Об этом в 1931 году даже Times предупреждала.
То был разгар Великой американской депрессии и время феерических новогодних вечеринок, которые Архитектурное общество изящных искусств устраивало (основанное в 1894 году, Общество обосновалось в старой конюшне на 75-й улице между Парк-авеню и Лексингтон-авеню).
Традицию устраивать тематические костюмированные вечеринки архитекторы утвердили с 1914 года - бал "Венеция сквозь века". Потом были "Северная Африка" (1928), "Наполеоновские церемониалы" (1929), "Ренессансное зрелище" (1930).
23 января 1931 года темой бала стала "Fête Moderne - фантазия в серебре и пламени", которая должна была ознаменовать начало новой эры архитектуры... и новой эпохи финансового уныния (в 1932 году темой был выбран уже колониальный период - Ван Ален пришел с мечом в руках, одетый в шелковое парчовое пальто и панталоны, с огромной шляпой в голландском стиле, кружевными манжетами и воротником).
Но пока шел 1931 год и "модернистская, футуристическая, кубистская, альтруистическая, мистическая, артистическо-архитектурная, мимическая интерлюдия, изображающая архитектурный силуэт Нью-Йорка" была возможна. Архитектор Кеннет Мерчисон управлял оркестром из пневматических клепальных станков, трубопроводов горячего пара, корабельных гудков и кувалд, а кукольник и иллюстратор детских книг Тони Сарг показывал шоу роботов-марионеток, сделанных из металлических лент.
Два десятка архитекторов приехали на сие действо в костюмах зданий, которые они спроектировали. Честер Олдрич пришел в образе "Юнион-клаба" на 69-й и Парк-авеню; Уильям Лэм - в костюме "Эмпайр-стейт-билдинг"; Стюарта Уокера было почти не видно в черно-белом зиккурате, стоящем наверху "Фуллер-билдинг"; Леонард Шульце был увенчан ракетоподобной короной в форме одной из башен "Уолдорф-Астория"; Эли Жак Кан интригующе выглядывал из-под похожей на замок вершины "Сквибб-билдинг"; у Ральфа Уокера на голове была ар-деко-башня небоскреба на Уолл-стрит, 1... Артур Джей Эрвин, подрядчик по отоплению, приехал в образе "котла низкого давления", Кеннет Мерчисон - в костюме образцового многоквартирного дома, Джозеф Фридлэндер - в нелепом горизонтальном макете неогеоргианского здания Городского музея Нью-Йорка (он никогда не проектировал небоскреб, поэтому поставил музей себе на голову), Джеймс О’Коннор и Джон Килпатрик были аки башни-близнецы "Бозар-Эпартментс", а Томас Гиллеспи - в наряде дыры, представляюще из себя некую безымянную станцию метро.
Но все они лишь аккомпанировали звезде ночи Уильяму ван Алену, явившемуся на бал в костюме из сделанных из кожи и огненно-красного шелка плаща и сапог в стиле Бака Роджерса (герой комикса Филиппа Фрэнсиса Новлана, впервые появившийся в ежедневных газетах США 7 января 1929 года; Бак Роджерс - главный исследователь космоса). Плащ был украшен гибкими пластинами из того же экзотического дерева, что и интерьер лифтов в "Крайслер-билдинг" и изображал двери здания, а эполеты повторяли орлиные головы на 61‑м этаже небоскреба, а на голове архитектора интригующе шаталась корона (возвышалась над макушкой как минимум на метр) - точное изображение верхних этажей башни и шпиля.
Билет на бал стоил 15 долларов (мест свободных не было). Начиная с полуночи его транслировали в прямом эфире по радио WABC, но, увы и ах, сохранились лишь отрывочные описания и только несколько фотографий.