День добрый. Сегодня очень интересная тема.
Мысль её обсудить появилась ещё на позапрошлой неделе после субботнего визита к нам двух кураторов из школы самостоятельности, где Серафим обучается социально-бытовым навыкам.
Появились вопросы, на которые у меня пока нет ответов. И какое-то лёгкое недоумение.
А на днях увидела, что очень похожую тему обсуждают в одном чате.
Мама ребёнка с аутизмом написала: "У меня есть сын шести лет, в впридачу к диагонозу ещё и сдвг.
Постоянно ходит за мной, задаёт одни и те же вопросы, просит меня повторять одно и то же.
Не позволяет переставлять вещи в доме. Я должна сидеть только на том стуле, на котором всегда сижу, когда мы с ним занимаемся.
Но появилось что-то новое, чего раньше не было: стал постоянно переодеваться. Попала на футболку капля воды или чая, сразу её снимает. И потом ни за что не наденет.
За день расходует почти весь свой гардероб. Что это? Откуда взялось? Может быть окр? Как и чем убрать? Или само пройдёт?"
Я не врач, у меня нет медобразования. Я не могу сказать точно, окр это или нет. Но знаю одно - с такой проблемой сталкиваются многие родители, дети которых имеют диагноз аутизм.
И вроде как вопрос про непереносимость капель от воды и еды на одежде входит в диагностический опросник по выявлению диагноза.
Я заполняла такой. Да, точно был вопрос где-то в начале.
И я поставила плюсик, потому что сын как раз в 5-6 лет начал очень часто переодеваться, объявляя мне: "Капля."
И таких капель за день было довольно много. Руки помыл - нужна новая футболка. Чай попил - опять бежит к шкафу.
И я не знала, что с этим делать.
А тут как раз пришло время идти в школу, в нулевой класс.
И поначалу я была уверена, что сын мой там будет вести себя как-то иначе.
Но было всё то же самое.
Один раз зашла на перемене. Увидела, что он без футболки. Сменной не положила, специально, чтоб отучить переодеваться.
Спросила: "А почему ты в таком виде?"
Ответил: "Я сушу. Вон там, на батарее."
Объяснила, что так нельзя ходить в общественном месте. И попросила немедленно одеться.
Оделся. И больше не снимал с себя одежду в школе.
А дома продолжал ещё почти год.
Итого два с лишним года мы боролись со всякими каплями, пятнами и прочими неприятностями.
Ну зато сейчас может ходить по локоть мокрый. И ничего.
На днях весь облился, пока мыл посуду, и пошёл в таком виде спать, пожелав мне спокойной ночи.
Но я, естественно, его остановила и попросила снять одежду, которую нужно было не просто сушить, а сначала отжать.
Собственно, ничего я не делала, чтобы это навязчивое прошло. Просто создала такую ситуацию, при которой переодеться было невозможно.
То есть не подкрепляли поведение, не заостряли на нём внимание.
И всё прошло. И больше не возвращалось. Не сразу, конечно, прошло, потребовалось какое-то время.
Да и многие родители замечают, что дети дома ведут себя совсем не так, как в саду или в школе.
Там они почему-то забывают про капли. Могут прыгать по лужам, ходить мокрыми, грязными. И не испытывают от этого дискомфорта.
Ну а теперь, собственно к тому, что меня озадачило после визита кураторов.
Мы с ними тоже заполняли опросник. И я рассказывала об особенностях Серафима. О том, как он себя ведёт дома.
И вот был там вопрос о культуре питания.
Я не могла не сказать, что по-прежнему дома время от времени ест руками. Стоит мне только отвернуться, вылавливает из супа картошку и прочие овощи.
И что, вы думаете, мне на это ответили?
"А вы, случайно, на сына не наговариваете? Он ест всегда аккуратно. Пользуется столовыми приборами."
Я это тоже замечала, что в общественных местах он ведёт себя как-то иначе. в кафе, например, или в ресторане.
Может, конечно, считает, что руки всё равно грязные, хоть он их и помыл.
А дома совсем расслабляется и ведёт себя так, как хочет. Как ему нравится.
Но почему? Вот это для меня загадка.
Ведь я не разрешаю, постоянно делаю замечания. Ещё бы кто их слушал. В одно ухо влетает, в другое вылетает.
А ваши дети меняли одежду, когда на неё попадала хоть одна капля? Как с этим справлялись?
Замечали, что вне дома они ведут себя как-то иначе, совсем не так, как дома? Чем это можно объяснить?
У меня пока нет объяснений. Я ведь воспитываю человека, прививаю ему культурные навыки. И он их использует где-то там, где меня нет. И люди потом удивляются, тому, что рассказываю.