Или КИРПИЧ ФАЛЬКОНЬЕ, "стеклоблок".
Во времена моего детства и юности эти архитектурные элементы в виде окон, проёмов и стен, созданных из квадратных стеклянных кирпичей, присутствовали в очень многих сооружениях. В нашей школе, например, их было предостаточно.
Выражаясь языком строителей, структурным элементом всего этого великолепия является стеклоблок - изделие с герметически закрытой полостью, образованной в результате соединения двух отпрессованных пластин из толстого (до 1 см) стекла.
Поскольку это всё-таки стекло, из подобных прозрачных и полупрозрачных кирпичей можно делать только ненесущие стены, зато как внутренние, так и наружные, ибо за счёт наличия воздушной полости они обладают довольно низкой теплопроводностью. Плюс ко всему, такие блоки гораздо более прочные, чем обычное оконное или витринное стекло. Хотя, конечно, это как ударить.
Предполагалось, что разбитые блоки можно аккуратно извлечь из стены, заменив на новые. Но это как с СОБЯНИНСКО ПЛИТКОЙ - никто и никогда не занимается подобными глупостями, люди либо ходят до последнего по убитому тротуару, либо перекладывают, практически, новое покрытие целиком из-за одного треснувшего кирпича. (Во времена "лихих 90-х" разбитые и полуразбитые стеклянные квадраты просто заделывали цементом.)
Такие стеклоблоки весом от 2,5 до 4,3 кг при стандартных размерах 9 × 19 × 8 см или 24 × 24 × 8 см у нас в стране выпускали в огромных количествах и самого разного фасона.
Но я почему-то никогда не видел и не слышал о том, что они бывают какой-то иной формы. Хотя изначально именно это и предполагалось.
Выпускать их впервые начали в США, на предприятиях компании Luxfer Prism Company, принадлежащей Джеймсу Ж. Пенникуику. Ему принадлежит патент № 312.290 от 17 февраля 1885 г. «Для улучшения окна стекла». Но он изначально делал ставку не на параллелепипед, а на призму, которая должна направлять солнечный свет вглубь комнаты, дабы уменьшить потребность в искусственном освещении.
Причём, как утверждают некоторые авторитетные источники, изначально Пенникуик преследовал цель с помощью таких призм создать горизонтальные окна - для освещения подвальных помещений, где вкалывали рабочие.
(Нечто подобное, очень похожее, я видел на улице Баумана в Казани - помните, по бокам тоже есть полоса таких же стеклянных блоков, правда, в куда более убогом состоянии.)
Параллельно с этим в Швейцарии нечто подобное создал архитектор Гюстав Фальконье, которые предложил ромбоидную форму блоков. Именно эти образцы были заимствованы нашими архитекторами в конце XIX века под названием БЛОКОВ ФАЛЬКОНЬЕ.
Некоторое время интерес к этим изделиям был весьма велик, потом он несколько угас, но до сих пор, говорят, в Москве кое-где можно встретить остатки былой роскоши ещё с того самого периода.
Технологию производства таких кирпичей описывать не буду, суть её упирается всего лишь в температуру плавления стекла 1480-1500 °C, а цвет получают, добавляя соли различных металлов.
Правда, сам эпоним БЛОК ФАЛЬКОНЬЕ давным-давно не используется, и не факт даже, что его знают инженеры-строители, не говоря уже про мастеров и рабочих. Но вы теперь знаете, как можно назвать обычный (или необычный) стеклянный кирпич.
Гюстав Фальконье (6 июля 1845 - 10 апреля 1913) - швейцарский архитектор, изобретатель и политик.
Родился в пригороде Женевы, Швейцария. Учился в Лозанне, потом в Мюнхене и Париже, закончив там Школу изящный искусств.
В 1870 году, во время Франко-прусской войны, вернулся на родину и открыл архитектурное бюро. Там он вошёл в Совет общин от радикальной партии, а затем был избран в муниципалитет Ньона.
Для самого Фальконье архитектурная деятельность была, скорее, хобби, нежели чем-то более серьёзным. Но именно она позволила ему разработать и запатентовать несколько изобретений на конструкции лёгкой кладки, железобетонных полов и, особенно, на кирпичи из выдувного стекла (патент Швейцарии 212 от 27 декабря 1888), что в итоге принесло ему мировую славу.
БЛОКИ ФАЛЬКОНЬЕ производили на заводах компании Falconnier. Они имели множество преимуществ перед стандартными, глиняными: малый вес, оптимальную прозрачность, позволяющую решить проблему дневного освещения, хорошую звуко- и теплоизоляцию, отличную долговечность и превосходные эстетические качества.
Поэтому на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году и Всемирной выставке в Париже в 1900 году эти изобретения были удостоены высших наград.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!