впридачу к диагонозу ещё и сдвг.

Постоянно ходит за мной, задаёт одни и те же вопросы, просит меня повторять одно и то же.

Не позволяет переставлять вещи в доме. Я должна сидеть только на том стуле, на котором всегда сижу, когда мы с ним занимаемся.

Но появилось что-то новое, чего раньше не было: стал постоянно переодеваться. Попала на футболку капля воды или чая, сразу её снимает. И потом ни за что не наденет.

За день расходует почти весь свой гардероб. Что это? Откуда взялось? Может быть окр? Как и чем убрать? Или само пройдёт?"

Я не врач, у меня нет медобразования. Я не могу сказать точно, окр это или нет. Но знаю одно - с такой проблемой сталкиваются многие родители, дети которых имеют диагноз аутизм.

И вроде как вопрос про непереносимость капель от воды и еды на одежде входит в диагностический опросник по выявлению диагноза.

Я заполняла такой. Да, точно был вопрос где-то в начале.

И я поставила плюсик, потому что сын как раз в 5-6 лет начал очень часто переодеваться, объявляя мне: "Капля."

И таких капель за день было довольно много. Руки помыл - нужна новая футболка. Чай попил - опять бежит к шкафу.

И я не знала, что с этим делать.

А тут как раз пришло время идти в школу, в нулевой класс.

И поначалу я была уверена, что сын мой там будет вести себя как-то иначе.

Но было всё то же самое.

Один раз зашла на перемене. Увидела, что он без футболки. Сменной не положила, специально, чтоб отучить переодеваться.

Спросила: "А почему ты в таком виде?"

Ответил: "Я сушу. Вон там, на батарее."

Объяснила, что так нельзя ходить в общественном месте. И попросила немедленно одеться.

Оделся. И больше не снимал с себя одежду в школе.

А дома продолжал ещё почти год.

Итого два с лишним года мы боролись со всякими каплями, пятнами и прочими неприятностями.

Фото автора
Фото автора

Ну зато сейчас может ходить по локоть мокрый. И ничего.

На днях весь облился, пока мыл посуду, и пошёл в таком виде спать, пожелав мне спокойной ночи.

Но я, естественно, его остановила и попросила снять одежду, которую нужно было не просто сушить, а сначала отжать.

Собственно, ничего я не делала, чтобы это навязчивое прошло. Просто создала такую ситуацию, при которой переодеться было невозможно.

То есть не подкрепляли поведение, не заостряли на нём внимание.

И всё прошло. И больше не возвращалось. Не сразу, конечно, прошло, потребовалось какое-то время.

Да и многие родители замечают, что дети дома ведут себя совсем не так, как в саду или в школе.

Там они почему-то забывают про капли. Могут прыгать по лужам, ходить мокрыми, грязными. И не испытывают от этого дискомфорта.

Ну а теперь, собственно к тому, что меня озадачило после визита кураторов.

Мы с ними тоже заполняли опросник. И я рассказывала об особенностях Серафима. О том, как он себя ведёт дома.

И вот был там вопрос о культуре питания.

Я не могла не сказать, что по-прежнему дома время от времени ест руками. Стоит мне только отвернуться, вылавливает из супа картошку и прочие овощи.

И что, вы думаете, мне на это ответили?

"А вы, случайно, на сына не наговариваете? Он ест всегда аккуратно. Пользуется столовыми приборами."

Я это тоже замечала, что в общественных местах он ведёт себя как-то иначе. в кафе, например, или в ресторане.

Может, конечно, считает, что руки всё равно грязные, хоть он их и помыл.

А дома совсем расслабляется и ведёт себя так, как хочет. Как ему нравится.

Но почему? Вот это для меня загадка.

Ведь я не разрешаю, постоянно делаю замечания. Ещё бы кто их слушал. В одно ухо влетает, в другое вылетает.

А ваши дети меняли одежду, когда на неё попадала хоть одна капля? Как с этим справлялись?

Замечали, что вне дома они ведут себя как-то иначе, совсем не так, как дома? Чем это можно объяснить?

У меня пока нет объяснений. Я ведь воспитываю человека, прививаю ему культурные навыки. И он их использует где-то там, где меня нет. И люди потом удивляются, тому, что рассказываю.