Найти в Дзене

Когда двум особенным девочкам-близняшкам не стоит ходить на занятия вместе

Оглавление

Понимаю школьных учителей, которые жалуются, как им сложно вести уроки, когда дети в классе - ну слишком разные.

Я, конечно, не имею в виду их внешность и характеры… хотя насчёт характера можно спорить хоть до посинения, и психологическая атмосфера в коллективе ой как важна. И не про социальное неравенство, когда в одном классе могут собраться как дети депутатов и министров местного разлива, так и дети людей с достатком ниже среднего.

Сейчас я говорю об "уровне развития" тех или иных детей. Ну правда же, любому учителю сложно давать и объяснять материал классу, когда кто-то вникает с первого раза, а кто-то… даже таблицу умножения в седьмом классе не знает. Или пишет само слово "диктант" с четырьмя ошибками. Или постоянно путает названия стран и городов.

Это так, к слову… Я знала в детстве такого ребенка. Обычная девчонка 14-ти лет, моя одногруппница в музыкальной школе. Учитель по музлитературе задала вопрос об одном грузинском композиторе, в какой стране он жил. А девочка ответила:

- В ТбилиссиИ!

Ну, это, наверное, была случайная ошибка, и человека можно простить. Не была там, нет друзей и знакомых оттуда, или просто географию не любила (кстати, я тоже не любила). И в принципе, о композиторе она всё правильно рассказала (а предмет был - музлитература, а не география). Да и вообще, мало среди нас гениев, которые никогда и ни в чём не ошибаются!

Но когда человек постоянно делает во всём ошибки по незнанию, непониманию и по "нежеланию вообще что-то знать и понимать" - это, конечно же, любого раздражает (не только педагогов)…

А для самого педагога самым неприятным обстоятельством является то, что вот такие ребятки учатся в одном классе со всеми детьми, по одной программе, и требования ко всем - одинаковые.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Вот, кстати…

Отчасти именно по этой причине одна моя знакомая уволилась из школы. И теперь работает дневным воспитателем в стационаре нашего специализированного учреждения для детей с особенностями развития.

И, между прочим, не жалуется. Хоть и зарплата - в разы меньше, и дети - в разы сложнее, но зато никто с нее не требует результатов. Главное - следить за ребятками, чтобы ни себя, ни других не укокошили, и вовремя разводить их по занятиям и медицинским процедурам.

Насчет зарплаты - не расстраивается, у нее и муж, и сын хорошо зарабатывают, а она не хочет дома сидеть.

В общем, как всегда, углубилась в не очень нужные детали, даже в чужой кошелек залезла, хотя изначально захотела написать немного о другом.

А упомянула школьный класс лишь из-за того, что хотела сделать акцент на различных уровнях развития детей.

А что у нас?

В нашем богоугодном заведении - разнообразие в этой теме просто колоссальное!

В стационары могут приезжать как вполне сохранные дети, которые даже школьную программу усваивают (но это крайне редко), так и те ребята, которые в 6, 8, 10 лет обращенную речь не понимают и обуваться самостоятельно не умеют, какие уж там учебные навыки! Но тут ведь дело не в самом ребенке, а в его диагнозе (который теперь, к сожалению, для педагогов обязан быть неизвестным).

Психологи, логопеды, дефектологи разумеется - берут таких ребят строго на индивидуальные занятия (иначе никак).

А педагоги нашего кружкового отдела - ну никак не могут брать всех-всех-всех детей на индивидуальные занятия. Ведь у каждого педагога - свое направление, "взаимозаменяемости" - не предусмотрено, а творческие кружки в программе у детей распределяются по принципу "всем и всё". И получается, что если все будут ходить индивидуально на каждое творческое занятие, то у каждого педагога в сутках должно быть не 24 часа, а 54! При этом 53 из них - рабочие!

Вот и приходится крутиться-вертеться, чтобы каждый ребенок получил положенную ему услугу! И ставить на одно занятие по двое - по трое. Ну и групповые ("мастер-классовые" - занятия само собой).

И еще один сложный момент!

Учитывая то, что диагнозы и характеристики детей теперь держатся под строгим секретом, составлять расписание детям стало ужасно проблематично.

Как и кого объединять в группы, пары и тройки, когда на картах-первичках мы видим только фамилию и возраст? И далеко не все попавшие в смену дети нам знакомы!

Ну да, можно по возрасту объединить (допустим, шестилетнего и пятилетнего)!

Но ведь может так оказаться, что пятилетний будет, пусть и заикаясь, рассказывать "Краденое солнце" наизусть и с выражением, а шестилетний - бегать с криком по кабинету, вокализируя и кусая углы столов (не шучу, у нас в театральном кружке была подобная ситуация)!

Это нормально, когда на одно занятие попадает такая неудачно сформированная парочка? По-моему, нет! Ведь вместо того, чтобы разучивать с "говорящим" пятилеткой стихотворения и заниматься речевыми упражнениями (что, в принципе, как раз самое полезное для ребенка!), учительница вынуждена бегать за кричащим шестилеткой и следить, чтобы он не разбил себе лицо об очередной стол или шкаф. Ну и чтобы на второго ребенка не набросился (а, судя по поведению, вполне мог).

А если еще добавить факт, что в это время в другом углу кабинета идет занятие по лепке у другого педагога с двумя писклявыми малышами, а я - у моего уютного столика у окна занимаюсь оригами с большими и громкими девочками-подростками… уууу, полный "абзац" получается!

Еще веселее, когда, в это же время, за одной стеной (по соседству) громко играет русская гармошка и грохочут ложки на занятии по музыкотерапии, а за другой стеной - орёт навзрыд и бьется ногами (как раз в эту стену) очередной сложненький аутичный мальчик в кабинете дефектолога. У-ля-ля! И такая дребедень - целый день…

Ладно, не буду об этом. Ведь уже многие мои дорогие читатели удивлялись и негодовали, узнав о том, что в одном кабинете занимаются сразу несколько специалистов…

А ведь, по логике, с ТАКИМИ детьми приемлемый вариант только один: один кабинет - один ребенок - один педагог.

Вика и Ника

Виктория и Вероника, сестренки-близнецы (или двойняшки), 5 лет, ментальные нарушения.

Да, к сожалению, бывает такое, что оба ребенка из одной семьи вынуждены обращаться в учреждения, подобные нашему. Лежат в стационаре с мамой.

Красивые девочки-куклы, похожи друг на друга внешне (Вика - чуть более упитанная, а у Вероники - волосы длиннее, так и различаю).

Еще до того, как "утрясали" расписание занятий, мама девочек приходила к нам и просила обязательно ставить девочек на занятия вместе.

- Что, так дружны, что не могут друг без друга? - с улыбкой спрашивает коллега.

- Не совсем, - отвечает мама, - нууу, Вичка обычно помогает Ничке, и мне так спокойнее. Да и удобно: не распыляешься, водишь всех к одному времени, а не бегаешь по этажам.

- Но ведь, мамы и приезжают для того, чтобы "бегать по этажам", - нежно и вежливо говорит коллега, - бегать и следить за расписанием. Для этого и придумали отделения "матери и ребенка", где мамам и питание, и кроватки, и полное бытовое обслуживание обеспечивают, чтобы они могли посвящать себя только детям и ни на что постороннее не отвлекаться.

- Ну, если получится по "окошкам" - так и быть, поставим вместе, раз уж хотите, - отвечает другая коллега.

Вика и Ника на занятии

Это был урок рисования у соседки по кабинету.

Девочек привели вовремя, в этом плане всё "тип-топ". Даже мамочка позаботилась о том, чтобы у каждой был свой индивидуальный носовой платок (о, это вообще достойно похвалы).

Но!

Вика - поздоровалась, быстренько, по просьбе педагога, и фартук надела, и за столик села.

А Вероника - только бегала по кабинету, кричала, плакала и ломилась в дверь. Надеть на себя фартук она не дала (педагога чуть за руку не укусила, коллега еле увернулась, да и Вику тоже укусить пыталась, когда та взялась помочь). А за стол Ника села лишь после того, как Вика чуть ли не силой толкнула ее на стул и надавила на плечи, оторвав ноги от пола (нууу, как бы "навалилась", насела на неё). Еще и крикнула "маминым" голосом:

- Место!

Ника, в отличие от Вики - не разговаривает, ничего ответить не может (да и понимает ли что-то вообще), только ревёт навзрыд, но… хотя бы уже сидит.

Тема урока - "осенние грибочки" (контур - карандашом по уже намеченным бледненьким точкам, а раскрашивать - детской медовой акварелью).

Вика - радостно берется за дело…

Только карандашом пару точек обведет - тут же на Нику отвлекается, потом возвращается к своей работе… И так много-много раз.

А Ника - ну совсем-совсем ничего не делает, только плачет, топает и крылышками машет. И вспрыгивает со стула то и дело. Ну а Вика - как раз и отвлекается от своего грибочка для того, чтобы Нику обратно к работе "призвать"…

Педагог - по сути ничего не может сделать, даже попробовать порисовать "рука в руке". Ведь ей в руки Ника не даётся, вырывается и кусается, замечаний, просьб и слов - девочка не слышит. И повысить голос и строго скомандовать - педагог тоже не может (нельзя).

Хоть как-то еще Ника проявляет "секундное" внимание лишь после того, как сестрёнка её грубо схватит за плечо и рявкнет "Место!" Ну и кисточку или карандаш может в руку взять, крепко… но просто как палку в кулак, не понимая, ЧТО это и зачем она нужна.

И такую "штуку" Вика вынуждена проворачивать каждые 3-5 минут в течение урока. Вместо того, чтобы спокойно сесть и нарисовать свой грибок, качественно и "под ключ".

И что в итоге?

В руки Ника так и не далась никому. Педагог - стояла сзади над Никой, опустив кисти рук на стол (как бы и не трогает, но и не даёт возможность убежать). Ника - просто держала кисточку как палку, почти на самом конце черенка и кричала-визжала на весь этаж. А Вика, отложив свою работу подальше, управляла Никиной кистью, перехватив её уже ближе к "железочке", и, практически самостоятельно раскрашивала этот злосчастный гриб.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Конечно, Ника дёргала рукой, поэтому, как бы Вика ни старалась, а грибок всё равно вышел кривоватый. Но ведь вышел! Только жаль, что один на двоих… Да и Нике на него, по-видимому, всё равно… А Вика - могла бы и сама свой красиво нарисовать, ну правда! И занятия были бы для неё более полезны и продуктивны, чем для сестры.

Но…

Когда коллега предложила маме перевести Вику в подгруппу (с более сложной программой), мама наотрез отказалась. Снова оправдываясь тем, что "не может водить их одновременно в разные кабинеты". И совершенно не слушая наших слов о том, что можно всегда обратиться за помощью к стационарным воспитателям (отвести-привести ребенка).

Да оно и понятно… Не нужны маме развивающие занятия для Вики, которая и так более-менее что-то может и делает. Маме, по-видимому, нужен безропотный "подручный тьютор", который, к маминому счастью и к сожалению Вики, оказался единственным человеком, кого Ника хоть как-то слышит.

Хочется, конечно, думать, что я ошибаюсь… Но не получается.

А у Вас, дорогие читатели, пусть всё получается, особенно самое хорошее и доброе.

Буду признательна за поддержку верными визитами, добрыми лайками и новыми подписками